СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Компетентностный подход в образовании

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

    Компетентностный подход в образовании 

 

Просмотр содержимого документа
«Компетентностный подход в образовании»

Компетентностный подход :  принципы, средства и механизмы реализации

Компетентностный подход : принципы, средства и механизмы реализации

Критерии для сравнения

Предметно-знаниевая парадигма

Объем знаний

Компетентностная парадигма

максимально возможный в пределах отведенных часов на дисциплину, одинаков для всех

Роль информации в образователь­ном процессе

фиксированный только ми­нимальный и достаточный объем знаний, остальной определяется характером образовательных задач, поэтому может отличаться направлениями

информация - главное в учебном процессе. Роль преподавателя - выдать порцию информации и оценить уровень ее усвоения

Используемые технологии

Характер взаи­модействия преподаватель-обучающийся, обучающийся-обучающийся

информация как предметное поле, на котором развивается интеллектуальная деятельность по решению проблем

репродуктивные педаго­гические технологии, ориентированные на воспроизведение знания, автоматизацию умений и навыков (школа памяти)

Социально-личностные образования

преимущественно субъект-объектный, существенные затруднения реализации субъект-субъектного взаимодействия

преобладают активные обра­зовательные технологии, ориентированные на развитие творческой деятельности, саморазвитие обучающегося (школа мышления)

Сформированность субъективного знания

если появляются, то, как побочный результат образования, не плани­руемый

совместная деятельность предполагает субъект-субъектный характер взаи­модействия. Совместная деятельность при индивидуальной ответственности

Качество образования оценивается через

трудно определить, потому что проявляется в деятельности, часто в совместной деятельности, на которую не ориентирован учебный процесс

планируемый результат обра­зования, фиксируемый обучающимися на основе рефлексии

Оценка результатов обучения по

проявляется и диагностируется в процессе деятельности, без его появления невозможно развитие деятельности: личностное знание - условие осуществления деятельности.

количество и качество ЗУН

Результат образования

необходимый набор ЗУН. значимое знание, неявное, личностное знание, приращение знания, компетентность

количеству усвоенных знаний

качеству усвоенных и приме­ненных знаний, результатам деятельности

ЗУН

компетентность

Компетенция - совокупность потенциальных свойств в системе потенциального качества выпускника. Компетенция выступает новообразованием в структуре качества учащегося в системе образования , формирующимся за образовательный цикл в рамках образовательной системы. Компетентность -  не просто совокупность компетенций, а совокупность компетенций, актуализированных в определенных видах деятельности. Компетентность есть мера актуализации компетенций в процессе их развития, связанной с самоактуализацией личности выпускника в соответствующих видах деятельности.

Компетенция - совокупность потенциальных свойств в системе потенциального качества выпускника.

Компетенция выступает новообразованием в структуре качества учащегося в системе образования , формирующимся за образовательный цикл в рамках образовательной системы.

Компетентность - не просто совокупность компетенций, а совокупность компетенций, актуализированных в определенных видах деятельности.

Компетентность есть мера актуализации компетенций в процессе их развития, связанной с самоактуализацией личности выпускника в соответствующих видах деятельности.

Компетенция (в отличии от предметного навыка) – это характеристика способа мышления и способности человека реализовывать способ мышления в конкретных видах практик. Компетенция включает в себя два основных параметра:  способность: владение способом деятельности, а в развитой форме — порождение способов в соответствии с конкретными ситуациями и задачами; готовность: экзистенциальная характеристика, интегрирующая в себя волю, способность ставить и удерживать цель, психофизический базис, позволяющий начинать действовать и стремиться к достижению цели.

Компетенция (в отличии от предметного навыка) – это характеристика способа мышления и способности человека реализовывать способ мышления в конкретных видах практик.

Компетенция включает в себя два основных параметра:

  • способность: владение способом деятельности, а в развитой форме — порождение способов в соответствии с конкретными ситуациями и задачами;
  • готовность: экзистенциальная характеристика, интегрирующая в себя волю, способность ставить и удерживать цель, психофизический базис, позволяющий начинать действовать и стремиться к достижению цели.
Образование в компетентностном подходе рассматривается не только как самостоятельная деятельность, но и как создание основы для всей остальной деятельности человека . При этом совокупность социальных отношений, в которых участвует человек, в том числе, его социальный статус, степень удовлетворения материальных интересов и другие показатели качества его жизни в значительной степени являются результатом его  деятельности и в силу этого также определяются результатами его образования.

