СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классный час "Знаете, каким он парнем был?"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Классный час, посвященный 60-летию полета Ю.А. Гагарина

Просмотр содержимого документа
«Классный час "Знаете, каким он парнем был?"»








Классный час, посвященный 60-летию полета в космос Ю.А. Гагарина

9 класс



Знаете, каким он парнем был?


Методическая разработка учителя математики

Базановой Татьяны Михайловны














2021 год



Оборудование:

  • интерактивная доска, компьютер;

  • презентации

  • выставка книг и фотографий.

Музыкальное оформление: аудиофайл песни «Знаете, каким он парнем был?»

Цель: познакомить учащихся с жизнью первого космонавта Ю.А. Гагарина

Задачи:

  • стимулировать творческую активность и познавательные способности подростков;

  • повысить интерес к изучению космоса и истории космонавтики;

  • способствовать воспитанию чувства гражданственности и патриотизма.

























Учитель: кажется, это было вчера. Но с момента полета первого космонавта Ю.А. Гагарина прошло 55 лет. Для истории это даже не миг. А сколько событий, какой скачок в исследовании космоса произошел за эти 55 лет! Сравните: всего лишь 108 минут… и многомесячные полеты. Первые пилотируемые одноразовые космические корабли («Восток», «Восход», «Аполлон»), с которых начиналась история космонавтики, кажутся детскими игрушками. А для того чтобы даже кратко рассказать обо всех событиях за прошедшие 55 лет, не хватит и многотомного издания.

Но самым важным, самым ценным и значимым был тот первый полет в космос: белый гермошлем, оранжевый скафандр, красные буквы «СССР», руки, поднятые в торжественно-прощальном жесте, грохот двигателей, клубы огня и дыма, уходящая ввысь ракета, ставшее историей гагаринское «Поехали!», первые 108 минут человечества в космическом пространстве и звучащие на весь мир русское «ГАГАРИН!». Жизнь его проста: школьник, ремесленник, летчик, муж, отец. Но он был частицей нашей судьбы, важной вехой в истории нашего государства. А словосочетание «гагаринский характер» - это символ воли и бесстрашия, до сих пор. С чего начиналась дорога в космос этого необыкновенного человека? Кто он для нашей Родины?

Ученик (1): Юрий Алексеевич Гагарин родился 9 марта 1934 года. Детство крестьянского паренька Юры Гагарина прошло в деревне Клушино Смоленской области. Отец Гагарина – имел двухклассное образование церковно-приходской школы. Но был человеком любознательным, слыл мастером на все руки, хорошим плотником, и его хозяйство относилось к числу крепких. Мама была заведующей молочно-товарной фермой колхоза. Родители привыкли к тяжелому труду и с детства приучали к этому своих детей.

Юра был подвижным и любознательным. Подражая отцу, мастерил игрушечные самолетики. Маленького Юру тянуло в школу. Хотелось так же, как брат и сестра, готовить вечером уроки, иметь свой собственный пенал и тетрадки.

К учению Юрий относился серьезно. Не гнался за хорошими отметками в дневнике, а просто хотел знать как можно больше, научиться всему как можно быстрее. Шла Великая Отечественная война. В одной небольшой классной комнате занимались два класса – первый и третий. Потом, во вторую смену, второй и четвертый. Даже тетради были редкостью. Часто приходилось писать на полях газеты, на кусках обоев.

Однажды произошло событие, оставившее в душе мальчика неизгладимое впечатление. Над селом пролетели два самолета с красными звездами на крыльях, первые самолеты, которые довелось всем увидеть. Один из самолетов был подбит в воздушном бою, и летчик увел его на болото. Самолет упал и переломился, а летчик, молодой парень, удачно выпрыгнул над самой землей. Рядом опустился второй самолет – пилот не оставил товарища в беде. Они провели ночь около уцелевшего самолета. Мальчишки тоже остались с ними. Поеживаясь от холода, они не спускали с героев слипающихся глаз. Наутро летчики улетели на одном самолете, а душе Юрия осталось какое – то странное, ранее неизведанное чувство: хотелось летать на самолете и быть таким же храбрым и красивым, как эти двое.

