СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Компьютер в жизни подростка. Польза и вред

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Индивидуальный проект к школьной конференции

Просмотр содержимого документа
«Компьютер в жизни подростка. Польза и вред»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 «Средняя общеобразовательная школа № 106»

 г. Трёхгорный   Челябинская область 










Компьютер в жизни подростка.

Польза и вред


социальный проект






Автор: Заживихин А.Д.,

7 «В» класс МБОУ «СОШ № 106»

г. Трёхгорный, Челябинская область


Руководитель: Вершинина Н.Н.,

учитель МБОУ «СОШ № 106»

г. Трёхгорный, Челябинская область



















2021

Стр.3

Стр.4

Стр.6

Стр.8

Стр.9

Стр.10

Содержание

Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Глава 1. Роль компьютера в жизни современного подростка. . . . . . . . . . . . . . . . .

Глава 2. Результаты анкетирования подростков. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Список использованных источников. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Приложение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .




Введение

Многообразие информационных технологий, их стремительное развитие и модернизация общества в целом привели к тому, что компьютер стал неотъемлемой частью жизни современного человека. Компьютерная техника уже давно используется не только в сугубо специальных целях (военное дело, медицина, научные исследования, математические, инженерные расчеты), но и применяется в повседневной жизни обычного человека, в том числе и подростка.

Актуальность данной исследовательской работы выражается в необходимости изучить какую роль играет компьютер в современной жизни подростка, какие польза и вред сопряжены с этим использованием.

Объектом исследовательской работы являются положительные и отрицательные стороны использования компьютера подростком.

Целью проекта является изучение полезных и вредных последствий и влияний применения компьютерной техники.

В соответствии с поставленной целью, были определены следующие задачи:

  • изучить информацию по исследуемой проблеме;

  • провести анкетирование по исследуемой проблеме:

  • проанализировать полученные результаты, представить их графически наглядно;

  • на основании полученных выводов сделать выводы.

Гипотеза исследования заключается в том, что в результате исследования предполагается изучить, как компьютер влияет на современных подростков.

При исследовании были использованы следующие методы – методы сбора данных, проверки гипотез и теории, описания, объяснения, обработки результатов исследования, метод анкетирования. Работа имеет следующую структуру – титульный лист, содержание, введение, основная часть (две главы) и приложение.










Глава 1. Роль компьютера в жизни современного подростка

Совсем недавно компьютер большей частью использовался подростками только для развлечений – общение в соцсетях, игры, просмотр видео и прослушивание музыки. Меньшая доля времени использования приходилась на ситуации, связанные с учебным процессом (поиск информации, подготовка докладов).

Однако, 2020 год и вынужденные меры по внедрению дистанционного обучения внесли свои коррективы. Оказалось, что компьютер можно использовать и как полноценное средство при организации учебного процесса. В сети есть целые сайты, снабженные всеми необходимыми ресурсами для бесплатного использования – видеоуроки, практические и лабораторные работы, контрольные и проверочные работы. Таким образом, можно сделать вывод, что компьютер дает возможность изучать огромное количество различных научных дисциплин, не выходя из дома.

К полезных составляющим использования компьютера можно отнести широкие обучающие возможности не только по учебным дисциплинам. Подросток, в зависимости от своих увлечений и интересов, может использовать компьютер для изучения иностранных язык, для изучения культуры и истории других стан, с помощью ресурсов сети можно скачивать книги, осваивать игру на музыкальных инструментах, учиться готовить, шитье, вязание, кройка – огромное количество полезных умений и навыков можно развить в себе посредством всего одного технического устройства – компьютера, подключенного к сети.

Но, помимо полезных свойств компьютера, конечно же есть и отрицательные стороны его применения. В первую очередь это связано с влиянием на состояние здоровья. Осанка и зрение – это два момента, связанные с физическим здоровьем, которые находятся «под ударом» при постоянной работе за компьютером.

Вторая составляющая – это психическое здоровье, которое для формирующейся личности подростка безусловно важно. Пострадать оно может в результате сформировавшейся компьютерной зависимости. При этом, конечно же, сам по себе компьютер – не объект зависимости. А вот игры, в которые подросток «залипает» на множество часов в ущерб всей остальной жизни вполне могут привести к серьезным проблемам с психическим здоровьем, что отразится на поведении.

Кроме того, неограниченный доступ к информации в сети также может сильно повредить неокрепшей психике ребенка. Как известно, в сети находится множество самой разнообразной информации, меньшая часть из которой несет в себе ценность. При этом механизмы контроля по доступу к сведениям и ограничения по возрасту только начинают развиваться и внедряться.

Еще один неприятный момент, связанный с использованием подростком компьютера и возможными отрицательными последствиями – это, конечно же, социальные сети. В настоящее время невозможно представить себе подростка, пишущего письмо на бумаге, кладущего его в конверт и относящего послание на почту. Все современные подростки – активные пользователи всевозможных социальных сетей, приложений, мессенджеров. Общение в них быстро, всеохватно, приятно, сопряжено с дополнительными возможностями вроде прослушивания музыки, поиска новых друзей для общения по интересам.

