СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Комплекс заданий/ упражнений для работы с топонимами при формировании лексического навыка у учащихся начальной школы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Комплекс заданий/ упражнений для работы с топонимами при формировании лексического навыка у учащихся начальной школыКомплекс заданий/ упражнений для работы с топонимами при формировании лексического навыка у учащихся начальной школы

Просмотр содержимого документа
«Комплекс заданий/ упражнений для работы с топонимами при формировании лексического навыка у учащихся начальной школы»

Топонимы как средство обучения английской лексике в начальной школе

Важная задача учителя английского языка в начальной школе - создать богатый лексический запас учащихся, потому что лексика – это основной строительный материал нашей речи.

Обучение иностранному языку предполагает приобщение к иноязычной культуре, знание которой способствует дальнейшему эффективному общению на иностранном языке с носителем этой культуры. Составляющим элементом иноязычной коммуникативной компетенции является социокультурная компетенция.

Социокультурный подход к обучению языку помогает преодолеть культурный барьер, который намного опаснее и неприятнее языкового, так как культурные ошибки воспринимаются болезненнее и вызывают более негативные реакции. А как раз таки овладение знаниями о географическом положении, экономике, политике и других аспектах изучаемого языка, предполагает формирование одной из составляющих социокультурной компетенций.

Овладение знаниями о географическом положении, экономике, политике и других аспектах изучаемого языка, предполагает формирование одной из составляющих социокультурной компетенций.

Топоним как объект изучения обладает достаточным потенциалом для реализации социокультурного иноязычного образования и заключает в себе определенную культурную ценность.

Под топонимом решено понимать - обобщенное название любых топообъектов: от крупных географических и административно-территориальных районов до мелких внутригородских объектов, от собственных имен природных объектов на Земле до объектов, созданных человеком и зафиксированных в данном регионе.

Топонимика - это наука, которая исследует имена собственные, обозначающие названия географических объектов, их происхождение, развитие, современное состояние, написание и произношение.


На начальном этапе образования формирование представлений о топонимах в английском языке имеет огромное значение. Знание топонимических единиц страны изучаемого языка является неотъемлемой частью формирования социокультурной компетенции.

Сейчас будет представлен комплекс упражнений для младших школьников, направленный на повышение качества знаний по данной теме. Комплекс включает тексты для чтения, содержащие топонимы, задания типа “Вставьте пропущенное слово” и др.


Прежде чем вводить в учебный процесс комплекс упражнений с учениками следует провести беседу о географических названиях, о том, как они пишутся (с большой буквы), об их назначении и важности. “Названия географических объектов являются их наименованиями, позволяют нам отличать одни географические объекты от других. Есть разные виды географических объектов, например: страны, города, реки, озера и т.д. К странам относятся, например, Америка, Англия, Россия, Африка. К рекам относятся: Нил, Томь, Темза”

Здесь обучающимся можно дать задания на различение географических объектов (топонимов). Пример такого задания:

“Translate the words into English. Divide the words into groups. Give names to each group.

Обь, Брянск, Москва, Дунай, Енисей, Барнаул, Сахара, Россия, улица Ленина, Германия, Берлин, Кара Кум, Арбат-стрит.”

В данном задании ученики учатся не только классифицировать топонимы, но и закрепляют навыки перевода с одного языка, на другом, что требует специального поиска информации - в словарях, переводчиках или сети Интернет.

Можно предложить ученикам групповое задание поискового характера. Разделив учеников на группы, можно попросить их найти в словарях, переводчиках и сети Интернет географические названия определенных групп, например Группа А будет искать и выписывать названия рек, Группа В - озер, а Группа С - водопадов и т.п.

