СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Коммуникативно-речевое развития обучающихся в процессе проектной деятельности.

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Одним из современных подходов к преодолению недостатков в познавательной сфере и коррекции коммуникативных расстройств является самостоятельная проектно – исследовательская деятельность детей, которая заключается в интеграции всех образовательных областей и создает идеальные условия для формирования коммуникативных навыков.

Просмотр содержимого документа
«Коммуникатино - речевое развитие »

Коммуникативно-речевое развития обучающихся в процессе проектной деятельности.

СЛАЙД 1. Речь – является главнейшим средством коммуникации и определяет успешную социализацию человека в обществе. Язык и речь традиционно рассматривались в психологии, философии и педагогике, как «узел», в котором сходятся различные линии психологического развития – мышление, воображение, память, эмоции.

Проблема речевого недоразвития одна из самых глобальных в сфере коррекционной педагогики. В последнее время к нам в школу поступает все больше детей с тяжёлыми комплексными нарушениями речи и развития в целом. Но это не должно быть психологическим барьером, который становится препятствиями для полноценной жизни. Это повод для создания максимально развёрнутой системы специальных условий обучения и воспитания и более качественного психолого – педагогического сопровождения.

СЛАЙД 2. Сегодня много говориться о формировании жизненных компетенций. Согласно ФГОС для детей с ОВЗ к особым образовательным потребностям, характерным для обучающихся с ТНР относятся овладение навыками коммуникации: умение поддерживать продуктивное взаимодействие в процессе коммуникации; умение получать информацию от собеседника и уточнять ее; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях коммуникации в соответствии с коммуникативной установкой; умение активно использовать все разнообразие арсенала средств коммуникации, вариативных речевых конструкций; умение использовать коммуникацию как средство достижения цели в различных ситуациях. (ФГОС. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с тяжелыми нарушениями речи).

СЛАЙД 3. Общение, письмо, чтение – это жизненная необходимость. Следовательно, формирование коммуникативной компетенции – это важнейшая миссия нашей школы.

На сегодняшний день педагогами и  специалистами накоплен достаточный опыт  по  организации  коррекционного и психолого – педагогического сопровождения таких детей, но с каждым новым днем мы все равно продолжаем экспериментировать и искать новые, более действенные методики и подходы в коррекции и обучении детей или реанимировать старые, давно забытые эффективные методы. Одним  из  современных  подходов  к  преодолению  недостатков  в  познава-тельной  сфере  и  коррекции  коммуникативных  расстройств является самостоятельная  проектно -  исследовательская  деятельность  детей, которая  заключается  в  интеграции  всех  образовательных  областей и создает идеальные условия для   формирования   коммуникативных навыков.

СЛАЙД 4. Проектная деятельность не является новшеством (она связана с именами американского психолога, педагога и философа Джона Дьюи). В России группа педагогов – исследователей под руководством С. Т. Шацкого работала по проблеме внедрения проектного метода обучения с 1905 года. Однако, тогда метод проектов не прижился, поэтому в нашей стране долгое время не использовался. Сегодня данный метод относится к педагогическим технологиям ХХI века. Метод творческого проектирования ориентирован прежде всего на средние и старшие звенья школьного обучения, в начальной школе до недавнего времени использовался редко, а уж в коррекционной и того реже.

СЛАЙД 5. Коммуникация – это своего рода сотрудничество. “То, что ребенок сегодня умеет делать в сотрудничестве и под руководством, – утверждал выдающийся психолог Л.С. Выготский, – завтра он способен выполнить самостоятельно». Выполнение проектов (как индивидуальных, так и групповых) погружает детей в коммуникативно – речевую ситуацию и ситуацию сотрудничества. Принимая на себя роль проектантов, они учатся работать с книгой и другими источниками, слушать учителя, товарища, самостоятельно обращаться к вопросам и заданиям учебника. У учащихся формируются умения и навыки, связанные с культурой устной и письменной речи (связно отвечать по плану, пересказывать и излагать свои учебные действия, как устно, так и письменно, вести записи в дневнике наблюдений и т.д.)

СЛАЙД 6. Анализируя учебники, которыми мы пользуемся, я отметила, что при завершении раздела или темы детям предлагается выполнить проект. Очень сложная работа, требующая, больших усилий, навыков самостоятельной деятельности, программирования и анализирования! Честно говоря, учитывая специфические проблемы наших   детей, начиная работу в данном направлении, я несколько опасалась, как мы справимся с ней, не будет ли это пустой тратой времени. Но позже поняла, что работая над проектами, мы объединяем все компоненты познавательной и речевой деятельности в единую систему, в которой каждый  ребенок – автор своего проекта и одновременно участник общего дела!

