Компетентностно-ориентированные задания по русскому языку
Морозова О.В.

В
ажнейшим компонентом новой модели школьного образования является её ориентация на практические навыки, на способность применять знания, реализовывать собственные проекты. При этом идёт речь не о заучивании простых алгоритмов, а, напротив, - о подлинной фундаментализации школьного образования, при котором акцент делается не на запоминание энциклопедического набора знаний из разных областей, а на овладение фундаментальными умениями коммуникации, анализа, понимания, принятия решений.» Компетентность должна стать результатом образования – такова одна из ведущих идей ФГОС нового поколения, а непосредственным результатом образовательной деятельности становится формирование ключевых компетенций.
Русский язык относится к предметам, занимающим одно из ведущих мест в школьном цикле. В качестве учебного предмета русский язык позволяет обеспечивать интеллектуальное и духовное развитие школьников, формировать в процессе освоения лингвистической теории, языковой и речевой практики не только внутрипредметные (коммуникативная, языковедческая, культуроведческая), но и обобщённые способы познавательной деятельности (универсальные учебные действия).
Ведущей среди целей обучения русскому языку в средней школе сегодня признаётся подготовка будущего выпускника к успешной коммуникации в разных сферах общественной деятельности.
Компетентностный подход – это подход, который выделяет результат образования, а в качестве результата важно не количество полученной информации, а способность самим находить нужную информацию, выбирать способ действия в определённых ситуациях и применять знания, умения, навыки.
Компетентность рассматривается как результат образования.
Компетентность – способность учащихся самостоятельно действовать в ситуации неопределённости при решении актуальных для них проблем.
Компетентность – умения применять знания, умения и навыки в незнакомой жизненной ситуации.
К
омпетентность – умение адаптироваться в сегодняшнем стремительно меняющемся мире.
С позиций компетентностного подхода основным непосредственным результатом образовательной деятельности становится формирование ключевых компетентностей.
Сам термин «ключевые компетентности» указывает на то, что они являются «ключом». Основанием для других, более конкретных и предметно-ориентированных. Ключевые компетентности необходимы в любой области деятельности.
Существуют различные подходы к набору ключевых компетентностей. И. С. Фишман, например, выделяет шесть ключевых компетентностей:
готовность к разрешению проблем (готовность анализировать нестандартные ситуации, ставить цели и соотносить их с устремлениями других людей, планировать результат своей деятельности и разрабатывать алгоритм его достижения, оценивать результаты своей деятельности, - позволяет принять ответственное решение в той или иной ситуации и обеспечить своими действиями его воплощение в жизнь),
технологическая компетентность (готовность к пониманию инструкции, описания технологии, алгоритма деятельности, к четкому соблюдению технологии деятельности, - позволяет осваивать и грамотно применять новые технологии, технологически мыслить в тех или иных жизненных ситуациях),
готовность к самообразованию (способность выявлять пробелы в своих знаниях и умениях при решении новой задачи, оценивать необходимость той или иной информации для своей деятельности, осуществлять информационный поиск и извлекать информацию различных источников на любых носителях, - позволяет гибко изменять свою профессиональную квалификацию, самостоятельно осваивать знания и умения, необходимые для решения поставленной задачи),
готовность к использованию информационных ресурсов (есть способность делать аргументированные выводы, использовать информацию для планирования и осуществления своей деятельности, - позволяет человеку принимать осознанные решения на основе критически осмысленной информации),
готовность к социальному взаимодействию (способность соотносить свои устремления с интересами других людей и социальных групп, продуктивно взаимодействовать с членами группы (команды), решающей общую задачу, - позволяет использовать ресурсы других людей и социальных институтов для решения задач),
коммуникативная компетентность (готовность получать в диалоге необходимую информацию, представлять и цивилизованно отстаивать свою точку зрения в диалоге и в публичном выступлении на основе признания разнообразия позиций и уважительного отношения к ценностям (религиозным, этническим, профессиональным, личностным и т.п.) других людей, - позволяет использовать ресурс коммуникации для решения задач).
С
писок ключевых компетентностей определяется, исходя из тех способов деятельности, которые являются востребованными в обществе.
Под компетентностями применительно к школьному образованию понимается способность обучающихся самостоятельно действовать в ситуации неопределённости при решении актуальных для него проблем.