Важно научить учеников вызывать из памяти ту лексику, которую они уже знают. Можно попросить их вспомнить все английские топонимы, которые они знают (именно на английском языке) и попытаться написать их по памяти, а затем проверить по словарям, скорректировать неточности. Продолжая работу над вызовом из памяти топонимических единиц, просим учеников выписать те названия географических объектов, которые они помнят (не менее 10) на русском языке и написание/произношение/перевод которых на английский язык они бы хотели узнать и попросить их найти написание/произношение/перевод самостоятельно. Такое задание можно давать ученикам в качестве творческого домашнего задания, как проект. Они могут оформить данное задание, используя какие-то вырезки из журналов, собственные рисунки и иллюстрации. Данное задание позволит в значительной мере расширить словарный запас учеников и совершенствовать знание географических названий. Также возвращаясь к теме классификации топонимов, можно попросить учеников найти и выписать по 5-10 названий в каждой из географических групп, например:


Таблица 2 – Пример упражнения на классификацию топонимов

Cities

Rivers

Mountains

Lakes

Islands

Seas

1)Tokyo

2)Samara

3)Moscow

...

1)Yenisei

2)Seine River

3)Thames

….

1)Ural Mountains

2)Himalayas

3)Everest

...

1)Baikal

2)Great Lakes

3)Lake Victoria

1)Bahamas

2)Bali

3)Madagascar

...

1)Black Sea

2)Mediterranean Sea

....


Одной из неотъемлемых частей обучению топонимов в английском языке является чтение текстов с их использованием. Как было выявлено, в учебнике имеются некоторые тексты, содержащие топонимы, но мы предлагаем использовать дополнительные тексты, содержащие более интересную, занимательную информацию. Например:


The USA is located in North America. It is one of the biggest countries in the world.

The capital of the USA is Washington, D.C. (District of Columbia). There are many big cities, which are very popular among tourists.

It’s New York with its Statue of Liberty and skyscrapers. Then it is Los Angeles with its famous Hollywood sign and Hollywood Walk of Fame. There is Miami with thousands of hotels by the ocean. Las Vegas is famous with casinos.

The USA is also known for its cultural achievements. There are a lot of sub-cultures in America. And you can see people from all over the world there.

The national language is English, but many people also speak Spanish, French, German, and Chinese.


Данные тексты следует сопровождать картинками и иллюстрациями достопримечательностей и городов, называемыми в них. Ученики могут не просто смотреть на картинки названных достопримечательностей, но и пытаться самостоятельно угадать их. Помимо вопросов по содержанию, учеников можно попросить выписать или выделить в текстах топонимы, назвать их по памяти.


Помимо классификации и вызова из памяти топонимов, важно учить произношению (т.е. фонетической стороне речи) топонимов и использованию их в речи, составлению предложений с ними. Это можно сделать опираясь на речевые образцы и клише. Например: “I would like to visit the ... because…”, “I like ... because it's there …”. Полный пример таких предложений может звучать например так: I would like to visit Germany, because my grandmother lives there. I like England because it's beautiful. I like St. Petersburg because there are many fountains and parks there.

Кроме использования топонимов в предложениях, можно попросить учеников составить рассказ (устный) на определенную тему. Например:

Make an story on the topic: “The city in which I live.”

I live in Novokuznetsk. Novokuznetsk is very beautiful. There are fountains, parks and alleys. I know there are several museums here, but I've only been to the Local history museum myself. There is also an amusement park. I love going there in the summer with my friends and family.

Необходимым в изучении языка является диалоговая речь, поэтому можно предлагать ученикам для чтения и заучивания наизусть диалогов, содержащих топонимы. А затем на примере таких диалогов просить составить в парах или группах подобные диалоги. Примеры таких диалогов:

1) - Hi! Are you from Russia?

- Hi! No, I'm from Japan.

- Wow! What city in Japan do you live?

- I live in Tokyo. What city do you live in Russia?

- I live in Krasnoyarsk.

2) - I miss my grandmother...

- Why?

- She lives in another city.

- Which one?

- In St. Petersburg.

- Are you going to visit her in St. Petersburg?

- Yes, at the end of the year.

- I've heard it's very beautiful.

- It's true. There are many beautiful houses and buildings there.

Одним из ключевых видов речевой деятельности является письмо. Для того, чтобы реализовать весь потенциал топонимов необходимо задействовать их при написании. Для этого можно использовать множество упражнений, например тексты с подстановкой пропущенного слова, письмо другу в другую страну, описывая свою родную страну или город, творческие и групповые задания, которые будут приведены ниже.

1._______ this is a country where it is always warm. And _______ - a country where it is always cold and everything is covered with ice. But I live in _____. It all depends on the season of the year. It can be warm in summer and cold in winter.

