Муниципальное казенное управление
«Отдел образования администрации городского округа
город Стерлитамак Республики Башкортостан»
Информационно – методический центр
Выступление на Городском методическом объединении инструкторов по физической культуре (плавание)
по теме:
«Комплексное применение элементов синхронного плавания как современное, эффективное средство обучения плаванию детей дошкольного возраста.»
Подготовила: Инструктор по ФК
МАДОУ д\с № 58
Хажеева И.А.
Декабрь 2017г.
Особенности влияния плавания на организм ребенка определяется средой, в которой ребенок выполняет движения, так как вода – одно из эффективных средств закаливания, способствующее формированию и развитию гигиенических навыков, коррекции нарушений осанки.
Находясь в воде, ребенок испытывает ощущения, во многом сходные с состоянием невесомости, поэтому упражнения ему легче выполнять вводе, чем на суше. В тоже время вода создает сопротивление и для получения необходимой нагрузки для мышц. Во время занятий по плаванию мышцы конечностей напрягаются и расслабляются ритмично. Выполнение статических упражнений в воде способствует самовыражению позвоночника, его естественной разгрузке при одновременном укреплении всех групп мышц. В результате формируется правильная осанка.
В детском саду, на занятиях плаванием, оздоровительная направленность является приоритетной; поэтому, отдавая должное внимание традиционной методике в процессе реализации программы Т.И. Осокиной «Обучение детей плаванию в детском саду» и решая главную задачу – обеспечение полноценного физического развития детей, мы поставили перед собой цель – оптимально увеличить степень оздоровления воспитанников. Так как традиционные формы, методы и приемы, использующиеся при обучении детей плаванию, становятся менее эффективными, не интересными без новых здоровьесберегающих технологий, мы начиная со старшего дошкольного возраста при работе с детьми умеющими плавать, используем игровые приемы с элементами синхронного плавания, что способствует развитию детского творчества, двигательного воображения, чувство красоты и ритма движений, детского коллективизма, значительно повышает интерес детей к занятиям, и способность к приобретению навыка плавания.
Основу комплексов по синхронному плаванию составляют простые, но вместе с тем разнообразные движения (общеразвивающие, имитационные и др.), позволяющие выразить эмоциональные состояния, сюжеты, образы.
В пользу аргументов целесообразности и результативности инновационных методов обучения можно отметить следующий факт: за период проведенной работы было выявлено, что синхронное плавание – это навык, который может быть усвоен каждым дошкольником старшего возраста умеющим плавать (при условии системности занятий).
Обучение синхронному плаванию целесообразно начинать с пятилетнего возраста.
1.Занятия необходимо проводить по подгруппам.
2.При обучении целесообразен фронтальный метод.
3.Освоение упражнений идет быстрее, если дети стоят в шеренге, лицом к инструктору.
4.Разучивать упражнения сначала на месте, потом – в движении.
5.На занятии двигательный режим детей должен быть рациональным, с учетом их возрастных особенностей и обеспечения благоприятных условий статической нагрузки – снижение ее продолжительности и величины.
6.Обязательное ознакомление с характером движений при изучении элементов синхронного плавания.
7.Формирование навыков плавательных упражнений в зависимости от силы толчка от бортика бассейна.
8.Использование игровых приемов обучения, как ведущих в организации занятий.
Работу с детьми по синхронному плаванию делим условно на 3 этапа.
На первом этапе обучения дети подражают инструктору, осваивая разнообразные виды движений, и постепенно начинают их употреблять в самостоятельной деятельности. Показ инструктора должен быть опережающим, в зеркальном отражении.
На втором этапе обучения дети приобретают некий опыт. У них развивается умение самостоятельно выполнять выученные ранее упражнения и комплексы в целом.
На третьем этапе обучения дети способны к самовыражению в движении в воде, под музыку, формируются умения самостоятельного подбора и придумывания собственных движений.
Средства, формы, методы, позволяющие эффективно решать поставленные задачи:
Для приобретения навыка синхронного плавания, применялся метод многократного повторения плавательных упражнений вводе с использованием разнообразных варьирующихся средств (плавательные доски, плотики), различные специальные предметы, мячи, поролоновые конструкции. Для активизации движений в воде и обеспечения эмоционального подъема на занятиях вносим нестандартное оборудование (султанчики, цветы и др.).
Новый нетрадиционный метод выполнения упражнений в парах, а при изучении элементов синхронного плавания и в группах умение действовать слаженно, проявлять творчество в преобразовании и украшении композиций. Использовалась пальчиковая гимнастика в воде, отрабатывались приемы выполнения упражнений с опорой на месте, с различными предметами, сила толчка при скольжении, обязательная постановка правильного дыхания, отработка гибкости, красоты, пластики выполнения движений, а так же различные игры составляющие основу обучения синхронному плаванию, праздники и развлечения на воде.
Вывод
Итак, синхронное плавание включают в занятия, начиная со старшей группы, но подводящие упражнения, используют на занятиях с детьми младших групп, так как основы творческих проявлений закладываются уже в младшем возрасте. Дети выполняют в воде различные игровые действия под музыку – это пружинки, хлопки по воде, в кругу, а так же произвольные танцевальные движения под музыку. В средней группе уже используют предметы: мячи, обручи. Дети выполняют под музыку различные скольжения с предметами, ныряние и подныривание в обруч. Дети средней группы уже могут выразить эмоциональное содержание создаваемых образов в игре и рисунках на воде.
В старшей и подготовительной группе в зависимости от подготовленности дети знакомятся с различными композициями синхронного плавания. Менее подготовленные дети выполняют несложные движения, такие как «стрела», «звезда», «поплавок». Более подготовленные дети выполняют сложные движения в воде и под водой, так же различные кувырки вперед и назад, различные перестроения, погружения под воду, поочередное поднятие рук, вращение вокруг себя стоя, в полуприсяде, лежа на спине или груди. Это помогает детям самостоятельно подбирать элементы для танцевальных композиций, с которыми они могут справиться.
Приложение