Но мечта была еще не до конца осознанной, далекой, а жизнь – жестокой и горькой. Ужасы войны Юра испытал на себе: немецкие захватчики определили дом Гагариных под мастерские и ему вместе с отцом, мамой, братом и сестрой пришлось ютиться в землянке. Оккупация, зрелище угоняемых в Германию молодых людей, детей, среди которых были старшие брат Валентин и сестра Зоя, обыски, грабежи, зверства фашистских солдат, зарева пожарищ – все пережил мальчик.

Учащийся (2): в 1946 году семья Гагариных перебралась в Гжатск. Юра пошел в четвертый класс. Юра рос компанейским, учился хорошо, занимался с отстающими, был председателем совета отряда. Дети тогда помогали взрослым в уборке картофеля и овощей. Участки отводились им такие же, как и взрослым – ребята не отставали от них. В воскресные дни ходили в лес, но не в походы: разыскивали могилы советских солдат, устанавливали памятные доски. На окраине Гжатска был когда-то лес; боясь партизан, немцы вырубили его. Вот и решили ребята посадить новые саженцы. До сих пор лесные посадки стоят как памятники тем ребятам.

Учащийся (3): после окончания начальной школы Юрий поступил в Гжатскую среднюю школу. Классы – бывшие небольшие жилые комнаты, пар не было, а стояли сколоченные из досок столы, и чтобы выйти к доске, надо было пролезть под ними. Дров на отопление не хватало, поэтому каждый ученик приносил по полену. Но все равно было холодно, сидели в пальто. Чтобы писать приходилось отогревать пузырьки с чернилами на груди.

Юра был активистом: участвовал в художественной самодеятельности, увлекался фотографией; записался в духовой оркестр. Вскоре увлекся физикой, записался в технический кружок. Ученики под руководством Льва Михайловича Беспалова сделали летающую модель самолета с бензиновым моторчиком. Разговоров о том, как эта машинка взяла и полетела к солнцу, было не на один вечер. Юра по совету учителя прочитал книгу о жизни Циолковского. Любовь к этому человеку, восхищение его идеями космических полетов Гагарин пронес через всю жизнь.

Учащийся (4): в 1949 году, окончив шесть классов, Юрий Гагарин решил продолжить учебу в Москве, где жили его родственники. Родители и учителя уговаривали его закончить семилетку в Гжатске, но Юрий настоял на своем. А в последних числах сентября пришла телеграмма: «Срочно привозите Юру!» Оказалось, в Люберецком ремесленном училище №10 был недобор учащихся, и Юрин дядя уговорил директора принять племянника. Правда с условием: тот пойдет в седьмой класс школы рабочей молодежи. (В мае следующего года Гагарин вручил директору РУ №10 Василию Михайловичу Быкову свидетельство об окончании семилетки с одними «отлично» и похвальную грамоту.) За парту в училище Юра сел лишь в начале октября. Получил он первую свою форму: гимнастерку, брюки, черную шинель с петлицами «РУ-10», ботинки, шапку и фуражку с эмблемой («ключ» и «молоток»), широкий ремень с опознавательным знаком «РУ» на металлической бляхе, нательное белье, носки, носовые платки, подворотнички. Форма Юре очень понравилась, берег ее. Каждый день у него был белоснежный воротничок – любил стирать их и подшивать. Пряжка на ремне и пуговицы на шинели и гимнастерке всегда сверкали. А ботинки при любой погоде блестели как лакированные.

Юра учился и одновременно работал на заводе, получая 30 рублей в месяц. Половину зарплаты он отсылал домой. Мать давала взбучку: ишь, мол, богатей нашелся! Сын в ответ оправдывался: «Куда мне такие деньжищи? Кормежка – до отвала, гардероб у меня царский, вплоть до государственных носовых платков…» Преподаватели души не чаяли в парнишке: он покорял не только лучезарной улыбкой, но и отношением к учебе, жизни. В профтехучилища, известно, шли не самые примерные ребята, многие тайком курили, употребляли спиртное.

