СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классный час "Урок доброты".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный классный час очень душевный. Он может занять немного больше времени, чем один урок, т.к идёт просмотр мультфильма. Дети были в восторге от классного часа.

Просмотр содержимого документа
«Классный час "Урок доброты".»

Классный час «Кто, если не ты. Делай добро сегодня»


Цели:

- развитие представлений учащихся о добре, воспитание стремления совершать добрые дела, развитие самооценки;

- развитие у учащихся речи, мышления, умения связно выражать свои мысли, развивать коммуникативные умения.


Задачи:

• раскрыть положительные стороны доброты;

• побудить к проявлению чуткости к взрослым, сверстникам, инвалидам;

• сформировать в сознании детей понятие “доброта”;

• расширить знания школьников о доброте, о её роли в жизни каждого человека.


Личностные УУД – развитие психологической наблюдательности и умения видеть в другом человеке хорошее, принимать разные точки зрения.

Рефлексивные УУД – планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные УУД – работа с информацией, сравнение умение доказать.

Коммуникативные УУД – формирование навыков со сверстниками и взрослыми.


Ход мероприятия:

  1. Орг.момент.

  2. Вводная беседа.

- Когда-то давно старик открыл своему внуку одну жизненную истину: (СЛАЙД 2)

- В каждом человеке идет борьба, очень похожа на борьбу двух волков. Один волк представляет: зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь. ЭТО ВОЛК ЗЛА. Другой волк представляет: мир, любовь, надежду, истину, доброту и верность. ЭТО ВОЛК ДОБРА. Внук тронутый до глубины души словами деда, задумался, а потом спросил:

- А какой волк в конце побеждает?

Старик улыбнулся и ответил:

- Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.


- Как вы поняли смысл этой притчи? (ответы учеников).


- Почему люди ценят добро? 


3. Основная часть.

- Еще издавна люди стремились к добру и ненавидели зло. И эту мысль они отразили в пословицах, которые передаются из уст в уста.

- На доске рассыпаны пословицы, вам нужно их собрать.


Доброе слово человеку, что дождь в засуху.

Жизнь дана на добрые дела.

Доброе слово и железные ворота открывает.

Ласковое слово, что солнышко в ненастье.

Добро сделанное втайне, оплатится явно.





Счастье трудных дорог.

Что ты сделал хорошего?

Чем ты людям помог?

Может, строишь ракету?

Гидростанцию? Дом?

Согреваешь планету

Своим мирным трудом?

Иль под снежной порошей

Жизнь спасаешь кому?

Делать людям хорошее –

Хорошеть самому.


Эти строки заставляют нас о многом задуматься…


- Великий французский мыслитель Жан Жак Руссо писал: «Против всего можно устоять, но не против доброты». Говорят, что если есть в человеке доброта, человечность, чуткость, доброжелательность, значит, он как человек состоялся.

- Послушайте небольшой рассказ.
В жаркой, сухой степи колодец. Возле колодца изба, в ней живут дед с внуком. У колодца на длинной веревке ведро. Идут, едут люди – заворачивают к колодцу, пьют воду, благодарят деда. Однажды ведро оторвалось и упало в глубокий колодец. Не было у деда другого ведра. Нечем воды достать и напиться. На другой день утром подъезжает к дедовой избе мужик на телеге. Под соломой у него ведро. Проезжий посмотрел на колодец, глянул на деда с внуком, ударил кнутом лошадей и поехал дальше.
– Что это за человек? – спросил внук деда.
– Это не человек, – ответил дед.
В полдень проезжал мимо дедовой избы другой хозяин. Он достал из–под соломы ведро, привязал к веревке, достал воды и напился сам, дал напиться деду и внуку; вылил воду в сухой песок, спрятал ведро опять в солому и поехал.
– Что это за человек? – спросил внук деда.
– И это еще не человек, – ответил дед.
Вечером остановился у дедовой избы третий проезжий. Он достал из телеги ведро, привязал к веревке, набрал воды, напился. Поблагодарил и поехал, а ведро оставил привязанным у колодца.
– А это что за человек? – спросил внук. 
– Обыкновенный человек, – ответил дед. В.А. Сухомлинский

- Можно ли сказать, что дед с внуком – добрые люди? Почему?
- Про кого из проезжающих дед сказал, что “это не человек”. Почему?
- Почему третьего проезжего дед назвал обыкновенным человеком? Каким еще человеком его можно назвать? 

- Народная мудрость гласит: «Доброта, что солнце». (СЛАЙД 3)
- Как вы понимаете это выражение? (солнце согревает своими лучами, и доброе слово тоже греет).

- Доброту люди сравнивали с солнцем. Да, действительно, солнышко всех озаряет своими лучами. И от этих лучей мы ощущаем…(тепло, радость, свет, веселье).
Каждый лучик солнышка дарит людям теплоту, заботу и внимание.