Наиболее значимые ключевые компетентности учащихся: информационная, коммуникативная и компетентность разрешения проблем.
Каждая ключевая компетентность представлена несколькими аспектами, определёнными на разных уровнях.
Формируемую компетентность можно узнать по задачной формулировке задания.
При изучении русского языка наиболее актуальными являются такие ключевые компетентности, как готовность к самообразованию, готовность к использованию информационных ресурсов, готовность к социальному взаимодействию, коммуникативная компетентность, готовность к разрешению проблем.

Для формирования разных компетентностей используются определённые методы.
Так, для формирования информационной компетенции могут быть использованы следующие методы:
Поиск и сбор информации:
задания на поиск информации в справочной литературе, сети Интернет, путём опросов, интервьюирования, работы с литературными первоисточниками в библиотеках и т.д.;
задачи с избытком информации (требуется отделить значимую информацию от «шума»);
задачи с недостатком информации (требуется определить, каких данных недостаёт и откуда их можно получить).
Обработка информации:
задания на упорядочение информации (выстраивание логических, причинно-следственных связей, хронологическое упорядочение, ранжирование);
составление планов к тексту;
подготовка вопросов к тексту;
составление диаграмм, схем, графиков, таблиц и других форм наглядности к тексту;
задания, связанные с интерпретацией, анализом и обобщением информации, полученной из первоисточников или из учебных материалов;
задания по обобщению материалов состоявшейся дискуссии, обсуждения.
Передача информации:
подготовка докладов, сообщений по теме;
подготовка плакатов, презентаций MS Power Point к учебному материалу;
подготовка учебных пособий по теме;
подготовка стендов, стенгазет, объявлений, пригласительных билетов, программ мероприятий и т.п.
Комплексные методы:
информационные учебные проекты;
телекоммуникационные проекты;
учебно-исследовательские работы.
В современном мире, когда информационный поток огромен, очень важно научиться ориентироваться при отборе нужной информации, извлекать фактуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения, вычитывать информацию, представленную в форме таблицы, преобразовывать визуальную информацию в текстовую, уметь перерабатывать один вид информации в другой (например, текстовую информацию в графическую) и т.п.
Для формирования коммуникативной компетентности используются методы:
все формы учебного диалога;
доклады, сообщения;
ролевые и деловые игры;
учебные исследования и учебные проекты
обсуждения, дискуссии, диспуты;
телекоммуникационные проекты;
подготовка заметок и статей СМИ.
К
омпетентностно-ориентированное задание:
это деятельностное задание;
оно моделирует практическую, жизненную ситуацию;
оно строится на актуальном для учащихся материале;
его структура задаётся следующими элементами:
стимулом;
задачной формулировкой;
источником информации;
бланком для выполнения задания (если оно подразумевает структурированный ответ);
инструментом проверки.
П
редложенная система компетентностно-ориентированых заданий направлена на формирование информационной и коммуникативной компетентностей учащихся.
Структура КОЗ:
Введение в проблему (погружает в контекст задания и мотивирует на его выполнение);
Формулировка задания (в тексте задания указано, что делать и как делать);
Информация, необходимая для решения данной задачи.
Форма предъявления результатов КОЗ.
От обычного задания КОЗ отличается тем, что ученику предлагается определённый план действия при поиске ответа на вопрос и обязательно включается элемент решения проблемы. Компетентностным является то задание, которое имеет не только учебное, но и жизненное обоснование и не вызывает у думающего ученика безответного вопроса: «А зачем мы это делаем?»
Применение компетентностно-ориентированных заданий на уроке предполагает:
использование дополнительных возможностей изучаемого материала;
адекватные способы организации изучения традиционного программного материала;
прикладной характер содержания темы;
содержание, включающее в себя оценку явлений и событий; различные концепции; различные толкования причини и следствий, другие противоречивые сведения или позиции, допускающие различное толкование;
содержание программы, связанное с событиями, явлениями, объектами, доступными непосредственному восприятию школьника.