Крепкий сельский мальчик Юра Гагарин увлекся спортом: волейболом, баскетболом, лыжами. Его назначили старостой группы. Вожаком он был строгим, требовательным, и группа занимала регулярно первое место. Благодаря одному из преподавателей он с увлечением занялся черчением, предполагая, что это очень пригодится в дальнейшей жизни. В те годы Юрий сожалел, что в сутках 24 часа: учеба давалась нелегко – сказывались потерянные из-за войны школьные годы.

Формовщик литейного цеха – профессия не из легких. Она требовала не только знаний и опыта, но и большой физической силы. Гагарин стал литейщиком пятого разряда.

Дирекция ремесленного училища помогла Гагарину и еще нескольким ребятам поступить в индустриальный техникум в Саратове.

Учащийся (5): у «неразлучных москвичей» - так звали их в техникуме – учеба ладилась, они любили математику, понимали, что в век атома, без нее не прожить. К ребятам часто обращались за помощью. Занимался Юрий во многих кружках: физико- техническом, литературном, драматическом, математическом, немецкого языка, играл в духовом оркестре; был капитаном баскетбольной команды, хотя высоким ростом не отличался. Физику в техникуме преподавал Николай Иванович Москвин, ученик профессора Соколова (автора учебника физики). Это был высокообразованный, чуткий, уже пожилой человек, свои лекции он читал интересно, образно, увлекательно. Москвин организовал физический кружок, участники которого выступали с докладами. Учитель поручил Юре сделать доклад об учении Циолковского: о реактивных двигателях и межпланетных путешествиях. «Циолковский перевернул мне душу. Это было посильнее Жюля Верна, и Герберта Уэллса, и других научных фантастов. Все сказанное ученым подтвердилось наукой и его собственными опытами. Циолковский писал, что за эрой самолетов винтовых придет эра самолетов реактивных, и они уже бороздили стратосферу. Словом все предвиденное гением сбылось.» - вспоминал Гагарин. Свой доклад он закончил словами: «Человечество не останется вечно на Земле, но в погоне за светом и пространством сначала робко проникнет за пределы атмосферы, а затем завоюет себе все околосолнечное пространство». Прочел и почувствовал, - вспоминает Гагарин, - как сердце дрогнуло и забилось сильнее… И, может быть, именно с этого дня у меня появилась новая болезнь, которой нет названия в медицине, - неудержимая тяга в космос». И именно эта студенческая работа круто изменила судьбу Юры. У него появилась тяга к небу.

Учащийся (6): Годы учебы летели незаметно и были до предела заполнены разнообразными занятиями. Но стоило Юрию услышать гул пролетающего самолета, встретить летчика на улице, как душа его сразу замирала. Гагарин знал, что в Саратове есть аэроклуб. И вот осенью 1954 года стало известно, что в аэроклуб принимают студентов четвертых курсов техникумов. Юрий с друзьями прошли все комиссии и были зачислены на отделение пилотов. Сначала теория полета, знакомство с устройством самолета и авиационного двигателя. На первых порах его даже разочаровали эти скучные занятия. Дорога к самолетам оказалась куда длиннее, чем представлял себе Юрий.

К каждому полету по программе аэроклуба Юра относился очень серьезно. Всегда был собран и педантичен. «Когда я начал работать в зоне, вспоминал инструктор Дмитрий Павлович Матьянов, - я был поражен четкостью его действий, как будто машину вел профессиональный пилот. После того как Гагарин завершил пилотаж, я попросил его снова набрать высоту и повторить левый комплекс. В него входили: переворот, петля Нестерова и полупетля. Гагарин как и в первый раз, все выполнил отлично. Я понял, что это не случай помог курсанту, что Гагарин – человек больших способностей…» Об этом полете Гагарина написали в газете «Заря молодежи». Там было всего несколько строк о полете, помещены фотографии в кабине самолета. Юра послал этот экземпляр газеты домой, в Гжатск. Мама в ответном письме написала: «Мы гордимся, сынок… Но ты, смотри, не зазнавайся…» И этот наказ мамы он пронес через всю свою жизнь!