Образование в компетентностном подходе рассматривается не только как самостоятельная деятельность, но и как создание основы для всей остальной деятельности человека . При этом совокупность социальных отношений, в которых участвует человек, в том числе, его социальный статус, степень удовлетворения материальных интересов и другие показатели качества его жизни в значительной степени являются результатом его деятельности и в силу этого также определяются результатами его образования.

Сферы компетентности 2. 1. Компетентность Компетентность в сфере самостоятельной познавательной деятельности и самообразования – усвоение способов поиска и анализа информации из различных источников, как основы постоянного профессионального роста и достижения успеха в общественной и личной жизни. в сфере социально-трудовой деятельности – оценка собственных профессиональных и карьерных возможностей, анализ ситуации на рынке труда, освоение этики трудовых взаимоотношений, толерантность, самоорганизация и т.п. 3. 4. 5. Компетентность Компетентность Компетентность в сфере в сфере общественной деятельности – в бытовой сфере – культурно-досуговой деятельности – здоровый образ жизни, семейные отношения, устройство жилища освоение функций гражданина, избирателя, потребителя и т.п. выбор способов использования и ведение хозяйства и т.п. свободного времени, своего духовного развития . ОБРАЗОВАНИЕ: СОКРЫТОЕ СОКРОВИЩЕ Learning: The Treasure Within Доклад Международной комиссии ЮНЕСКО по образованию для XXI века

Сферы компетентности

2.

1.

Компетентность

Компетентность

в сфере самостоятельной познавательной деятельности и самообразования – усвоение способов поиска и анализа информации из различных источников, как основы постоянного профессионального роста и достижения успеха в общественной и личной жизни.

в сфере социально-трудовой деятельности – оценка собственных профессиональных и карьерных возможностей, анализ ситуации на рынке труда, освоение этики трудовых взаимоотношений, толерантность, самоорганизация и т.п.

3.

4.

5.

Компетентность

Компетентность

Компетентность

в сфере

в сфере общественной деятельности

в бытовой сфере

культурно-досуговой деятельности

здоровый образ жизни, семейные отношения, устройство жилища

освоение функций гражданина, избирателя, потребителя и т.п.

выбор способов использования

и ведение хозяйства и т.п.

свободного времени,

своего духовного развития .

ОБРАЗОВАНИЕ: СОКРЫТОЕ СОКРОВИЩЕ

Learning: The Treasure Within

Доклад Международной комиссии ЮНЕСКО по образованию для XXI века

Сферы компетентности СООТНОШЕНИЕ  КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ И СФЕР КУЛЬТУРЫ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОМПЕТЕНТНОСТИ СФЕРЫ КУЛЬТУРЫ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИНФОРМАЦИОННАЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ФИЛОСОФСКАЯ ГРАЖДАНСКО-ОБЩЕСТВЕННАЯ НРАВСТВЕННАЯ ПРАВОВАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КОММУНИКАТИВНАЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКАЯ БЫТОВАЯ ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА БЫТА И ЖИЛИЩА КУЛЬТУРА ТЕЛА КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ЭСТЕТИЧЕСКАЯ И ХУДОЖЕСТВЕННАЯ

Сферы компетентности

СООТНОШЕНИЕ

КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ И СФЕР КУЛЬТУРЫ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

КОМПЕТЕНТНОСТИ

СФЕРЫ КУЛЬТУРЫ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИНФОРМАЦИОННАЯ

ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ

ФИЛОСОФСКАЯ

ГРАЖДАНСКО-ОБЩЕСТВЕННАЯ

НРАВСТВЕННАЯ

ПРАВОВАЯ

ПОЛИТИЧЕСКАЯ

СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВАЯ

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ

КОММУНИКАТИВНАЯ

ПОТРЕБИТЕЛЬСКАЯ

БЫТОВАЯ

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ

КУЛЬТУРА БЫТА И ЖИЛИЩА

КУЛЬТУРА ТЕЛА

КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВАЯ

ФИЗИЧЕСКАЯ

ЭСТЕТИЧЕСКАЯ И ХУДОЖЕСТВЕННАЯ

Механизмы реализации компетентностного подхода Содержание образования в компетентностном подходе должно представлять собой системно организованный учебный материал и способы работы с ним, детерминируемые как задачами использования результатов образовательной деятельности, так и условиями ее осуществления. Задача: «В реку запустили мальков. (График ежегодного увеличения их массы прилагается.) Фермер, который их разводит, думает извлечь из своего промысла максимальную прибыль. По истечении скольких лет он может начать отлов рыбы, чтобы она эффективно размножалась, но это не ухудшило бы экологию в окрестностях реки и не сказалось бы на судьбе рыбной популяции?» Задача по математике в рамках проекта PISA, который выявляет уровень математической грамотности пятнадцатилетних подростков.