Способы организации изучения программного материала, позволяющие эффективно использовать компетентностно-ориентированные задания:
организация изучения нового программного материала без предварительного объяснения учителя;
укрупнение дидактических единиц, концентрированное объяснение нового материала, обеспечивающее изучение основ содержания темы (понятийного аппарата, закономерностей, причинно-следственных структур, формирование обобщённой картины) с последующим расширением грани содержания на основе дополнения полученной из учебника или представленной учителем информации информацией, самостоятельно полученной из других источников.
Оценивание результатов КОЗ
Ключ (это чётко зафиксированный правильный ответ).
Модельный ответ (это примерный ответ, с которым учитель может сравнивать ответ ученика: если близко к нему, то ставится высокий балл, чем дальше от него, тем ниже балл).
Критерии оценивания (за что и в каких пределах дать баллы).
Примеры КОЗ по русскому языку. 6 класс.
Тема: Имя числительное как часть речи.
Компетентность: информационная.
Аспект: извлечение первичной информации.
Уровень 1.
Структура задания.
Стимул. Вы уже знаете, что слова относятся к той или иной части речи по определённым морфологическим признакам.
Задачная формулировка. Определите, какими морфологическими признаками обладает имя числительное.
Источник. Учебник для 6 класса, ч. 2, стр. 42-44; автор учебника: М. Т. Баранов.
Модельный ответ. Род, число, падеж.
Т
ема: Имя числительное как часть речи.
Компетентность: информационная.
Аспект: извлечение первичной информации.
Уровень 1.
Структура задания.
Стимул. Вы уже знаете, что слова относятся к той или иной части речи по определённым морфологическим признакам.
Задачная формулировка. Из предложенных морфологических признаков выберите те, которыми обладает имя числительное.
Источник. Род, лицо, спряжение, падеж, число, время.
Модельный ответ. Род, число, падеж.
Тема: Имя числительное как часть речи.
К
омпетентность: разрешения проблем.
Аспект: действия по решению проблем.
Структура задания.
Стимул. Вы уже знаете, что кроме числительных, числовое значение имеют другие части речи.
Задачная формулировка. Определите, к какой части речи относятся следующие слова.
Источник. Тройка, трое, трёхмачтовый, двойник, удвоить, пятый, пятиэтажный, впятером.
Модельный ответ: тройка, двойник – сущ., трёхмачтовый, пятиэтажный – прилаг., трое, пятый – числит., удвоить – глагол, впятером – наречие.
Тема: Имя числительное как часть речи.
Компетентность: разрешение проблем.
Аспект. Действия по решению проблемы.
Структура задания.
Стимул. Вам уже известно, что имена числительные бывают разными членами предложения.
Задачная формулировка. Определите, какими членами предложения являются числительные в следующих предложениях.
Источник. 1)Три и два – пять. 2)В окне на девятом этаже погас свет. 3)Мы живём в одной квартире. 4) И живут у нас в квартире два ужа и два ежа.
Тема: Простые и составные числительные.
К
омпетентность: информационная.
Аспект: извлечение первичной информации.
Структура задания.
Стимул: числительные бывают простыми и составными. Как определить, простое числительное или составное?
Задачная формулировка. Узнай по учебнику, какие числительные относятся к простым, какие – к составным.
Источник. Учебник для 6 класса, ч. 2, стр. 46; автор учебника: М. Т. Баранов.
Модельный ответ: простые числительные состоят из одного слова, составные – из нескольких.
Тема: Простые и составные числительные.
Компетентность: разрешения проблем.
Аспект: извлечение вторичной информации; действия по решению проблемы.
Структура задания.
Стимул: числительные бывают простыми и составными. Вспомни, как определить: простое числительное или составное?
Задачная формулировка. Распредели числительные по группам: 1) простые, 2) составные.
Источник. Пять, двадцать два, сто сорок шесть, пятьдесят, шестнадцать, тридцать девять, пятьсот семь, четыреста, триста двенадцать, десять, девятнадцать, семьсот восемьдесят три, восемьсот.
Модельный ответ. 1) простые: пять, пятьдесят, шестнадцать, четыреста, десять, девятнадцать, восемьсот; 2) составные: двадцать два, сто сорок шесть, тридцать девять, пятьсот семь, триста двенадцать, семьсот восемьдесят три.
Тема: Правописание ь на конце и в середине числительных.
Компетентность: информационная.
Аспект: извлечение первичной информации.
Структура задания.