Однако, общение в сети может порождать и ряд серьезных проблем, в том числе и угроз. Самая очевидная связана с утратой связи с реальностью и полным переходом в виртуальный мир. Но самая возможная – это столкновение с различными негативными проявлениями в виде троллинга, а также с буллингом, что может проистекать от сверстников. Хотя не так давно широко тиражировалась история с разными сетевыми сообществами «Синий кит» и прочее, где целенаправленной травлей, подавлением личности со смертельной угрозой занимались взрослые люди.

Таким образом, можно сделать вывод, что компьютер – это источник как полезных, так и вредных, даже смертельно опасных последствий для подростка. Если попробовать соотнести, чего же больше: пользы или вреда, то однозначный ответ найти довольно сложно.

Для того, чтобы конкретизировать исследование по данной проблеме следует обратиться к самим подросткам и получить информацию от них. Сбор информации для ее последующей быстрой и удобной интерпретации логичнее провести, используя такой метод исследования, как анкетирования.

С целью изучить вредные и полезные стороны взаимодействия подростка и компьютера в 7-х классах было проведено анкетирование с рядом вопросов, позволяющих изучить взаимодействие современного подростка и компьютерной техники, с точки зрения самого подростка. Учащимся было предложено 8 вопросов анкеты «Компьютер в моей жизни» с открытыми вариантами ответа.








Глава 2. Результаты анкетирования подростков

Результаты проведенного анкетирования позволяют сделать некоторые частные и общие выводы по исследуемой в данном проекте проблеме. Всего в анкетировании приняли участие 64 человека, все учащиеся 6-9 классов, то есть подростки в возрасте от 13 до 16 лет. Анкетирование проводилось анонимно, требовалось только указать свой возраст, с целью получить как можно более достоверные и правдивые ответы, а соответственно и результаты.

На первый вопрос: «Есть ли у тебя компьютер?» все опрошенные ответили утвердительно. Таким образом, все анкетируемые потенциально подвержены как позитивным сторонам взаимодействия с компьютером, так и негативным.

По второму вопросу: «Сколько времени ты проводишь за ПК в день?» были получены такие ответы: 2 часа – 24 человека, 3 часа – 32 человека, больше 3 часов – 8 человек. Таким образом, меньшая часть опрошенных подростков проводит за компьютером очень много времени.

Вопрос: «На что тратится большее количество времени при работе с ПК?» дал следующие результаты: учеба, полезное и познавательное использование – 21 человек, игры и развлечения – 43 человека. То есть большая часть подростков тратит время за компьютером нерационально, используя его только для приятного времяпровождения.

Изучить степень влияния на подростка взаимодействия с техникой позволяет вопрос: «Влияет ли на твое настроение неисправность компьютера или отсутствие интернета?». На него 26 человек ответили, что «да», «нет» - ответили 38 человек. То есть однозначного ответа, насколько подростки зависимы от компьютера дать невозможно. Ответы практически разделились наполовину, что дает основания думать, что этот вопрос глубоко индивидуален.

Влияние использования компьютера на физическое здоровье можно проследить по ответам на вопрос: «Соблюдаешь ли ты технику безопасности при работе с ПК: гимнастика, режим, посадка?». Ответы дают серьезный повод задуматься, так как 47 опрошенных честно ответили, что нет, а только 17 анкетируемых отметили, что соблюдают посадку за компьютером, делают физминутки и гимнастику для глаз. Можно сделать вывод, что подростков не заботит влияние компьютера на осанку и зрение, что впоследствии может привести к печальным последствиям.

Степень родительского контроля за временем, проводимым подростками за компьютером в вопросе: «Ограничивают ли тебя родители во времени, проводимом за компьютером?» выглядит так: 24 опрошенных ответили, что их контролируют, но большая часть (40 человек) ответили, что нет никакого контроля и ограничения со стороны родителей. Это негативный фактор, который означает, что подростки абсолютно ничем и никем не ограничены, а соответственно и не защищены от негативных влияний, которые несет в себе работа за компьютером.

«Какую возможность ты имеешь для демонстрации своих знаний, полученных в сети?», этот вопрос был задан с умыслом проследить положительные последствия работы подростков за компьютером. «Имею» - 22 человека, «не имею» – 12, «имею в определенной степени» - 30 человек. То есть большая часть опрошенных может использовать компьютер в полезных целях, а затем применять полученные знания и видеть результаты своего взаимодействия с техникой.

На вопрос: «Считаешь ли ты компьютер важной и неотъемлемой частью своей жизни?» подавляющее большинство ответили, что да – 49 человек, 15 человек ответили, что нет. Таким образом, большая часть опрошенных подростков отмечает, что компьютер играет в их жизни важнейшую роль, без него свою жизнь большинство подростков не представляют.

Общие выводы по анкетированию можно сделать следующие. Практически все подростки являются активными и продвинутыми компьютерными пользователями, но меньшая часть из них самостоятельно или с помощью родителей нейтрализует негативное влияние компьютера на развитие и здоровье. При этом большая часть учащихся чаще всего использует компьютер для времяпровождения, не обременяющего мозг, то есть огромная категория подростков подвержена негативным последствиям использования компьютера.

