Комплексный анализ текста Одиночество. 1. Запишите текст, вставляя пропущенные буквы и объясняя свой выбор графически: (1)На север.. диком стоит од..ноко На голой в..ршине с..сна И дремл..т, качаясь, и снегом сыпучим Одета, как ризой, она. | (2)И снит(?)ся ей всё, что в пустын.. далёкой В том крае, где солнца в..сход, Одна и грустна на утёсе горючем Пр..красная пальма р..стёт. (М.Ю.Лермонтов) | 2. Определите тему текста. 3. Определите идею текста. 4. Определите тип речи. 5. Определите стиль речи. 6. Выпишите из текста краткое прилагательное. Выделите в нём окончание. 7. Выпишите из текста причастие. Выделите в нём суффикс причастия. 8. Укажите вид причастия из текста. 9. Укажите время причастия из текста. 10. Укажите вид сложного предложения № 1. Составьте его схему. 11. Выпишите из текста деепричастие. Выделите в нём все морфемы. 12. Укажите номер предложения с обособленным обстоятельством. 13. Выпишите из текста все прилагательные. Подпишите их разряд. 14. От одного из качественных прилагательных образуйте простую и составную степени сравнения. 15. Выпишите из текста глагол в безличном значении. Укажите его спряжение. 16. Выпишите из текста указательное местоимение. 17. Выпишите из текста два глагола II спряжения. 18*. Подчеркните грамматические основы в предложении № 2. 19*. Составьте схему предложения № 2. |
Комплексный анализ текста Полезный совет.
1. Запишите текст, вставляя пропущенные буквы и объясняя свой выбор графически:
(1)Кто не хотел бы научи(т/ть)ся быстро и точно запом..нать большие тексты и легко во(з\с)производить их по памяти? (2)Это необходимо и в процессе обучения, и для н..писания, например, изл..жения.
(3)Научи(т/ть)ся этому пом..гает метод использ..вания ключевых слов. (4)Например, для запом..нания какой(либо) фразы достаточно выделить в ней одно-два главных ключевых слова и запомнить их.
(5)Слова надо выбирать с таким ра(с/з)чётом, чтобы они отражали смысл всей фразы. (6)Впоследствии по ним вы легко восстановите всё предл..жение. (7)Если не..бходимо запомнить дли(н/нн)ый текст, лучше всего разбить его на подтемы и в каждой из них выделить ключевые слова. (8)Благодаря такой работе у вас образу..тся ц..почка следующих друг за другом и связа(н/нн)ых между собой слов, которые помогут вам в течение короткого времени запомнить текст.
2. Определите тему текста.
3. Определите идею текста.
4. Определите тип речи.
5. Определите стиль речи.
6. Выпишите из предложения №8 производные предлоги.
7. Выделите в предложении № 8 производные предлоги вмести с существительными, подчеркнув их как члены предложения.
8. Выпишите из предложения № 8 два причастия, выделите в них суффиксы.
9. Укажите номер вопросительного предложения.
10. Укажите номера предложений с вводным словом. Подчеркните вводные слова в тексте +++++++
11. Выполните синтаксический разбор предложения №6.
12. Укажите номера сложноподчинённых предложений.
Комплексный анализ текста Слово о слове «подвиг»
1. Запишите текст, вставляя пропущенные буквы и объясняя свой выбор графически:
(1)… Подвиг. (2)Какой великой чуд..действенной силой облада..т наш русский язык, создающий слова, с..гретые теплом и выражающие силу безграничной души русск..го человека! (3)В самом звучани.. слова «подвиг» скрыто что(то) могучее. (4)Его корень и ист..рическим чередованием согласных г//ж//з несёт в себе значение действия, движения, свершения. (5)Приставка по- прид..ёт слову значение з..конченности действия, его результативн..сти, целенаправленн..сти и силы, вложе(н/нн)ой в перв..начальный смысл этого слова. (6)В русском языке очень много сильных, глубоких, пр..чувствова(н/нн)ых слов, но это – особенное. (7)Слова «подвиг» нет ни в одном языке мира. (8)В нём изначально з..ложено пон..мание доброты, справедлив..сти, жертвенн..сти, способност.. к самосовершенствованию русского человека.
(9)Слово «подвиг» - это слово-учитель! (10)Оно показыва..т, что каждый жизне(н/нн)ый путь человека должен быть (не)прерывным движением к добру и совершенству, каждый день человек должен стремит(?)ся с..вершить маленький шаг, «подвижку». (11)Это и есть подвиг – подвиг п..строения своей жизн.. на основах дв..жения, сам..совершенствования, любви к людям. (12)Пример такого подвига – жизнь преподобного, святого подвижника и героя Русск..й земли – Сергия Радонежского.
2. Определите тему текста.
3. Определите идею текста.
4. Определите тип речи.
5. Определите стиль речи.
6. Выполните синтаксический разбор предложения № 2.
7. Выполните фонетический разбор существительного из предложения № 1.
8. Объясните постановку тире в предложении № 9.