Механизмы реализации компетентностного подхода

Содержание образования в компетентностном подходе должно представлять собой системно организованный учебный материал и способы работы с ним, детерминируемые как задачами использования результатов образовательной деятельности, так и условиями ее осуществления.

Задача: «В реку запустили мальков. (График ежегодного увеличения их массы прилагается.) Фермер, который их разводит, думает извлечь из своего промысла максимальную прибыль. По истечении скольких лет он может начать отлов рыбы, чтобы она эффективно размножалась, но это не ухудшило бы экологию в окрестностях реки и не сказалось бы на судьбе рыбной популяции?»

Задача по математике в рамках проекта PISA, который выявляет уровень математической грамотности пятнадцатилетних подростков.

Структурная модель образовательной практики

Структурная модель образовательной практики

Требования общества и производства к выпускнику - физическая / психофизиологическая готовность : необходимые показатели здоровья, умение регулировать свое физическое и душевное состояние, психологическая устойчивость, в том числе к стрессам; скорость реакции; выносливость, готовность переносить физические и психические нагрузки;

Требования общества и производства к выпускнику

- физическая / психофизиологическая готовность :

  • необходимые показатели здоровья,
  • умение регулировать свое физическое и душевное состояние, психологическая устойчивость, в том числе к стрессам;
  • скорость реакции;
  • выносливость, готовность переносить физические и психические нагрузки;
Требования общества и производства к выпускнику - психологическая / психотехническая готовность : целеустремленность, настойчивость, стойкая мотивация к достижению; открытость; коммуникативная компетентность; умение выстраивать благоприятные межличностные и отношения, умение предупреждать и разрешать конфликты, умение работать в команде, сотрудничать; готовность принять на себя ответственность за собственные действия и действия других людей; готовность к принятию решений; готовность рационально регулировать свои деятельность и поведение; готовность подчиняться императивным нормам: законам, стандартам, правилам, технологиям и др.; готовность к конкуренции в рамках нравственных и правовых ограничений;

Требования общества и производства к выпускнику

- психологическая / психотехническая готовность :

  • целеустремленность, настойчивость, стойкая мотивация к достижению;
  • открытость;
  • коммуникативная компетентность;
  • умение выстраивать благоприятные межличностные и отношения, умение предупреждать и разрешать конфликты, умение работать в команде, сотрудничать;
  • готовность принять на себя ответственность за собственные действия и действия других людей;
  • готовность к принятию решений;
  • готовность рационально регулировать свои деятельность и поведение;
  • готовность подчиняться императивным нормам: законам, стандартам, правилам, технологиям и др.;
  • готовность к конкуренции в рамках нравственных и правовых ограничений;
Требования общества и производства к выпускнику - социальная / социокультурная / социотехническая готовность : знание общих социальных императивов; сформированное представление о желаемых социальных ролях и статусах, знание способов их достижения и умение его использовать; умение организовать для себя круг общения, завоевать доверие и уважение; толерантность к чужим мнениям, умение их использовать, гибкость, адаптивность к ситуации; толерантность к кросскультурным, национальным, конфессиональным различиям; наличие лидерских качеств – умение убеждать, понимать цели, потребности и возможности, завоевать авторитет;

Требования общества и производства к выпускнику

- социальная / социокультурная / социотехническая готовность :