- А какие добрые, заботливые и внимательные вы? Как бы вы поступили в некоторых ситуациях, мы сейчас и посмотрим!


  1. Утро. Школа. Ты идёшь в свой кабинет. В школьном коридоре разговаривают учителя, среди которых и твоя учительница. Что ты сделаешь?

  2. Девочка возмущенно жаловалась маме: «Во дворе есть такой плохой мальчик. Он постоянно называет меня Валькой!» «А ты его как называешь?» - спросила мама.

«Я его никак не называю. Я ему просто кричу: «Эй, ты!» Что должна ответить мама девочке?

  1. По улице шли двое прохожих. Одному было 62 года, другому – 10 лет. У первого было в руках 5 предметов: портфель, 3 книжки и 1 большой свёрток. Одна из книг упала.

- У Вас упала книжка! – закричал мальчик, догоняя прохожего.

Разве? – удивился тот.

- Конечно, - объяснил мальчик. У Вас же было 3 книги, плюс один портфель, плюс один пакет – итого пять вещей, а теперь осталось четыре.

- Я вижу, ты хорошо знаешь сложение и вычитание, - сказал прохожий, с трудом поднимая упавшую книжку. – Однако есть правила, которые ты ещё не усвоил. Какие же правила не усвоил мальчик? Как он должен был поступить?

4. Маша сидела на лавочке и весело поглядывала вокруг, держа в руках что-то похожее издалека на маленькую дыньку. Она кусочками отщипывала кожуру и бросала на землю.

– Что это у тебя? – спросил подбежавший Илья.

– Разве не видишь? – буркнула Маша.

– Мандарин! – обрадовался Илья. – Мне папа тоже покупал. Я и тебя угощал...

– А вот и не отгадал.

– А что же?

– А-пель-син! – и розовая долька исчезла во рту.

– А мне дашь попробовать?

– Да он невкусный, горький и кислый.

– Да ничего, дай хоть долечку.

– Говорю тебе – он поганый, – и соскочила с лавочки.

И в этот самый момент апельсин выскользнул у нее из рук и упал. Девочка ойкнула и заплакала.

– Что же ты плачешь? Он же поганый!

Права ли Маша? Что она забыла? Что сделала не так? Что бы вы сделали на ее месте?
Какими вас сделал солнечный лучик? (вежливыми, заботливыми, внимательными, добрыми, ответственными…)


5. Собираясь на день рождения к своей однокласснице Яне, ребята приготовили подарки. Наташа вышила салфетку, Славик взял книгу сказок, а Юра – цветы. Пришли ребята. Яна открывает дверь, встречает их.

– Здравствуй, Яна, поздравляем тебя, желаем тебе...

– Стойте! Немедленно снимите обувь, у нас лакированный паркет. А где подарки?

Друзья протянули ей подарки. Говорить не хотелось.

– Тоже мне, подарки! Да сказок у меня целая полка. А салфеток – двадцать штук, и не самодельных, а китайских. Ну ладно, проходите. Только ничего не трогайте, к стенам не притрагивайтесь – еще запачкаете.

Ребята оглянулись и пошли назад к двери.

– Подождите! Куда же вы?

Но ребята ушли, не дослушав ее.

Почему ребятам расхотелось говорить хорошие слова? Как вы бы поступили на месте Яны


6. Буратино сел за стол, подвернул под себя ногу. Печенье он запихивал в рот целиком, не жуя. В вазу с вареньем он залез прямо пальцами и с удовольствием их обсасывал. Когда Мальвина отвернулась, он схватил кофейник, выпил какао из носика и пролил на скатерть.

Девочка поморщилась и сказала строго:

– Кто вас воспитывал, скажите, пожалуйста?

– Когда папа Карло, а когда никто.

– Теперь я займусь вашим воспитанием, будьте спокойны.

Что Буратино сделал неправильно? А как надо было поступить?

Эти случаи из жизни

Можно дальше продолжать,

Но давайте скажем дружно:

Друг друга нужно уважать!


(СЛАЙД 4)

- Ребята, у меня в руках яблоко (апельсин). Давайте представим, что это не яблоко (апельсин), а наша планета Земля (душа человека). Посмотрите, какая она красивая, гладкая, светлая. Но всегда ли она так выглядит? (Ответы детей: наверное, нет). А когда она выглядит по-другому? (Ответы детей: когда мы совершаем плохие поступки). Какие именно? Какие слова противоречат слову “доброта”?


(Дети называют слова: злость, ненависть, невежество, грубость, хамство, жадность, обман, жестокость, враждебность, лень и другие; учитель с каждым названным словом втыкает зубочистки в яблоко).