Стимул. На конце и в середине числительных может писаться мягкий знак.
Задачная формулировка. Узнай, в каких числительных на конце пишется мягкий знак, в каких - в середине мягкий знак не пишется.
Источник. Учебник для 6 класса, ч. 2, стр. 47; автор учебника: М. Т. Баранов.
Модельный ответ. Пишется на конце Ь в числительных от пяти до двадцати и в числительном тридцать; в середине не пишется Ь в числительных пятнадцать, шестнадцать, семнадцать, восемнадцать, девятнадцать.
Тема: Правописание ь на конце и в середине числительных.
Компетентность: информационная.
Аспект: извлечение первичной информации.
Структура задания.
Стимул. На конце и в середине числительных может писаться мягкий знак.
Задачная формулировка. Узнай, в каких числительных и когда в середине пишется мягкий знак.
Источник. Учебник для 6 класса, ч. 2, стр. 48; автор учебника: М. Т. Баранов.
Модельный ответ. В И.п. и в В.п. в числительных от пятидесяти до восьмидесяти, от пятисот до девятисот.
Тема: Правописание ь на конце и в середине числительных.
Компетентность: информационная.
Аспект: извлечение вторичной информации.
Структура задания.
Стимул. Вы уже знаете, что в одних числительных в середине пишется мягкий знак, в других – не пишется.
Задачная формулировка. Распредели числительные в две группы (числительные запиши словами): 1) Ь есть в середине числительных; 2) Ь нет в середине числительных.
Источник. 500, 15, 19, 50, 900, 18, 800, 17, 600, 16, 700, 80, 60.
Модельный ответ. 1) пятьсот, пятьдесят, девятьсот, восемьсот, шестьсот, семьсот, восемьдесят, шестьдесят; 2) пятнадцать, девятнадцать, восемнадцать, семнадцать, шестнадцать.
Тема: Порядковые числительные.
Компетентность: информационная.
Аспект: извлечение первичной информации.
Структура задания.
Стимул. Вы уже знаете, что числительные бывают количественные и порядковые.
Задачная формулировка. Узнай, какими морфологическими признаками обладают порядковые числительные. Ответ запиши в виде плана.
Источник. Учебник для 6 класса, ч. 2, стр. 49; автор учебника: М. Т. Баранов.
Модельный ответ.
1. Бывают простыми и составными.
2.Имеют категорию рода, числа и падежа.
Тема: Порядковые числительные.
Компетентность: информационная.
Аспект: извлечение первичной информации.
Структура задания.
Стимул. Вы уже знаете, что порядковые числительные изменяются по падежам, числам и родам.
Задачная формулировка. Узнай, в чём особенность склонения составных порядковых числительных. Поставь числительные в Р., Д., Т. падежах.
Источник. Учебник для 6 класса, ч. 2, стр. 49; автор учебника: М. Т. Баранов.
Числительные: две тысячи четырнадцатый, двадцать пятый, сто первый.
Модельный ответ. Р.п. – две тысячи четырнадцатого, двадцать пятого, сто первого; Д.п. - две тысячи четырнадцатому, двадцать пятому, сто первому; Т.п. – две тысячи четырнадцатым, двадцать пятым, сто первым.
Тема: Разряды количественных числительных.
Компетентность: информационная.
Аспект: извлечение первичной информации.
Структура задания.
Стимул. Количественные числительные делятся на три разряда.
Задачная формулировка. Узнай, по каким признакам делятся количественные числительные на разряды . Ответ запиши в виде таблицы.
Разряд числительных | Значение (что обозначают) | Примеры |
| | |
| | |
| | |
| | |
Источник. Учебник для 6 класса, ч. 2, стр. 51; автор учебника: М. Т. Баранов.
Модельный ответ.
Разряд числительных | Значение (что обозначают) | Примеры |
Числительные, обозначающие целые числа | Целые числа | Пять, семь, двести |
Дробные числительные | Дробные числа | Две пятых, шесть седьмых |
Собирательные числительные | Несколько предметов как одно целое | Пятеро, трое, десятеро. |
Тема: Количественные числительные.
Компетентность: информационная, разрешения проблем.
Аспект: извлечение первичной информации.
Структура задания.
Стимул: Склонение числительных вызывает затруднения, особенно склонение сложных и составных числительных.