  • знание общих социальных императивов;
  • сформированное представление о желаемых социальных ролях и статусах, знание способов их достижения и умение его использовать;
  • умение организовать для себя круг общения, завоевать доверие и уважение;
  • толерантность к чужим мнениям, умение их использовать, гибкость, адаптивность к ситуации;
  • толерантность к кросскультурным, национальным, конфессиональным различиям;
  • наличие лидерских качеств – умение убеждать, понимать цели, потребности и возможности, завоевать авторитет;
Требования общества и производства к выпускнику - собственно личностная готовность : сформированное мировоззрение; владение навыками самоопределения; знание и внутреннее принятие границ дозволенного и недозволенного в нравственном и правовом отношениях, сформированное и принятое в качестве руководства к жизненным поступкам представление о долге и чести; внимательность, наблюдательность; креативность; активность, инициативность; владение необходимыми для осуществления любой профессиональной деятельности нормами общей культуры (грамотность, аккуратность, исполнительность, дисциплинированность, энергичность и др.);

Требования общества и производства к выпускнику

- собственно личностная готовность :

  • сформированное мировоззрение;
  • владение навыками самоопределения;
  • знание и внутреннее принятие границ дозволенного и недозволенного в нравственном и правовом отношениях, сформированное и принятое в качестве руководства к жизненным поступкам представление о долге и чести;
  • внимательность, наблюдательность;
  • креативность;
  • активность, инициативность;
  • владение необходимыми для осуществления любой профессиональной деятельности нормами общей культуры (грамотность, аккуратность, исполнительность, дисциплинированность, энергичность и др.);

Требования общества и производства к выпускнику - профессиональная готовность : профессиональное научное (предметное) и методологическое знание, умение (в необходимых случаях – навык) его использовать; знание императивных норм деятельности (законов, иных нормативных актов и организационно-распорядительных документов, технологий и др., относящихся к профессиональной деятельности) и умение использовать это знание; владение необходимыми общепрофессиональными нормами деятельности (умением самостоятельно искать, усваивать необходимую информацию и превращать знание в умение / навык, навыками работы на компьютере, владением иностранным языком и др.); владение навыками рефлексии, логического (абстрактного, формального) мышления, понимания ситуаций и текстов, умение создавать для себя схемы деятельности и эффективно работать в нестандартных, ранее не исследованных ситуациях; владение методами поиска, получения и систематизации информации; умение структурировать большие объемы информации и принимать эффективные решения при недостаточности информации.

Требования общества и производства к выпускнику

- профессиональная готовность :

  • профессиональное научное (предметное) и методологическое знание, умение (в необходимых случаях – навык) его использовать;
  • знание императивных норм деятельности (законов, иных нормативных актов и организационно-распорядительных документов, технологий и др., относящихся к профессиональной деятельности) и умение использовать это знание;
  • владение необходимыми общепрофессиональными нормами деятельности (умением самостоятельно искать, усваивать необходимую информацию и превращать знание в умение / навык, навыками работы на компьютере, владением иностранным языком и др.);
  • владение навыками рефлексии, логического (абстрактного, формального) мышления, понимания ситуаций и текстов, умение создавать для себя схемы деятельности и эффективно работать в нестандартных, ранее не исследованных ситуациях;
  • владение методами поиска, получения и систематизации информации;
  • умение структурировать большие объемы информации и принимать эффективные решения при недостаточности информации.
Задачи образования в контексте компетентностного подхода  формирование ценностных ориентаций : эстетических и этических оценочных критериев, определяющих ( a ) желаемое будущее, ( b ) реально достижимое будущее и ( c ) нравственно допустимые пути его достижения; формирование личной идеологии как представления о должном (как я  должен  жить, что я  должен  делать) и правосознания как представления о том, что человек вправе и не вправе  делать;  - приобретение способности понимать ситуации, возникающие в жизни, и строить эффективную коммуникацию по поводу этих ситуаций; в первую очередь, развитие способности к рефлексии и формирование понятий , необходимых для понимания и коммуникации;

Задачи образования в контексте компетентностного подхода

  • формирование ценностных ориентаций : эстетических и этических оценочных критериев, определяющих ( a ) желаемое будущее, ( b ) реально достижимое будущее и ( c ) нравственно допустимые пути его достижения; формирование личной идеологии как представления о должном (как я должен жить, что я должен делать) и правосознания как представления о том, что человек вправе и не вправе делать;

- приобретение способности понимать ситуации, возникающие в жизни, и строить эффективную коммуникацию по поводу этих ситуаций; в первую очередь, развитие способности к рефлексии и формирование понятий , необходимых для понимания и коммуникации;