- Посмотрите, ребята, что случилось с нашей планетой (с душой)? (Ответы детей)

Как нам быть теперь? (Ответы детей: назвать хорошие слова и забыть плохие).

Называйте, а я буду лечить нашу планету (Дети называют слова: доброта, вежливость, внимание, смелость, дружба, помощь, трудолюбие, забота, уважение, аккуратность и другие; вытаскивают по одной зубочистке на каждое слова и переламывают её). Посмотрите, стала ли наша планета такой, какой была? (Ответы детей: нет, остались ранки)

Что же нужно делать, чтобы эти ранки поскорее затянулись? (Ответы детей: говорить больше добрых слов, совершать больше добрых поступков).


- А теперь назовите качества доброго человека… от слова добро (Доброжелательность, Добролюбие, Добросердечность, Добропорядочность, Добрососедство, Добросовестность). 


А сейчас давайте вспомним сказку «Цветик – семицветик». Кто помнит слова, которые произносили, когда отрывали лепесток?
«Лети, лети лепесток, через запад на восток, через север, через юг. Возвращайся, сделав круг. Лишь коснёшься ты земли – быть по-моему вели…»

- Посмотрим мультик. (ВИДЕО)

- Скажите сколько лепестков было у цветика-семицветика?

- Сколько лепестков Женя потратила на доброе благородное дело?

- Как вы думаете, пожалела ли она об этом?

- Чем вознаградила бабушка - старушка Женю за её добрый поступок?

- Ребята, мы должны всегда помнить, что мы все разные: у нас разный цвет волос, разный разрез глаз, разные лица, разные улыбки, разный цвет кожи и разные физические и интеллектуальные возможности. Но мы все люди и должны вести себя друг с другом по-человечески, с пониманием и добротой.

- В мультике мальчик Витя не мог бегать и силой сострадания и добра Женя подарила ему новые ножки.

- К большому сожалению, мы не можем по волшебству всем людям с ограниченными возможностями вернуть радости жизни, но мы можем окружать их теплом и заботой, поддерживать добрым словом и благородными поступками. И доброта к нам вернется в различных её проявлениях. Но нужно помнить, что все добрые дела мы должны совершать от чистого сердца, искренне.

- 3 декабря отмечается Международный день инвалидов. (СЛАЙД 5)

- К большому сожалению много людей рождается с ограниченными возможностями, но и не мало таких, которые приобретают эти ограничения в течении своей жизни. И те люди, которые чувствуют поддержку близких, родных и друзей, они дальше двигаются по жизни и радуются ей. Ведь, если что – то Бог забирает, то он обязательно что- то даст взамен. Среди людей с ограниченными возможностями много спортсменов, художников, писателей, ученых и просто очень хороших людей! Мы должны жить все в мире и согласии! Нам нами должны парить частички добра! Добро спасёт мир!


(ВИДЕО)- СЛАЙД 6

- Я хочу, чтобы вы усвоили правила доброты (СЛАЙД 7)

Помогать людям.

Защищать слабого.

Не завидовать.

Прощать ошибки другим.


- Надеюсь, что вы поняли, что необходимо (СЛАЙД 8)

Не наступать, а уступать.

Не захватить, а отдать.

Не кулак показать, а протянуть руку.

4. Рефлексия.

Игра-тренинг

(Включить красивую, приятную мелодию.)

Дети, сядьте прямо, расслабьтесь, слегка вытяните руки вперед ладонями вверх и закройте глаза. Представьте себе то, что я вам сейчас скажу.

Нарисуйте в своем воображении цветок добра и хорошего настроения. Положите его на обе ладони. Почувствуйте, как он согревает вас: ваши руки, ваше тело, вашу душу. От него исходит удивительный запах и приятная музыка. И вам хочется ее послушать. Мысленно поместите все добро и хорошее настроение этого цветка внутрь, в свое сердце.

Почувствуйте, как добро входит в вас, доставляет вам радость. У вас появляются новые силы: силы здоровья, счастья и радости. Вы чувствуете, как ваше тело наполняется удовольствием и радостью. Как приятно вашему лицу, как хорошо и радостно становится вашей душе...

Вас обвевает теплый, ласковый ветерок. У вас доброе, согревающее душу настроение. У вас в душе солнышко!

Ребятам раздаются солнышки.


5. Подведение итога. (СЛАЙД 9)

- Вы ещё дети, но впереди вас ждёт много славных дел. Вы сделаете нашу планету Земля красивой. Но прежде вы должны вырасти настоящими людьми – смелыми, добрыми, трудолюбивыми. Ведь делать добро – это здорово.

- Я хочу, чтобы вы запомнили то, что вы сейчас чувствуете, и взяли с собой, уходя из класса. Теплые чувства и хорошее настроение будут по-прежнему с вами...