СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Коеспект урока русского языка,10 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Коеспект урока русского языка,10 класс»

Конспект урока русского языка в 10 классе.


Тема урока: ««Нормативное употребление слов и фразеологизмов».


Организационный момент.


  1. Мотивация учебной деятельности. Лингвистическая разминка.

  • Отгадай загадку.

1) На него бросают слова и деньги, когда их не ценят; он обычно бывает в голове у легкомысленных людей; его советуют искать в поле; он обычно свистит в ушах при быстрой езде. (Ветер. Бросать слова/деньги на ветер; ветер в голове; ищи ветра в поле (не удается найти, как ни старайся); ветер свистит в ушах).

2) Это не цветы, но они вянут, если говорят глупости; не дрова, но могут гореть; не ладони, но ими можно хлопать; их иногда даже развешивают доверчивые граждане. (Уши. Уши вянут (так описывают ощущения от совершенно неприемлемых или глупых речей какого-либо человека); уши горят (о состоянии, когда человек испытывает чувство стыда); хлопать ушами (слушать что-либо, но не понимать, о чем идет речь); развесить уши (доверчиво и увлеченно слушать чей-либо разговор).



  1. Формулирование темы урока. Ученическое целеполагание.

  • Учитель объявляет тему урока: «Нормативное употребление слов и фразеологизмов».

  • Тема урока ясна. Определите задачи нашего урока. (Обобщить и систематизировать знания по темам «Фразеологизмы». «Паронимы» Уметь применять полученные знания при решении заданий 5 и 6 на ЕГЭ)..)


  1. Актуализация опорных знаний. Надеюсь, что гонять лодыря и сидеть сложа руки мы не будем, поэтому вспомним материал, пройденный на прошлом уроке.

Упражнение. Мозговой штурм (по материалам учебника стр.61(теория), упр.99: повторение, проверка домашнего задания).

  • Фразеологизм – это … (Устойчивое сочетание слов, равное по значению либо одному слову, либо целому предложению.)

  • Раздел науки о языке, изучающий фразеологизмы называется …(Фразеология)

  • Значение фразеологизмов разъясняется в … (Во фразеологических словарях русского языка, а также в толковых словарях.)

  • Молодцы, переходим к решению учебных задач.


  1. Работа по теме урока (работа в группах). Правила работы в группах. Самооценка, оценка учителя.

Задание 1. Вспомним признаки фразеологизмов.


1-я группа. Определите, какие из выделенных словосочетаний являются фразеологизмами. Докажите, что остальные выделенные сочетания свободные. Распределите в два столбика. (Это устойчивые словосочетания, соотносятся с одним словом)

1. Куда дул ветер, туда и относило дым. Он всегда чувствовал, куда дует ветер. 2Ребенку намылили голову, но мыло попало и в глаза. За то, что я не выучил уроки, мне намылили голову. 3. Расстояние мы определили на глаз. На глаз больного наложили повязку.


2-я группа. Замените выделенные слова подходящими по смыслу фразеологизмами. Назовите признаки фразеологизмов. (Соотносятся с определенным понятием, лексическое значение имеет весь фразеологизм в целом)

Работали все; он вдруг замолчал; он нередко переусердствовал; на улице темно; он сильно покраснел; он любил задаваться.

Для справок: от мала до велика; набивать себе цену; до корней волос; перегибал палку; проглотил язык; ни зги не видно.


3-я группа. Выберите из слов, данных в скобках, те, которые обычно используются в составе приведенных фразеологизмов. О каком признаке фразеологизмов идет речь? (Целостность, неделимость фразеологизма)

(Заяц, кот, козел) наплакал; (медвежья, собачья, волчья) услуга; открыть (Африку, Америку, Австралию); биться головой об (пол, стенку, дверь).


4-я группа. Вставьте слова, всегда употребляющиеся в составе данных фразеологизмов.

Душа в пятки… . Семи пядей во … И в ус не … Как сыр в масле … За тридевять… Как зеницу … Как собаке пятая … Гусь свинье не … (устойчивость и воспроизводимость (не создаются в речи, а используются готовыми, требуют запоминания)

– Итак, закончили работу. Проверим. Какие знания надо было применить, чтобы выполнить задание? (Знать признаки фразеологизмов и свободных словосочетаний.)


На основе теоретического блока и упражнения делается вывод о признаках фразеологического оборота, которые записываются в тетрадях: 1) устойчивость (в их составе нельзя заменять слова по своему желанию), 2) воспроизводимость (не создаются в речи, а используются готовыми, требуют запоминания), 3) целостность значения (лексическое значение имеет фразеологизм в целом).


Задание 2.