Задачи образования в контексте компетентностного подхода развитие  мышления  как способности оперировать с понятиями, схемами, образами, другими эпистемологическими единицами в соответствии с нормами культуры, выработанными человеческой историей;  приобретение способности формировать образ желаемого будущего в границах реально достижимого будущего , ставить цели своей жизни и деятельности (как проекты будущего Мира и себя самого в Мире) в соответствии со своими ценностными ориентациями, формулировать задачи, решение которых необходимо для достижения целей;  формирование умения осуществлять проблематизацию , если постановка задач не удается, анализировать ситуацию и формулировать проблемы , систематизировать и решать их, превращая проблемы в пакеты задач;

Задачи образования в контексте компетентностного подхода

  • развитие мышления как способности оперировать с понятиями, схемами, образами, другими эпистемологическими единицами в соответствии с нормами культуры, выработанными человеческой историей;

  • приобретение способности формировать образ желаемого будущего в границах реально достижимого будущего , ставить цели своей жизни и деятельности (как проекты будущего Мира и себя самого в Мире) в соответствии со своими ценностными ориентациями, формулировать задачи, решение которых необходимо для достижения целей;

  • формирование умения осуществлять проблематизацию , если постановка задач не удается, анализировать ситуацию и формулировать проблемы , систематизировать и решать их, превращая проблемы в пакеты задач;

Задачи образования в контексте компетентностного подхода   присвоение и освоение норм , выработанных человечеством для осуществления деятельности в направлениях, соответствующих поставленным перед собой задачам;  формирование умения рефлексировать освоенные нормы мышления и деятельности и определять границы их применимости;  - приобретение способности выбирать, создавать, присваивать и осваивать знания , необходимые для решения задач своей деятельности, формировать на их основе и осваивать новые нормы деятельности, тем самым создавая средства и методы для решения задач;

Задачи образования в контексте компетентностного подхода

  • присвоение и освоение норм , выработанных человечеством для осуществления деятельности в направлениях, соответствующих поставленным перед собой задачам;

  • формирование умения рефлексировать освоенные нормы мышления и деятельности и определять границы их применимости;

- приобретение способности выбирать, создавать, присваивать и осваивать знания , необходимые для решения задач своей деятельности, формировать на их основе и осваивать новые нормы деятельности, тем самым создавая средства и методы для решения задач;

Задачи образования в контексте компетентностного подхода  - формирование способности к творчеству , в том числе, творческого воображения , как основы для создания новых продуктов в материальной и духовной сферах, новых средств и методов решения задач собственной практики и, одновременно, расширения границ культуры;  формирование, кроме рациональных, духовно-эмоциональных оснований  поведения, деятельности и построения социальных отношений: любви, веры в абсолютный идеал, стремления к истине и стремления к красоте;  - формирование способности действовать  на основе понимания, знания и духовных оснований, преобразуя действием себя и Мир и, тем самым, достигая поставленных целей.

Задачи образования в контексте компетентностного подхода

- формирование способности к творчеству , в том числе, творческого воображения , как основы для создания новых продуктов в материальной и духовной сферах, новых средств и методов решения задач собственной практики и, одновременно, расширения границ культуры;

  • формирование, кроме рациональных, духовно-эмоциональных оснований поведения, деятельности и построения социальных отношений: любви, веры в абсолютный идеал, стремления к истине и стремления к красоте;

- формирование способности действовать на основе понимания, знания и духовных оснований, преобразуя действием себя и Мир и, тем самым, достигая поставленных целей.

Проектирование образования: деятельностная (компетентностная) модель      Исследование   Проектирование:   Концептуализация Моделирование         объекты/ материал процедуры про дукты Культура, процессы, структуры Характеристики современного общества   Роли, позиции, деятельность человека в обществе. Характеристики деятельности человека в информационном обществе   Компетенции человека в современном обществе Модель компетенций человека в современном обществе   Модель компетенций человека в современном обществе Содержание общего среднего образования    Требования к организации образовательного процесса общего среднего образования Содержание общего среднего образования    Концептуальная модель образ. процесса общ. сред. образования Требования к компетентности педагогов   

Проектирование образования: деятельностная (компетентностная) модель

 

 

Исследование

 

Проектирование:

 

Концептуализация

Моделирование  

 

 

 

объекты/ материал

процедуры

про дукты

Культура, процессы, структуры

Характеристики современного общества

 

Роли, позиции, деятельность человека в обществе.