В мае 1955 года у курсантов была летная практика на самолете Як-18. А у Юрия как раз в это время началась самая ответственная пора в техникуме – дипломный проект. Гагарину досталась довольно сложная тема – разработка литейного цеха крупносерийного производства на 9 тысяч тонн литья в год. Кроме того, нужно было разработать технологию изготовления деталей и методику производственного обучения в ремесленном училище по изготовлению деталей. Дипломная работа требовала множества чертежей. Но он смог защитить диплом на «отлично», и к выпускным экзаменам в аэроклубе успешно подготовиться. Об этом красноречиво свидетельствует «Выписка из ведомости индустриальных оценок пилотов, окончивших Саратовский аэроклуб ДОСААФ» от 24.09.1955года. Оценка знаний теории полета самолета Як-18 – «отлично»; мотор – «отлично»; самолетовождение – «отлично»; радиосвязь- «отлично»; техника пилотирования – «отлично». Именно в Саратове работали лучшие в стране тренеры-парашютисты. Именно в Саратовской области Гагарин приземлился, возвращаясь из космоса. В книге «Дорога в космос» Гагарин писал: «Все случилось, как в хорошем романе: возвращение из космоса произошло там, где впервые летал на самолете».

Учащийся (7): как одного из лучших курсантов аэроклуба Юрия Гагарина направили в Оренбургское военное авиационное училище. Курсантам предстояло научиться летать на реактивных самолетах. Наконец наступил долгожданный день первых полетов на «МиГах». Красивый, удобный, маневренный «МиГ» полюбился сразу, несмотря на перегрузки. Но надо было многое освоить, чтобы стать настоящим летчиком: высший пилотаж, маршрутные полеты, воздушные стрельбы, групповую слетанность. Всей этой премудрости обучал Юрия квалифицированный летчик-инструктор Ядкар Акбулатов. У него был верный глаз охотника, он все успевал замечать в воздухе и не прощал ни малейшей ошибки. Уже в первом полете в зону он отметил, что глубокие виражи выходят у Юрия не совсем чисто…Вскоре он похвалил его за вертикальные фигуры, на которых возникали сильные перегрузки.

Но не все выходило гладко. Случались неудачи. Маленький рост Юрия затруднял ориентировку при посадке машины. Для того чтобы лучше чувствовать землю в этот ответственный момент полета, он приспособил специальную подушку. Был и такой неприятный случай. По одной из учебных дисциплин преподаватель поставил Гагарину тройку. Это была первая тройка за все время его учебы. Пять дней он провел за учебниками, никуда не выходил из училища и на шестой день отправился на пересдачу. Преподаватель спрашивал много и строго. Обычно при повторном экзамене выше четверки не ставят. Но в этот раз неписаное правило было нарушено, и Гагарину поставили пять.

В это время случилось событие , заставившее говорить об этом весь мир: 4 октября 1957 года был запущен первый советский искусственный спутник Земли. Появилась новая наука – практическая космонавтика. Курсанты, командиры и преподаватели задавали один вопрос: «Что будет дальше?» Строили смелые предположения: возможно, лет через 15 и человек полетит в космос. И сразу возникал вопрос: «А кто?» Одни говорили, что это будет ученый-академик, другие утверждали, что инженер, а может врач или подводник. Но все в тайне мечтали, чтобы это был летчик-испытатель.

Вскоре Гагарин сдал государственный экзамен на «отлично», и 5 ноября 1957 года курсантов произвели в офицеры, с присвоением квалификации пилота-техника.