2. The country where the main language is English is called ___. The capital of this country is ____. I would like to visit this country. But you should take an umbrella there, because it often rains there. One of the main attractions of this country is______. There is also a ____, _____.

3. Write a letter to Christoph, who lives in Germany, in Berlin. Tell us about where you live and why your country/city is popular.

4.

The Game Is A Competition.

In groups, write geographical names with a specific letter. The one whose group will write more names-won.

5.

Project: Country/city of my dreams.

Write a story about the city of your dreams, about why you want to visit it. Find information about its attractions, interesting traditions or holidays. Accompany your story with drawings.


В качестве аудирования ученикам можно предложить различные аудио и видео материалы, рассказывающие о тех или иных географических объектах, например видео Russia | Lots of English Texts with Audio - в котором на английском языке рассказывается о России или Let's study the United Kingdom // #УчуАнглийский - неплохой видеоматериал о Великобритании для детей. После прослушивания или просмотра таких материалов целесообразно провести беседу-опрос учащихся, о какой стране говорилось в виде/аудиофрагменте, какие еще географические названия они услышали.

Самым тяжелым для младших школьников, пожалуй, является грамматическая сторона речи, а именно употребление артикля the с топонимами и в целом. Именно поэтому следует сделать упор на предварительную работу перед использованием упражнений такого типа, подробно и понятно объяснить грамматический материал, подготовить памятки и подсказки.

Обычно задания на отработку умения употреблять артикль the - это задания на подстановку, такого типа:

1) Поставьте “the” или “ – “ с географическими названиями.


Are you going to ... France or ... Czech Republic?

... North Pole is situated in ... Arctic.

My dream is to visit ... Lake Baikal in ... Russian Federation.

... Suez Canal in ... Egypt connects ... Mediterranean Sea with ... Red Sea.

The tallest mountain in the world, ... Mount Everest is situated in ... Himalayas.

... Sahara desert covers most of ... North Africa.

... United Kingdom of ... Great Britain and ... Northern Ireland is surrounded by ... Atlantic Ocean and ... North Sea.

... Mississippi is the second longest river in ... United States.

She was born in ... Kiev, in ... Ukraine.

... Bahamas are a group of islands near ... Florida.

There are a lot of rivers in ... Siberia: ... Ob, ... Lena, ... Amur and others.

... Caucasus mountains are located between ... Europe and ... Asia.

2)___ BermudaTriangle is located in ___ Atlantic Ocean.

The longest river of the world is ___ Nile River.

The lowest lake of the world is ___ Dead Sea, the deepest lake is ___ Lake Baikal, the longest lake is ___ Tanganyika.

___ Lake Superior is the largest of ___ Great Lakes.

In ___ Atlantic Ocean, ___ American Mediterranean Sea is the combination of the seas of ___ Gulf of Mexico and ___ Caribbean Sea.

___ Victoria Falls is the largest waterfall in the world. ___Tugela Falls is the world’s second tallest. Europe’s highest waterfall is ___ Utigard in Norway.

3) During our unforgettable tour across ___ Europe we visited many countries: ___ France, ___ Belgium and ____ Netherlands in ___ Western Europe; ___ Spain and ___ Italy in ___Southern Europe; ___ Poland and ___Belarus in ___ Eastern Europe.

The country I liked most of all was ___ amazing Italy. I got to know much about its history and culture. During the numerous excursions, I learned that ___ Medieval Italy was a real center of art.

The capital city of ___ Italy is ___Rome. It is a city that is full of history. Walking in its streets you can easily imagine ___ Rome of ancient times, because there are a lot of historical evidence of those times.

___ Rome of today is a modern beautiful city with charming and hospitable inhabitants and a lot of tourists that are eager to do the sightseeing and to visit ___ Vatican.

Next year I want to visit ____ South America and to ____ Buenos Aires in ____ Argentine.


Такие задания обязательно должны включать в себя само/ взаимопроверку учениками.

Данные упражнения и материалы направлены на развитие всех четырех видов речевой деятельности: аудирование, чтение, говорение, письмо.

Также можно организовывать классные часы, посвященные изучению различных географических объектов: стран, городов и английскому языку в целом.