Характеристики деятельности человека в информационном обществе

 

Компетенции человека в современном обществе

Модель компетенций человека в современном обществе

 

Модель компетенций человека в современном обществе

Содержание общего среднего образования

 

Требования к организации образовательного процесса общего среднего образования

Содержание общего среднего образования

 

Концептуальная модель образ. процесса общ. сред. образования

Требования к компетентности педагогов

 

Средства реализации компетентностного подхода

Социальные технологии: включение обучающихся в создание новых форм организации социальной жизни;

Технологии культурной политики: включение обучающихся в создание новых культурных форм и в практики управления современными процессами средствами культуры;

Технологии регионального развития: формирование основ пространственного мышления и навыков работы с территориальными комплексами посредством комплексного анализа развития регионов и территорий (региональные исследования, разработка региональных программ и т.д.);

Антропологические технологии: освоение обучающимися практик развития Человека в различных аспектах – эмоциональном, физическом, волевом, духовном, интеллектуальном;

Технологии научного познания: включение обучающихся в практики научной работы как в практики наблюдения, описания, конструирования основных явлений окружающего мира;

Инженерные технологии: включение обучающихся в создание технических объектов, соразмерных потребностям устойчивого развития;

Включение обучающихся в реализацию современных визуально-эстетических практик, освоение основных современных «экранных» технологий: видео, кино, телевидение, веб-дизайн и т.д.

Средства реализации компетентностного подхода Компетентность учителя заключается в умении создать, организовать образовательную, развивающую среду, в которой становится возможным достижение образовательных результатов ребенком. Все остальные более частные компетенции вытекают из общей и являются ее составными частями.  В их числе можно выделить следующие компетенции:

Средства реализации компетентностного подхода

Компетентность учителя заключается в умении создать, организовать образовательную, развивающую среду, в которой становится возможным достижение образовательных результатов ребенком. Все остальные более частные компетенции вытекают из общей и являются ее составными частями.

В их числе можно выделить следующие компетенции:

Средства реализации компетентностного подхода • Уметь определять цели и образовательные результаты ребенка на языке компетенций.  • Уметь включать учащихся в разные виды работы и деятельности в соответствии с намеченными результатами, учитывая склонности, индивидуальные особенности и интересы.  • Уметь использовать разнообразные приемы и способы включения учащегося в разные виды деятельности, позволяющие ему наработать требуемые компетенции.  • Уметь подмечать склонности учащегося и в соответствии с ними определять примерное направление его развития.  • Уметь организовать и руководить групповой проектной деятельностью учащихся.

Средства реализации компетентностного подхода

Уметь определять цели и образовательные результаты ребенка на языке компетенций.

Уметь включать учащихся в разные виды работы и деятельности в соответствии с намеченными результатами, учитывая склонности, индивидуальные особенности и интересы.

Уметь использовать разнообразные приемы и способы включения учащегося в разные виды деятельности, позволяющие ему наработать требуемые компетенции.

Уметь подмечать склонности учащегося и в соответствии с ними определять примерное направление его развития.

Уметь организовать и руководить групповой проектной деятельностью учащихся.

Средства реализации компетентностного подхода • Уметь занимать экспертную позицию относительно демонстрируемых учащимся компетенций в разных видах деятельности и оценивать их при помощи соответствующих критериев.  • Уметь осуществлять рефлексию своей деятельности и своего поведения в процессе учебных занятий и корректировать их.  • Уметь организовать дискуссию и участвовать в ней, понимая, что своя собственная точка зрения может быть также подвержена сомнению и критике.  • Уметь создавать атмосферу, в которой учащиеся хотели бы высказывать свои сомнения, мнения и точки зрения на обсуждаемый предмет, хотя бы они и расходились с уже существующими.

Средства реализации компетентностного подхода

Уметь занимать экспертную позицию относительно демонстрируемых учащимся компетенций в разных видах деятельности и оценивать их при помощи соответствующих критериев.

Уметь осуществлять рефлексию своей деятельности и своего поведения в процессе учебных занятий и корректировать их.

Уметь организовать дискуссию и участвовать в ней, понимая, что своя собственная точка зрения может быть также подвержена сомнению и критике.

Уметь создавать атмосферу, в которой учащиеся хотели бы высказывать свои сомнения, мнения и точки зрения на обсуждаемый предмет, хотя бы они и расходились с уже существующими.