Задачная формулировка: узнай, как склоняются сложные числительные от 50 до 80 и от 500 до 900. Просклоняй числительные 60, 600, 300.
Источник. Учебник для 6 класса, ч. 2, стр. 54; автор учебника: М. Т. Баранов.
Тема: Склонение количественных числительных.
Компетентность: информационная, разрешения проблем.
Аспект: извлечение первичной информации.
Структура задания.
Стимул: Склонение числительных вызывает затруднения, особенно склонение сложных и составных числительных.
Задачная формулировка: узнай, как склоняются составные количественные числительные. Просклоняй числительное 863 (километра).
Источник. Учебник для 6 класса, ч. 2, стр. 54; автор учебника: М. Т. Баранов.
Тема: Склонение числительных.
Компетентность: информационная, разрешения проблем.
Аспект: извлечение вторичной информации, планирование действий по решению проблем.
Структура задания.
Стимул: Склонение числительных вызывает затруднения, особенно склонение составных числительных.
Задачная формулировка: вспомни, как склоняются составные порядковые числительные и составные количественные числительные. Восстанови парадигму склонения числительных. Ответь на вопрос: чем отличается склонение составных порядковых числительных от склонения составных количественных числительных.
Источник: пятидесяти двум, пятьдесят второй, пятьдесят два, пятьдесят второго, пятьюдесятью двумя, пятьдесят вторым, пятидесяти двух, о пятьдесят втором, пятьдесят второму, о пятидесяти двух.
Модельный ответ: пятьдесят два, пятидесяти двух, пятидесяти двум, пятьдесят два, пятьюдесятью двумя, о пятидесяти двух; пятьдесят второй, пятьдесят второго, пятьдесят второму, пятьдесят второй, пятьдесят вторым, о пятьдесят втором.
При склонении составных количественных числительных изменяются все слова, а при склонении составных порядковых числительных изменяется только последнее слово.
Т
ема: Склонение числительных.
Компетентность: информационная, разрешения проблем.
Аспект: извлечение вторичной информации, планирование действий по решению проблем.
Структура задания.
Стимул. При склонении имени числительного очень часто допускаются ошибки. Такие ошибки относят к грамматическим (морфологическим) ошибкам.
Задачная формулировка: найдите словосочетания, в которых допущены грамматические ошибки. Объясните причины таких ошибок.
Источник: 1)о двадцати пяти велосипедах, 2) двадцати пятью книгами, 3) отказались от двухста тридцати курток, 4) остановился в сто двух метрах от дороги, 5) не хватает восьмисот двенадцати тетрадей.
Модельный ответ: 2, 3, 4.
Тема: Дробные числительные.
Компетентность: информационная.
Аспект: извлечение первичной информации.
Структура задания.
Стимул: тебе предстоит выполнить контрольный тест, в котором будет задание на определение названия частей дробного числительного.
Задачная формулировка: узнай, из скольких частей состоят дробные числительные и как называются эти части. Запиши примеры дробных числительных.
Источник: Учебник для 6 класса, ч. 2, стр. 55; автор учебника: М. Т. Баранов.
Модельный ответ: Дробное числительное состоит из двух частей: первая – числитель дроби (представляет собой целое число), вторая – знаменатель дроби (представляет собой порядковое числительное). Например: две пятых, семь восьмых.
Тема: Дробные числительные.
Компетентность: информационная
Аспект: извлечение первичной информации.
Структура задания.
Стимул: твой одноклассник не понял тему «Склонение дробных числительных», помоги ему.
Задачная формулировка: узнай, как изменяются дробные числительные. Просклоняй числительные пять шестых (яблока), три девятых (метра).
Источник: Учебник для 6 класса, ч. 2, стр. 55; автор учебника: М. Т. Баранов.
Модельный ответ: при склонении дробных числительных изменяются обе части: пять шестых, пяти шестых, пяти шестым, пять шестых, пятью шестыми, о пяти шестых; три девятых, трёх девятых, трём девятым, три девятых, тремя девятыми, о трёх девятых.
Тема: Дробные числительные.
Компетентность: информационная, разрешения проблем.
Аспект: извлечение вторичной информации, действия по решению проблем.
Структура задания.