Однако, критических показателей по вопросам не наблюдается. Кроме того, что 8 человек ответили, что проводят за компьютером более 3 часов в день, что уже может быть отнесено к предпосылкам развития компьютерной зависимости.











Заключение

Подростковый возраст очень важен для формирующейся личности будущего взрослого человека. В этот период важны две взаимосвязанные составляющие – учеба и общение со сверстниками. И то, и другое позволяет осуществить такое средство, как компьютер.

Компьютер, как средство коммуникации и источник огромного количества разнообразных услуг, в настоящее время имеется практически в каждой семье. Подросток, благодаря компьютеру, имеет возможность общаться со сверстниками по всему миру, получать разнообразную информацию, знания. Также можно найти огромное количество ресурсов для свободного времяпровождения, не отягощающего мыслительной деятельностью.

Постоянное присутствие компьютера в жизни подростка составляет не только положительное подспорье в его воспитании, образовании, развитии, социализации, но и представляет целы ряд угроз физическому и психическому, эмоциональному состоянию подростка.

В данном проекте решалась задача с помощью исследования конкретных людей получить представление о реальной картине, отражающей то, каким образом компьютер влияет на подростков.

Результаты исследования не выявили серьезных отклонений в состоянии подростков, которые были бы вызваны влиянием компьютера. Однако, есть ряд причин, по которым следует проявлять настороженность.

Так, можно сделать вывод, что большинство подростков используют компьютер, в первую очередь, для приятного времяпровождения, для досуга, пренебрегая теми познавательными и полезными возможностями, которые дает компьютер. Также большинство подростков пользуются компьютером абсолютно неконтролируемо, что не совсем правильно. Ведь подросток – это не взрослый человек, который сам за себя отвечает и несет всю ответственность за свои поступки полностью самостоятельно.

Кроме того, подростки, хоть и в курсе о том, какое влияние оказывает компьютер на осанку и зрение, пренебрегают правилами правильной посадки, физминутками и гимнастикой для глаз. Также большая доля опрошенных охотно ответила, что компьютер (зависание, плохое интернет-соединение) влияет на их настроение.

Таким образом, можно сделать вывод, что отрицательные последствия использования компьютера не носят мифический характер, а вполне проявляются в состоянии подрастающего поколения.

Список использованных источников

  1. Новосельцев В.И. Компьютерные игры: детская забава или педагогическая проблема?//Директор школы. - 2003. - № 9 - 13-18с.

  2. Опасен ли компьютер: как игры влияют на детей и сколько можно сидеть перед монитором. URL: https://yandex.ru/turbo/hightech.fm/s/2020/11/25/children-pc-dangerous. Время обращения: 27.02.2021.

  3. Польза и вред компьютера. Какие основные преимущества и недостатки? URL: https://pristor.ru/polza-i-vred-kompyutera-kakie-osnovnye-preimushhestva-i-nedostatki/. Время обращения: 19.02.2021.

  4. Прочь из моей головы: 5 книг о влиянии интернета на мозг. URL: https://www.the-village.ru/business/cloud/152061-proch-iz-moey-golovy-5-knig-o-vozdeystvii-interneta-na-mozg. Время обращения: 24.02.2021.

  5. Яманова Т. Новый вид наркомании//Аргументы и факты. Семейный совет. - 2004. - № 17 (234) 17 сентября.- 22-24 с.





















Приложение



Список приложения

Приложение 1. Анкета для подростков «Компьютер в моей жизни»

Приложение 2. Результаты анкетирования в диаграмме (1 вопрос)

Приложение 3. Результаты анкетирования в диаграмме (2 вопрос)

Приложение 4. Результаты анкетирования в диаграмме (3 вопрос)

Приложение 5. Результаты анкетирования в диаграмме (4 вопрос)

Приложение 6. Результаты анкетирования в диаграмме (5 вопрос)

Приложение 7. Результаты анкетирования в диаграмме (6 вопрос)

Приложение 8. Результаты анкетирования в диаграмме (7 вопрос)

Приложение 9. Результаты анкетирования в диаграмме (8 вопрос)




























Приложение 1







Рис.1. Анкета для подростков «Компьютер в моей жизни»












Приложение 2









Рис.2. Результаты анкетирования в диаграмме (1 вопрос)










Приложение 3










Рис.3. Результаты анкетирования в диаграмме (2 вопрос)







Приложение 4










Рис.4. Результаты анкетирования в диаграмме (3 вопрос)










Приложение 5










Рис.5. Результаты анкетирования в диаграмме (4 вопрос)











Приложение 6










Рис.6. Результаты анкетирования в диаграмме (5 вопрос)








Приложение 7










Рис.7. Результаты анкетирования в диаграмме (6 вопрос)










Приложение 8










Рис.8. Результаты анкетирования в диаграмме (7 вопрос)





Приложение 9










Рис.9. Результаты анкетирования в диаграмме (8 вопрос)


2