Эта работа сложна! Естественно, ученики, вступая в проектную деятельность, нуждаются в дополнительной поддержке.

СЛАЙД 7. В чем сущность психолого – педагогического сопровождения в процессе работы над проектом? В какой помощи нуждается ученик на разных этапах реализации проекта?

1. Поисковый (погружение в проект) – оказание помощи в определении проблемы (она должна соответствовать возрастным потребностям и интеллектуальным возможностям, быть «психологически безопасной» для учащихся.

2. Практический (осуществление деятельности) - формирование коммуникативной культуры в процессе взаимодействия со всеми участниками проекта.

3. Презентационный (оформление и предъявление результатов) - формирование навыков публичного выступления в ходе подготовки к защите проекта.

4. Контрольный (рефлексия) - рефлексия результатов деятельности и эмоционального состояния участников проекта.

Не менее важны и следующие правила:

1. Учитель относится к ребенку как к равному партнеру. (Мы работаем над единой проблемой и учимся вместе.)

2. Учитель помогает ребенку поверить в собственные силы. (Я поддерживаю твое саморазвитие, у тебя все получится, твоя информация будет очень полезной).

3. Учитель включает ребенка в сотрудничество, пробуждает душевные силы ребенка. (Твое мнение важно для нас).

4. Происходит имитация образовательного процесса. (Роли меняются, ученик сам добывает знания и транслирует их своим сверстникам, выступает в роли учителя).

И тогда я решила, что для начала это может быть небольшая творческая или исследовательская работа, игра, требующая реализации поставленных задач, но не требующая большого количества времени и сил при подготовке. Например, выполнить рисунок, подготовить не доклад, а небольшую презентацию, придумать и эстетично оформить задачу или тесты для одноклассников, изготовить плакат, музыкальный клип или фильм. Такого рода задания не встречали негативной реакции у обучающихся, всегда выполнялись с удовольствием.

Итак, коротко хочу напомнить, уважаемые коллеги, способы и алгоритм разработки проектов. С чего начать?

Прежде всего, выбираем тему проекта. Затем типологию:

СЛАЙД 8. Типология проектов:

По количеству учащихся - индивидуальные; парные; групповые, фронтальные.

По содержанию – моно-проекты  (1 образовательная область); интегративные (2 и более образовательных областей)

По продолжительности - краткосрочные (мини-проекты – несколько занятий, 1-4 недели); среднесрочные (от 1 месяца); долгосрочные проекты (полугодие, учебный год).

По доминирующему виду проектной деятельности:

- исследовательские - дети совместно со взрослыми формулируют проблему исследования, обозначают задачи, определяют методы, источники информации, изучают, обсуждают полученные результаты, выводы, оформляют результаты исследования;

- творческие - дети договариваются о планируемых результатах и форме их представления (совместная газета, видеофильм, праздник);

- ролево – игровые - с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы;

- информационные – этот тип проектов изначально направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении; предполагается ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов;

- практико – ориентированные (прикладные) - дети собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы (оформление группы, проект правил группы, витражи и т.д.);

Начали мы реализовывать метод проектов на уроках окружающего мира, где естественным образом происходит соединение теории и практики. В рамках темы ознакомления с профессиями, мы решили исследовать профессии медицинской отрасли. И первым нашим опытом стал творческий проект с элементами исследования «Детская поликлиника» .

Первый этап – это выбор темы, определение проектного задания, планирование. Осуществляется со всей группой обучающихся одновременно. Никакое дело нельзя хорошо сделать, если неизвестно, чего хотим достигнуть (А.С.Макаренко). Обозначается проблемное поле с помощью вопросов: «Что мы знаем», «Что мы хотим узнать?». «У кого и где можно получить ответы на все эти вопросы?»

Необходимо обсудить с учениками, как найти источники информации по теме исследования:

− в школьной (городской) библиотеке,

− в Интернете или мультимедийной энциклопедии,

− книги (какие?),

− интервью (с кем?),

− опросы (кого?),

− веб-сайты (какие?),

− мультимедиаиздания (какие?),

− видеофрагменты (где взять и как соблюсти авторские права?)

СЛАЙД 9. Каждое начинание подчинено реализации определенной цели. В достижении поставленной цели помогает составление системной паутинки, своего рода плана и содержания работы над проектом, которая реализуется на втором этапе - организация деятельности. Поскольку работа над проектом затрагивает все сферы развития, то системная паутинка может выглядеть так:

Системная паутинка по проекту «Детская поликлиника».








Познавательное развитие :

1.Ознакомление с медицинскими специальностями.

2. Наблюдение за работой врача и медсестры.

3. Рассматривание и сравнение медицинских инструментов.

4. Решение проблемных ситуаций.

