Классный час во 2 классе «Толерантность и Терпимость!».
Цель: знакомство учащихся с понятием "толерантность", его происхождением, значением и актуальностью его формирования, как нравственного качества личности, дать учащимся возможность оценить степень своей толерантности; сформировать правильное представление о толерантном поведении.
Задачи:
Образовательная:
Помочь учащимся понять, почему очень важно уважать окружающих.
Формировать толерантные отношения одноклассников между собой;
Объяснить ученикам, почему очень важно уметь решать проблемы мирным путём.
Развивающая:
Развивать речь, обогащать словарный запас учащихся.
Развивать умения формулировать и высказывать своё мнение, владеть собой, уважать чужое мнение.
Развивать представления о других людях на основе сопоставления себя с ними, выделения сходства и различий
Развивать у воспитанников терпимость к различиям между людьми.
Воспитательная:
Воспитание уважительного отношения учащихся к себе, к друзьям, одноклассникам, желание и умение прощать.
Воспитание чувства коллективизма, сплочённости.
Способствовать предупреждению детской агрессивности и жестокости в решении конфликтных ситуаций.
Ход занятия:
На доске 2 круга – планета Добра и планета Зла.
Назовите всех, кто, по вашему мнению, живет на одной планете и на другой. (Называют качества этих жителей.)
- Итак. Мы поняли кто на какой планете живет.
- А теперь представим, что жители планеты Зла прилетели на планету Добра.
-Что тогда будет? - Как они себя поведут?
- Как себя будут чувствовать жители планеты Добра?
- Что нужно сделать для того чтобы жители двух планет не враждовали между собой?
Мы непохожие и разнокожие.
Русоволосые и кареглазые.
Лицом все светлые и сердцем славные.
Все очень дружные – и это главное.
Беседа.
Все люди на земле похожи между собой, но в тоже время будет правильно сказать, что все люди разные. Вы согласны со мной? Давайте попробуем определить наши сходства и различия. Чем мы все похожи?… А в чем люди отличаются друг от друга?…
Как вы считаете, можно ли по этим признакам определить: хороший человек или плохой?… Конечно нельзя! Вы совершенно правы.
Прочитайте тему классного часа. Выскажите свои мнения, о чем пойдет речь на нашем классном часе? (ответы учащихся записываются в таблицу)
Игра «Мы все особенные».
Давайте поиграем в игру. Кто-либо из вас называет какую-то свою особенность. Встают те, кто имеет такую же особенность. Например: «У меня есть брат. Встаньте все, у кого есть братья»
Вывод: все мы с вами чем-то похожи.
Просмотр мультфильма «Ежик должен быть колючий».
А сейчас я приглашаю вас посмотреть мультфильм, в котором все было совсем не так, как у нас с вами, а совсем наоборот…
Обсуждение мультфильма.
Кто главные герои мультфильма?
Кто из героев мультфильма понравился больше всех? Почему?
Опишите ежика, который отличался от остальных.
Как относились к нему родные?… Другие жители леса?… Почему?
Кто был против кудряшек ежа?
Как повели себя близкие после насмешек вороны?… Почему?
Как вы относитесь к кудрявому ежику?
Нужно ли было кудряшки ёжика превращать в колючки?
Как вы думаете, какое чувство испытывал ежонок? Обидно ли ему было, как вы думаете?
Как вы думаете, какими чертами характера он обладал? Почему вы так решили?
Какой совет вы бы дали родителям и братьям этого ежика?
Что случилось с вороной?
Почему она побелела?
Какой бы совет вы дали вороне?
Что бы вы пожелали ежонку?
Когда вам было смешно? Когда грустно?
Сложно ли быть не таким, ка все?
Стоит ли ежику стесняться и прятать свои кудряшки?
Будут ли у ёжика друзья в школе?
Чему учит нас этот мультфильм?
Вывод: Мы все разные и никто не виноват, что он родился таким, все заслуживают хорошего отношения.
И доказать нам это поможет упражнение.
Я приглашаю выйти ко мне 5 человек. Вы получаете листы бумаги. Ваша задача выполнять последовательность действий, которую я называю.
- сложите лист пополам
-сложите еще раз пополам
-оторвите правый верхний угол
-оторвите левый нижний угол
-сложите пополам
-оторвите правый нижний угол
Обсуждение. Почему, выполняя одинаковые команды, участники получили разные результаты? Почему итог работы некоторых одинаков? Чему учит данное упражнение?
Вывод: Все люди разные, имеют разные взгляды, интересы, одну и ту же ситуацию оценивают по-разному.
А как называется способность принимать людей такими, какие они есть? Толерантность.
Что же такое толерантность? Это уважительное отношение, отношение с пониманием, с терпением.
В отличие от «терпимости» (терпеть — не жалуясь, безропотно переносить, сносить что-то бедственное, тяжелое, неприятное»)
Толерантность (в современный язык слово пришло из англ. tolerance) — готовность доброжелательно признавать, принимать поведение, убеждения и взгляды других людей, которые отличаются от собственных. При этом даже в том случае, когда эти убеждения или взгляды тобою не разделяются и не одобряются
7. Подведение итогов «Наше доброе сердце»
- А как быть человеку, который отличается от других: например он чернокожий, или этот человек – инвалид, или у него какая-то редкая болезнь?…
- Что бы вы пожелали человеку, который не похож на остальных?...
А теперь я приглашаю вас вновь встать в круг очень тесно друг к другу, возьмитесь за руки и по моей команде все поднимем руки вверх и хором весело скажем: Мы вместе и это здорово!
Я сегодня всех благодарю за теплый, доверительный разговор, за добрые, умные мысли, за творческое отношение к работе! «Попробуйте не наступить, а уступить. Не захватить, а отдать. Не кулак показать, а протянуть ладонь .Не спрятать, а поделиться. Не орать, а выслушать. Не разорвать, а склеить».
Вы благодарные слушатели! Удачи вам! Успехов! Вы лучшие! Спасибо!
- Что такое терпение?
- Что такое толерантность?
- В чем их схожесть?
- Как вы понимаете выражение “толерантность в общении”?
- Все ли терпимо?
- Где границы терпимости?
Итак, мы видим, что термин “толерантность” объемен и многогранен.