Учащийся (8): После окончания училища ему предлагали остаться в Оренбурге, быть летчиком-инструктором, но он попросился на Север. Он хотел пройти через трудности, научиться летать в сложных погодных условиях. Север был самым подходящим для этого. А как он любил небо! «Небо… Необъятное, бездонное. Чтобы понять силу его притяжения, его надо увидеть не с земли, а с высоты. Надо забраться повыше и тогда… Тогда оно откроется совсем иным. Когда я впервые увидел небо с высоты птичьего полета, дрогнуло мое сердце от тоски: как необозрим этот мир, который я еще никогда не видел в своей жизни! И закружилась голова. Так все было неожиданно красиво. Я понял это мой путь, я пойду к небу…» А впереди были еще сотни полетов, ночью и днем, в сложных погодных условиях Севера. Предстояло еще обрести свою небесную «походку» и свой «почерк» в воздухе, изучать различные науки…

Учащийся (9): Над планетой занималась заря космической эры. Узнав о наборе кандидатов для испытания новой летной техники, Ю.А. Гагарин 9 декабря 1959 года пишет рапорт с просьбой зачислить его в такую группу. Вскоре последовал вызов в Москву для прохождения всестороннего медицинского обследования. Было трудно, приговоры врачей обжалованию не подлежали. Отсев был большой, из 10 человек оставляли одного. Но Гагарин был уверен, что его не спишет следующая комиссия. Первый этап был пройден, и у Юрия появилась надежда. Потянулись дни ожидания. Пришла бумага: его снова вызывали на комиссию. И опять все повторилось сначала. Но теперь требования врачей возросли вдвое. Кандидатов выдерживали в барокамере при различных степенях разреженности воздуха; крутили в центрифуге. Врачи выявляли какая у кандидатов память, сколь легко переключается внимание, какова способность к быстрым, точным, собранным движениям.

Основная программа медицинских исследований завершилась 15 февраля 1960 года. При отборе оценивали не только здоровье, но и культурные и социальные интересы, эмоциональную стабильность. Хотели, чтобы будущий космонавт мог ориентироваться и не теряться в сложной обстановке полета, и принимал во всех случаях правильные решения. Гагарин остался в числе отобранных летчиков – кандидатов в космонавты.

Учащийся (1): В первый отряд космонавтов пришли крепкие парни, знающие свое дело, профессиональные летчики; смекалистые, целеустремленные, готовые к риску и испытаниям. Почему выбор пал именно на Гагарина? Этот вопрос задавали раньше и задают сейчас. 23 августа началась аттестация будущих космонавтов. О Юрии Гагарине авторитетная комиссии писала: «Любит зрелища с активным действием, где превалируют героика, воля к победе, дух соревнований. В спортивных играх занимает место инициатора, вожака, капитана команды. Как правило, здесь играют роль его воля к победе, выносливость, целеустремленность, ощущение коллектива. Любимое слово - «работать». На собраниях вносит дельные предложения. Постоянно уверен в себе, в своих силах. Уверенность всегда устойчива. Его очень трудно, по существу невозможно, вывести из состояния равновесия. Настроение обычно немножко приподнятое, вероятно, потому, что у него юмором, смехом до краев полна голова. Вместе с тем трезво-рассудителен. Наделен беспредельным самообладанием. Тренировки переносит легко, работает результативно. Развит весьма гармонично. Чистосердечен. Чист душой и телом. Вежлив, тактичен, аккуратен до пунктуальности. Любит повторять: «Как учили!» скромен. Смущается, когда «пересолит» в своих шутках. Интеллектуальное развитие у Юры высокое. Прекрасная память. Выделяется среди товарищей широким объемом активного внимания, сообразительностью, быстротой реакции. Усидчив. Тщательно готовится к занятиям и тренировкам. Уверенно манипулирует формулами небесной механики и высшей математики. Не стесняется отстаивать точку зрения, которую считает правильной. Похоже, что знает жизнь больше, нежели некоторые его друзья».

Учащийся (2): 12 апреля 1961 года Юрий Гагарин оправдал надежды – выдержал испытание. Выдержал по всем параметрам. Ракета-носитель «Восток» с кораблем «Восток», на борту которого находился Гагарин, была запущена с космодрома Байконур. После 108 минут пребывания в космосе Гагарин успешно приземлился, неподалеку от города Энгельса в Саратовской области.