5. Экскурсия в медицинский кабинет.

Коммуникативно - речевое развитие :

1. Чтение художественной литературы:

2. Загадывание загадок.

3. Защита доклада – презентации «Медицинские специальности детской поликлиники».

Физическое развитие 

1. Физкультурный праздник «Закаляйся, если хочешь быть здоров!»

2. Посещение занятий ЛФК.

3. Осенний кросс. «Мы за здоровый образ жизни»

Социально – коммуникативное развитие 

1. Беседа «Я прививок не боюсь»

2. Беседа «Кто нас лечит?»

3. Инсценировка «На приеме у врача. Правила поведения»

4. Презентация клипа «Путешествие в детскую поликлинику».

Формы взаимодействия с семьей и соц. партнерами 

1. Привлечение родителей к изготовлению пособий, презентаций и т.д.

2. Подбор стихотворений, загадок, иллюстраций для создания проекта.

3. Консультации «Здоровый образ жизни», «Компьютер – друг или враг», «Профилактика нарушений зрения».

4. Участие в акции по оказанию помощи тяжелобольным детям.

СЛАЙД 10. На втором этапе - происходит самостоятельная работа по сбору информации, подготовка материалов и т.д. Именно на втором этапе дети работали в библиотеке, посетили медицинский кабинет, ознакомились с медицинскими специальностями, узнали, где можно получить медицинскую профессию. В этот период, в рамках проекта, ребята совершили очень благородное дело - самостоятельно, совместно с воспитателями изготовили поделки и устроили ярмарку в торговом центре г. Хотьково. Вырученные деньги, а это немного немало 30000 рублей, мы перечислили больной раком девочке, живущей в нашем городе.

Оформление результатов (продукта) третий этап - основная часть проекта, одно из самых сложных его звеньев. Порядок оформления дифференцируется в зависимости от возможностей и возраста обучающихся. Ребята работают над тем, что они получили в результате работы над проектом (презентация, альбомы, плакаты, дидактические игры, тесты и т.д.)

СЛАЙД 11. Для презентации результатов - четвертого этапа проекта - микрогруппы объединяются вновь и происходит защита «продукта» перед жюри и одноклассниками.

Результаты выполненных проектов должны быть "осязаемыми", т.е., если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая - конкретный результат, готовый к использованию (на уроке, в школе, в внеклассной работе, дома пр.). Необходимо, чтобы этот результат можно было увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Результатом проекта может быть видеофильм, газета, журнал, коллекция, макет, модель, наглядные пособия, плакат, поделка, праздник, представление, серия иллюстраций, стенгазета, экскурсия, путешествие, реклама, инсценировка, спектакль, соревнования и т.д..

СЛАЙД 12. Тема безопасности дорожного движения является очень актуальной на сегодняшний день. Так возникла идея проекта по теме «Азбука дороги». Это проект длительный. Мы работаем уже 2,5 месяца и уже есть результаты.

СЛАЙД 13,14. Ребята создали видеоклип к песне «Азбука дороги», а так же интерактивный обучающий журнал «Правила дорожного движения».

Подводя итоги, я могу с уверенностью сказать, что это очень трудно, но интересно и актуально. Совместное участие в проектной деятельности учит детей организовывать взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.); оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, уметь задавать уточняющие вопросы, оценивать различные точки зрения. В результате такого взаимодействия развиваются коммуникативные умения: постановка вопросов, обращение за помощью к людям, умение быть вежливым. Во время защиты проекта дети учатся выступать перед аудиторией, подбирать слова и строить фразы в спонтанной монологической речи, владеть различными формами публичных выступлений, уметь составлять план выступления, связно выступать по плану. Когда ребёнок видит результаты своей работы, представляет их окружающим, то он чувствует уверенность в своих силах, гордость, а это очень важно для детей с ограниченными возможностями здоровья.











Просмотр содержимого презентации
«презентация к докладу»

Коммуникативно-речевое развитие обучающихся с ТНР в процессе осуществления проектной деятельности.    Тихонова Н.Г., учитель – логопед, ГБОУ МО Хотьковская школа – интернат

Коммуникативно-речевое развитие обучающихся с ТНР в процессе осуществления проектной деятельности. 

Тихонова Н.Г., учитель – логопед, ГБОУ МО Хотьковская школа – интернат

Особые образовательные потребности обучающихся с ТНР:   умение поддерживать продуктивное взаимодействие в процессе коммуникации;  умение получать информацию от собеседника и уточнять ее; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях коммуникации в соответствии с коммуникативной установкой; умение активно использовать все разнообразие арсенала средств коммуникации, вариативных речевых конструкций; умение использовать коммуникацию как средство достижения цели в различных ситуациях. ( из ФГОС «Адаптивная АООП нач. общего образование для детей с ТНР»)

Особые образовательные потребности обучающихся с ТНР:

  • умение поддерживать продуктивное взаимодействие в процессе коммуникации;
  • умение получать информацию от собеседника и уточнять ее;
  • умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях коммуникации в соответствии с коммуникативной установкой;
  • умение активно использовать все разнообразие арсенала средств коммуникации, вариативных речевых конструкций;
  • умение использовать коммуникацию как средство достижения цели в различных ситуациях.