Стимул: твой одноклассник не понял тему «Склонение дробных числительных» и допустил ошибки, склоняя дробные числительные.
Задачная формулировка: вспомни, как склоняются дробные числительные. Исправь ошибки в ответе одноклассника.
Источник: К восьми целых две пятых прибавить одну вторую. Из две целых три седьмых вычесть четыре седьмых.
Модельный ответ: К восьми целым двум пятым прибавить одну вторую. Из двух целых трёх седьмых вычесть четыре седьмых.
Тема: Собирательные числительные.
Компетентность: информационная.
Аспект: извлечение первичной информации.
Структура задания.
Стимул: собирательные числительные имеют свои особенности сочетания с существительными.
Задачная формулировка: узнай, с какими существительными могут сочетаться собирательные числительные, найди ошибки в употреблении существительных с собирательными числительными.
Источник: Учебник для 6 класса, ч. 2, стр. 56; автор учебника: М. Т. Баранов.
1) Трое подруг встретились у театра. 2) Семерых спортсменов отправили на соревнования. 3)Двое школьниц стояли на тротуаре. 4) Пятерых медвежат привезли в зоопарк.
М
одельный ответ: собирательные числительные могут сочетаться с существительными, обозначающими
а) лиц мужского пола, детей и детёнышей животных,
б) с существительными, употребляющимися только во множественном числе. Ошибки допущены в предложениях: 1)Трое подруг встретились у театра. 3)Двое школьниц стояли на тротуаре.
Тема: Отрицательные местоимения.
Компетентность: информационная, разрешения проблем.
Аспект: извлечение вторичной информации, действия по решению проблем.
Структура задания.
Стимул: Известно, что Одиссей, попав к циклопам, назвал себя именем Никто.
Задачная формулировка: Вспомни, как это помогло Одиссею и его команде. Определи, к какой части речи это слово относится, что оно обозначает, как изменяется.
Источник: Учебник для 6 класса, ч. 2, стр. 79; автор учебника: М. Т. Баранов
Модельный ответ: Никто – это отрицательное местоимение, оно указывает на отсутствие чего-либо, изменяется по падежам.
Тема: Притяжательные местоимения.
Компетентность: информационная, коммуникативная.
Аспект: извлечение вторичной информации, составление текста.
Структура задания.
Стимул: Человек должен соблюдать правила этикета, быть вежливым.
Задачная формулировка: Узнай, какие местоимения используются как форма вежливого обращения к одному лицу и как они пишутся в этом случае. Напиши приглашение взрослому человеку (например на игру «Что7 Где? Когда?»)
Источник: Учебник для 6 класса, ч. 2, стр. 86; автор учебника: М. Т. Баранов.
Модельный ответ. Как форма вежливого обращения к одному лицу используются местоимения Вы, Ваш. В этом случае они пишутся с большой буквы.
Тема: Притяжательные местоимения.
Компетентность: информационная, решения проблем.
Аспект: извлечение вторичной информации,
Структура задания.
Стимул: В одной из школ ученики ведут на своей школьной радиостанции передачу о русском языке. Ответьте на вопросы, которые они задают радиослушателям:
- Как правильно: ихним детям или их детям?
Задачная формулировка: (Работа в паре) Ответьте на вопрос. Придумайте свои вопросы для этой передачи.
Источник: Учебник для 6 класса, ч. 2, стр. 84; автор учебника: М. Т. Баранов.
Критерии оценки. За каждый правильный ответ – один балл, за оригинальность вопросов – один балл.
Тема: Притяжательные местоимения.
Компетентность: информационная, коммуникативная.
Аспект: извлечение вторичной информации, публичное выступление.
Структура задания.
Стимул: местоимения её, его, их могут указывать на лицо и на принадлежность, что вызывает затруднение в определении
Задачная формулировка: (Проектное задание. Работа в группе). Придумайте таблицу, чтобы показать отличие личных местоимений её, его, их от лично-притяжательных её, его, их. Представьте результаты своего труда в классе, постарайтесь убедить одноклассников в полезности вашего изобретения.
Источник: Учебник для 6 класса, ч. 2, стр. 85; автор учебника: М. Т. Баранов.
Критерии оценки. За каждый правильный довод – один балл, за умение убеждать – 3 балла.
23