 Выполняя задание 2, мы увидим, зачем нужны фразеологизмы. (Работа в группах, самооценка). 

Блок 1.

Определите, какие фразеологизмы лишены образности(1 столбик), а какие имеют образный характер)2 столбик). Запишите в два столбика.

Повестка дня(1), кормить завтраками(2), глаза на мокром месте(2), иметь значение(1), до поры до времени(1), сбрасывать маску(2), между прочим(1), как гром средь ясного неба(2), на первый взгляд(1), пальчики оближешь(2).

Блок 2.

 Вспомните фразеологизмы со словом нога, дайте толкование их значения.

Примерные фразеологизмы:

В ногах правды нет, Ни в зуб ногой, Со всех ног, Ноги в руки, Ноги подкосились, Не чувствовать под собой ног, Чёрт ногу сломит, Без задних ног (спать), Встать не с той ноги,

Как собаке пятая нога и др.




Блок 3.

 Подберите к данным фразеологизмам синонимические пары.

Тертый калач –
Мурашки по спине ползают –
Мороз по коже пробирает –
От корки до корки – 
Только пятки засверкали –
Хоть волком вой – 
Провести на мякине –
Тьма кромешная –

Слова для справок: и след простыл, мурашки пошли по коже, ни зги не видно, от доски до доски, стреляный воробей, мороз по коже пошел, обвести вокруг пальца, хоть караул кричи.

Блок 4.

 Подберите фразеологизмы-антонимы к данным.

Мухи не обидит –
Курить фимиам –
Душа в душу –
Себе на уме –
Непочатый край –

Для справок: раз-два и обчелся; пальца в рот не клади, лить грязь, как кошка с собакой, душа нараспашку.

Вывод. Посмотрите на выполненные задания и скажите, зачем нам нужны фразеологизмы? (Отражают явления действительности, служат для передачи мыслей, могут выражать положительное и отрицательное отношение, создают образы, украшают нашу речь.)

Дополнительное задание. Как появляются фразеологизмы в нашей речи? Назовите основные источники фразеологизмов. (Дополнительный балл)

Происхождение фразеологизмов.

А) Большинство фразеологических оборотов имеют исконно русское происхождение, возникли в результате метафорического переосмысления свободных словосочетаний: сматывать удочки, в мутной воде рыбу ловить, месить грязь, тертый калач.

Б) Почти каждое ремесло, профессия оставили свой след во фразеологии: тянуть лямку (надолго затягивать какое-то дело, из речи бурлаков), стричь под одну гребенку (из речи парикмахеров), в час по чайной ложке (очень долго – из речи медиков).

В) Пословицы, поговорки, крылатые слова, устойчивые сочетания из русского фольклора: в ногах правды нет, отложить в долгий ящик.

Г) Крылатые слова и выражения из античной мифологии: ахиллесова пята, дамоклов меч, авгиевы конюшни.

Д) Фразеологизмы, заимствованные из старославянского языка: не от мира сего, притча во языцех, на сон грядущий.

Ж) Из научной и художественной литературы: счастливые часов не наблюдают, на деревню дедушке, человек в футляре.



Задание 3. Работа по совершенствованию культуры речи. Ошибки в употреблении фразеологизмов (5 баллов)

Фразеологизм – это средство выразительности языка, они делают нашу речь эмоциональной, выразительной и яркой. Но только в том случае, если мы правильно их используем в речи. На что нужно обратить внимание, чтобы не допустить речевых ошибок.

1) Анализ типичных речевых ошибок. (Задание 6 ЕГЭ)

1. Искажение смысла

На выпускном вечере мы спели свою лебединую песню. (последнее проявление таланта, последнее значительное произведение)

2. Нарушение состава (включение лишних слов или исключение необходимых)

Идти в одну ногу со временем, главный гвоздь программы / с тех пор немало утекло (пропущено воды)

3. Смешение двух фразеологизмов

У них всё было шито-крыто белыми нитками (шито крыто + шито белыми нитками)

4. Искажение лексического состава (замена слов)

Не мудрствуя долго (надо "... лукаво")


5. Искажение грамматической формы фразеологизма

До мозга в костях(надо «до мозга костей»)

6. Употребление фразеологизма, не соответствующего контексту

Все время у него забито под завязку


7. Стилистически неоправданное употребление фразеологизма

В результате долгих и ожесточённых боёв бойцы за можай загнали разрозненные отряды вражеских солдат.


2) Самостоятельная работа (с последующей самопроверкой). Исправьте ошибки, допущенные в употреблении фразеологических оборотов. Объясните суть каждой ошибки.

Наш класс успешно закончил полугодие, проделав сизифов труд. (Сизифов труд — это труд бесполезный, поэтому фразеологизм нельзя применять в случаях, когда речь идет об успехах.)