( из ФГОС «Адаптивная АООП нач. общего образование для детей с ТНР»)

Станислав Теофилович Шацкий Джон   Дьюи   (1878-1934) .   (1859-1952)

Станислав Теофилович Шацкий

Джон   Дьюи

  (1878-1934) .

  (1859-1952)

Коммуникативно – речевые навыки умение и навыки работы с книгой и другими источниками (общение в библиотеке, умение слушать учителя, товарища, подвергая их ответы простейшему анализу, самостоятельно обращаться к вопросам и заданиям учебника;  - умение и навыки, связанные с культурой устной и письменной речи (связный ответ по плану, пересказ и изложение своих учебных действий, как устно так и письменно, ведение записей в дневнике наблюдений и т.д.

Коммуникативно – речевые навыки

  • умение и навыки работы с книгой и другими источниками (общение в библиотеке, умение слушать учителя, товарища, подвергая их ответы простейшему анализу, самостоятельно обращаться к вопросам и заданиям учебника;

- умение и навыки, связанные с культурой устной и письменной речи (связный ответ по плану, пересказ и изложение своих учебных действий, как устно так и письменно, ведение записей в дневнике наблюдений и т.д.

оказание помощи в определении проблемы. оказание помощи в определении проблемы. помощь в процессе взаимодействия со всеми участниками. помощь в процессе взаимодействия со всеми участниками. формирование навыков публичного выступления формирование навыков публичного выступления рефлексия результатов и эмоционального состояния рефлексия результатов и эмоционального состояния
  • оказание помощи в определении проблемы.
  • оказание помощи в определении проблемы.
  • помощь в процессе взаимодействия со всеми участниками.
  • помощь в процессе взаимодействия со всеми участниками.
  • формирование навыков публичного выступления
  • формирование навыков публичного выступления
  • рефлексия результатов и эмоционального состояния
  • рефлексия результатов и эмоционального состояния

Психолого – педагогическая помощь на разных этапах работы над проектом:

Поисковый (погружение в проект)

Практический (осуществление деятельности)

Презентационный (оформление и предъявление результатов)

Контрольный

Типология проектов Индивидуальные, групповые, По количеству участников фронтальные По содержанию Монопроекты, интегративные. По продолжи Краткосрочные, среднесрочные, тельности долгосрочные Творческие, ролевые, исследовательские, информационные По виду проектной деятельности

Типология проектов

Индивидуальные, групповые,

По количеству участников

фронтальные

По содержанию

Монопроекты, интегративные.

По продолжи

Краткосрочные, среднесрочные,

тельности

долгосрочные

Творческие, ролевые,

исследовательские, информационные

По виду проектной деятельности

Системная «паутинка» Познаватель-ное развитие Речевое развитие Коммуника тивное развитие Проект «Детская поликлиника» Физическое развитие Хуожествен-но – эстетическое Взаимодействие с семьей

Системная «паутинка»

Познаватель-ное развитие

Речевое развитие

Коммуника

тивное развитие

Проект «Детская поликлиника»

Физическое развитие

Хуожествен-но – эстетическое

Взаимодействие с семьей

Сбор информации Сбор информации  В библиотеке  Экскурсия в мед. кабинет  Благотворительная акция в помощь больной девочке

Сбор информации

Сбор информации

В библиотеке

Экскурсия в мед. кабинет

Благотворительная акция в помощь больной девочке

Урок - презентация проекта

Урок - презентация проекта

Работа над проектом «Азбука дороги»

Работа над проектом «Азбука дороги»

Результаты работы над проектом «Азбука дороги»

Результаты работы над проектом «Азбука дороги»

Результаты работы над проектом «Азбука дороги» Интерактивный обучающий журнал «Правила дорожного движения»

Результаты работы над проектом «Азбука дороги»

Интерактивный обучающий журнал

«Правила дорожного движения»

Пищеварительная система Ротовая полость Глотка Пищевод Желудок Печень Желчь Толстая кишка Тонкая кишка Понятийная

Пищеварительная

система

Ротовая полость

Глотка

Пищевод

Желудок

Печень

Желчь

Толстая кишка

Тонкая кишка

Понятийная "гроздь" урока на тему

"Пищеварительная система"

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!