| Качели Улыбнуться, открыть рот. На счет 1-2 поочередно язык тянется то к носу, то к подбородку. Нижняя челюсть при этом неподвижна. |
| Маляр Улыбнуться, открыть рот. Широким кончиком языка погладить нёбо от зубов к горлу. Нижняя челюсть не должна двигаться. Красить комнаты пора. Пригласили маляра. Челюсть ниже опускаем, маляру мы помогаем. |
| Часики Улыбнуться, открыть рот. Кончик языка переводить на счет «раз-два» из одного уголка рта в другой. Нижняя челюсть при этом остается неподвижной. Наш веселый язычок повернулся на бочок. Смотрит влево, смотрит вправо… |
| Лошадка Улыбнуться, открыть рот. Пощелкать кончиком языка, как цокают лошадки. Рот при этом открыт, язык должен быть широким. Следить, чтобы кончик языка не подворачивался внутрь, а нижняя челюсть оставалась неподвижной. Едем, едем на лошадке по дорожке гладкой. В гости нас звала соседка кушать пудинг сладкий. Мы приехали к обеду, а соседки дома нету |
| Грибок Улыбнуться, открыть рот. Присосать широкий язык к нёбу. Это шляпка гриба, а подъязычная связка - ножка. Кончик языка не должен подворачиваться, губы - в улыбке. Если ребенку не удается присосать язык, то можно пощелкать языком, как в упр. «Лошадка». В пощелкивании улавливается нужное движение языка. Я стою на ножке тонкой, я стою на ножке гладкой, Под коричневою шляпкой с бархатной подкладкой. |
| . Гармошка Положение языка как в упр. «Грибок», губы в улыбке. Не отрывая языка, открывать и закрывать рот. На гармошке я играю, рот пошире открываю, К нёбу язычок прижму, ниже челюсть отведу. |
| Барабан Улыбнуться, открыть рот. Многократно и отчетливо произносить звук д-д-д. Язык упирается в верхние зубы при произнесении этого звука, рот не должен закрываться. Очень часто при выполнении этого упражнения рот у ребенка закрывается. Чтобы этого не происходило, можно зажать зубами палочку шириной примерно 1 см или ручку детской зубной щетки прямоугольной формы (ручка не должна быть толстой, она должна быть прямой, как линеечка). В барабан мы сильно бьем, И все вместе мы поем: «Д-д-д-д-д-д!» |
| Комарик Улыбнуться, открыть рот. Поднять язык за верхние зубы, длительно произнести звук З (если ребенок умеет его правильно произносить). Если у ребенка закрывается рот при выполнении этого упражнения, можно воспользоваться механической помощью, как и в упражнении «Барабан». Вдруг откуда ни возьмись маленький комарик, И в руке его горит Маленький фонарик… |
| Моторчик Во время длительного произнесения звука д-д-д или з-з-з (за верхними зубами, см. упр. «Барабан» и «Комарик») быстрыми движениями плоской ручки чайной ложки, деревянным шпателем, соской или просто чистым!!! прямым указательным пальцем самого ребенка производить частые колебательные движения из стороны в сторону. Язычок у нас — мотор. Заводи его, шофер! |