Мы идем в ногу со своим временем. (Нарушение целостности фразеологизма: вставка во фразеологизм «в ногу со временем» слова «свой».)

 Решение задачи привело в тупик. (Нарушение воспроизводимости фразеологического оборота «зашло в тупик».)

Нам не удалось одержать реванш над командой из другой школы. (Смешение двух фразеологизмов: одержать победу и взять реванш.)

Он работал, опустив рукава. (Нарушение целостности фразеологического оборота «работать спустя рукава».)

Львиная часть всех доходов уходила на уплату налогов. (Замена одного компонента фразеологизма другим).

В группе были студенты, которые лыка не вязали по-русски. (употребление фразеологизма, не соответствующего контексту).

Командир приказал сматывать удочки. (Стилистически неоправданное употребление фразеологизма).

Когда в наших местам наступит настоящая зима, это еще бабушка на двоих сказала.(Искажение грамматической формы фразеологизма).

Физпауза

Встаньте все, девушки покажите свою осиную талию, юноши разверните косую сажень в плечах, вдохните полной грудью, только так, чтобы глаза на лоб не полезли. Потянитесь, поднимитесь на седьмое небо от счастья, а теперь садитесь.

Преподаватель: А теперь вспомним, что такое паронимы, потому что еще одна группа ошибок (ЕГЭ, задание 5) связана с ненормативным употреблением паронимов.

Дать определение: Что такое паронимы?

Само определение подсказывает, почему так часто допускаются ошибки при употреблении паронимов. В задании 4 мы выберем из двух паронимов, указанных в скобках, именно тот, который необходимо употребить в предложении. Посмотрите в своем раздаточном материала задание 4 .


Задание 4. 


1) Любой (поступок, проступок) заслуживает осуждения

2) Мы живем в одном доме, но на (разных, различных) этажах.

3) Семье (представили, предоставили) квартиру.

4) В квартире следует (провести, произвести) ремонт.

5) Это самое (памятное, памятливое) событие в моей жизни.

6) Это очень (обидный, обидчивый) поступок.


Преподаватель: А теперь вам предстоит самостоятельно найти и устранить ошибки в употреблении паронимов в речи:

Задание 5.


Для изменения типа предоставляемых услуг АБОНЕМЕНТУ требуется заполнить особую форму в главном офисе компании.

ГАРАНТИРОВАННОЕ обслуживание автомобиля включает в себя бесплатный ремонт либо бесплатную замену вышедших из строя комплектующих.

Члены комиссии выразили благодарность за ПРЕДСТАВЛЕННЫЕ в их распоряжение материала инспекции.

Когда я думаю о Леше, я всегда вспоминаю его печальный КОРИЧНЕВЫЕ глаза.

На прогулку Катя ОДЕЛА теплую шапку.

Тип взаимоотношений, который складывается в семье между ребенком и родителями, является чрезвычайно важным ФАКТОМ в развитии каждого человека.

Со временем исследовательская лаборатория ПРЕОБРАЗИЛАСЬ с последней нашей встречи в специальное конструкторское бюро.

Комната выполняла ДВОЙСТВЕННОЕ назначение: она являлась одновременно и гостиной, и спальней.

Демидов прямо утверждал в те дни, что слухи о возбуждении уголовного дела против него- ЗЛАЯ клевета.


Подведение итогов урока, повторение понятий, использованных в процессе урока (объявление оценок, замечаний), рефлексия.

  • Давайте вернемся к целям, которые вы ставили в начале урока. Достигли ли мы этой цели?

  • Да, мы систематизировали наши знания по темам «Фразеология», «Паронимы». Упражнения выполнялись по определенным темам, и это хорошо укладывалось в голове.

  • Кому не удалось достичь их? Какое задание у вас вызвало затруднение?

  • Спасибо за работу, но возносить до небес я вас не буду до тех пор, пока вы не ответите на вопросы:

1. Для чего нужно изучать фразеологию и знать, что такое паронимы?

2. Как не допускать в речи ошибок, связанных с употреблением устойчивых сочетаний слов и паронимов?

Вот теперь я на седьмом небе от общения с вами.

Оценки выставлю с учетом вашей работы на уроке и проверки рабочих листов всем ученикам. Надеюсь, что вы продолжите изучение фразеологии для совершенствования речевого мастерства, для повышения речевой культуры, для того чтобы производить впечатление яркой индивидуальности.


7. Рефлексия

  • Выразите свое отношение к уроку, используя фразеологизмы.


8. Домашнее задание: Составить текст на тему: «Я на уроке русского языка» , используя как можно больше фразеологизмов.