Тысячу раз был прав академик Сергей Павлович Королев, когда сказал о том, что «в решительные минуту жизнь находит наилучшего исполнителя своих замыслов». Увенчанный орденами великих и малых государств, переживший триумфальную пальбу пушек, блеск почетных экскортов, шум ликующей толпы, Гагарин смущенно признавался: «…Я даже не предполагал, что будет такая встреча. Ну, слетаю, ну, вернусь… А чтоб так, не думал…»

Учащийся (3): невозможно представить дальнейшую судьбу человека, которого нет сейчас рядом с нами. Но он был гениален. Всю свою душу, все свои силы, весь свой талант вложил он в «космическую работу».

27 марта 1968 года Юрий Алексеевич Гагарин погиб в авиационной катастрофе вблизи деревни Новоселово Киржачского района Владимирской области, выполняя учебный полет на самолете МиГ – 15УТИ под руководством опытного инструктора В.С. Серегина, готовясь ко второму старту в космос. Погиб человек необычайного мужества и душевной красоты. Имя его будет бессмертно в истории человечества, в истории планеты, которую он любовно называл «Голубой». Имя Гагарина переросло границы и океаны, а след, оставленный его короткой жизнью, будет жить века.

Похоронен полковник Ю.А. Гагарин в Кремлевской стене на Красной площади 15 апреля 1968 года.

Учащийся (4): Как первый человек, побывавший в космосе Гагарин стал символом покорения межзвездных пространств. Первый полет в космос вызвал большой интерес во всем мире, а сам Гагарин превратился в мировую знаменитость. По приглашению зарубежных правительств он побывал в 30 странах. И не случайно в его наградном списке есть ордена и медали разных государств.

(на экран проецируется презентация «Награды Гагарина».)

Учащийся (5): именем Гагарина названы города- его родной Гжатск и город в Мирзачульском районе Джизакской области в Узбекистане. Его имя носят бульвары, улицы, проспекты и площади во многих городах России.

В Атлантическом океане 20 лет работало для поддержания связи наземных пунктов управления полетами с экипажами космических кораблей и станций научно-исследовательское судно «Космонавт Юрий Гагарин».

Учащийся (6): Есть имя Гагарина и в небе – его именем назван кратер на обратной стороне Луны. На Луне американские астронавты оставили памятные медали с изображением людей, отдавших жизнь освоению космоса, в том числе и медаль с изображением Гагарина.

В ангольском городе Намибе самолеты стартуют в небо в аэропорту имени Юрия Гагарина.

Земля тоже не забыла своего сына – редкий минерал, найденный в шахтах Восточно-Казахстанской области Казахстана, был назван «гагаринит».

А селекционером Громовым в 1980 году выведен сорт гладиолусов под название «Улыбка Гагарина».

Установлено в разных местах нашей страны и за рубежом более 50 бюстов Ю.Гагарина. Назовем лишь некоторые из них.

(на экран проецируется презентация «Памятники Юрию Гагарину».)

Учитель: Такие парни, как Гагарин всегда были и будут нужны нашей России.

(звучит песня «Знаете, каким он парнем был?» муз. А. Пахмутовой, сл. Н.Добронравова.)
























Литература:

  1. Гагарин, В.А. Мой брат Юрий: повесть/литюзапись В.Сафоновой. – 3-е изд. – Смоленск:Моск. Рабочий, Смол.отд-ние, 1984.

  2. Гагарин, Ю.А. Дорога в космос. Записки летчика-космонавта СССР. М.: Правда, 1961.

  3. Гагарина, А.Т. Память сердца. Воспоминания Анны Тимофеевны Гагариной, записанные с ее слов Татьяной Копыловой. – М.: АПН, 1985.

  4. Гагарина, В.И. Каждый год 12 апреля/лит.запись М.Реброва. – М.: Сов. Россия, 1984.

  5. Губарев В.С. Утро космоса. Королев и Гагарин. – М.: Мол.Гвардия, 1984.

  6. Легостаев, В.П. Космонавтика//Большая Российская энциклопедия. М., 2010. Т.15.