СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Комплект заданий для самостоятельной работы студентов по русскому языку (специальности)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методические указания по организации самостоятельной работы студентов по дисциплине Русский язык разработаны на основе рабочей программы по специальностям среднего специального образования: 23.02.01  Организация перевозок и управление на транспорте

Цель данных методических указаний — помочь обучающимся в организации внеаудиторной самостоятельной работы по ОУД 01 Русский язык.

Просмотр содержимого документа
«Комплект заданий для самостоятельной работы студентов по русскому языку (специальности)»


КГБПОУ «Алтайский транспортный техникум»



УТВЕРЖДАЮ:

Зам. директора по УР

_________

Т.Н. Захарова







Комплект заданий для самостоятельной работы студентов по русскому языку

(специальности)

















Барнаул 2020

Методические указания по организации самостоятельной работы по ОУД 01 Русский язык // Составители: А.В. Парамонова — Барнаул: КГБПОУ «Алтайский транспортный техникум», 2020. — 34 страницы

Методические указания по организации самостоятельной работы студентов по дисциплине Русский язык разработаны на основе рабочей программы по специальностям среднего специального образования: 23.02.01 Организация перевозок и управление на транспорте

Цель данных методических указаний — помочь обучающимся в организации внеаудиторной самостоятельной работы по ОУД 01 Русский язык.



ОГЛАВЛЕНИЕ

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 4

ТЕМЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ 7

1. ВВЕДЕНИЕ (1 час) 7

Самостоятельная работа № 1 (1 час) 7

2. ЯЗЫК И РЕЧЬ. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ СЛИЛИ РЕЧИ (7 часов) 7

Самостоятельная работа № 2 (1 час) 7

Самостоятельная работа № 3 (1 час) 8

Самостоятельная работа № 4 (1 час) 8

Самостоятельная работа № 5 (1 час) 9

Самостоятельная работа № 6 (1 час) 10

Самостоятельная работа № 7 (1 час) 10

Самостоятельная работа № 8 (1 час) 11

3. ФОНЕТИКА, ОРФОЭПИЯ, ГРАФИКА, ОРФОГРАФИЯ (4 часа) 11

Самостоятельная работа № 9 (1 час) 11

Самостоятельная работа № 10 (1 час) 11

Самостоятельная работа № 11-12 (2 часа) 12

4. ЛЕКСИКОЛОГИЯ И ФРАЗЕОЛОГИЯ (5 часов) 12

Самостоятельная работа № 13 (1 час) 12

Самостоятельная работа № 14 (1 час) 13

Самостоятельная работа № 15 (1 час) 13

Самостоятельная работа № 16 (1 час) 14

Самостоятельная работа № 17 (1 час) 14

5. МОРФЕМИКА, СЛОВООБРАЗОВАНИЕ, ОРФОГРАФИЯ (5 часов) 15

Самостоятельная работа № 18-22 (5 часов) 15

6. МОРФОЛОГИЯ И ОРФОГРАФИЯ (7 часов) 15

Самостоятельная работа № 23 (1 час) 15

Самостоятельная работа № 24 (1 час) 16

Самостоятельная работа № 25 (1 час) 16

Самостоятельная работа № 26 (1 час) 17

Самостоятельная работа № 27 (1 час) 17

Самостоятельная работа № 28 (1 час) 18

Самостоятельная работа № 29 (1 час) 18

7. СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ (10 часов) 18

Самостоятельная работа № 30 (1 час) 18

Самостоятельная работа № 31 (1 час) 19

Самостоятельная работа № 32 (1 час) 19

Самостоятельная работа № 33 (1 час) 20

Самостоятельная работа № 34 (1 час) 20

Самостоятельная работа № 35 (1 час) 21

Самостоятельная работа № 36 (1 час) 21

Самостоятельная работа № 37 (1 час) 21

Самостоятельная работа № 38 (1 час) 22

Самостоятельная работа № 39 (1 час) 22

ВИДЫ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ И МЕТОДИКА ЕЁ ВЫПОЛНЕНИЯ 24

ДОКЛАД 24

ТАБЛИЦА 25

КРОССВОРД 25

ТЕСТ 26

ПРЕЗЕНТАЦИЯ 30

КОНСПЕКТ 31

ТЕЗИС 32

РЕФЕРАТ 33

ЭССЕ 33















ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Под самостоятельной работой следует понимать деятельность обучающихся как в процессе обучения, так и во внеаудиторное время. Задания выполняются обучающимися без непосредственного участия преподавателя, но под его руководством.

В учебных планах самостоятельная работа стала обязательной частью максимальной учебной нагрузки и соответствует 57 часам.

Цель данных методических рекомендаций — обеспечить эффективность самостоятельной работы студентов в получении навыков грамотной устной и письменной речи.

Задачи методических рекомендаций:

— активизация самостоятельной работы обучающихся;

— содействие развитию творческого отношения к искусству грамотной речи;

— расширение общегуманитарного кругозора будущих специалистов;

— выработка навыков пользования словарями и справочниками по русскому языку;

— расширение и обогащение активного словаря, необходимого для повседневного

общения;

— обеспечение содействия, управления и контроля в осуществлении самостоятельной

работы.

Видами заданий для внеаудиторной самостоятельной работы по дисциплине

Русский язык являются: работа с текстом; составление таблиц; творческая работа; подготовка сообщений, докладов; создание мультимедийных презентаций.

Перечень самостоятельных работ соответствует тематическому плану по ОУД. 01 Русский язык.

Выполняя задания по самостоятельной работе, обучающийся должен знать особенности употребления в речи основных единиц языка, изобразительно-выразительные возможности русского языка, орфоэпические, лексические, синтаксические, грамматические нормы языка, функционально-стилистическую дифференциацию литературного языка.







ТЕМЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ



Самостоятельная работа по дисциплине Русский язык Обучающимся необходимо внимательно изучить предложенную литературу. Затем, в соответствии с указанным порядком работы выполнить задание. Заключительным этапом работы является либо ответ на контрольные вопросы, либо: проверка тетрадей, тестирование, опрос, заслушивание сообщений, просмотр мультимедийных презентаций.

  1. ВВЕДЕНИЕ (1 час)

Самостоятельная работа № 1 (1 час)

Тема: Русский язык среди других языков мира. Языковой вкус. Языковая норма. Языковая агрессия

Задание: Ознакомиться с материалом темы по учебникам. Приготовить доклад на заданную тему.

Форма контроля: выступление с докладом перед аудиторией

Литература:

  1. Воителева Т. М. Русский язык: методические рекомендации: метод. пособие для учреждений сред. проф. образования. – М., 2014.

  2. Горшков А. И. Русская словесность. От слова к словесности. 10–11 классы: учебник для общеобразовательных учреждений. – М., 2010.

  3. Учебник. Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язык – М., 2014 ЭОР «Русский язык» (виртуальный наставник) 7-11 класс.



  1. ЯЗЫК И РЕЧЬ. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ СЛИЛИ РЕЧИ (7 часов)

Самостоятельная работа № 2 (1 час)

Тема: Языковой портрет современника. Молодежный сленг и жаргон.

Задание: Ознакомиться с материалом темы по учебникам. Составить опорный конспект.

Форма контроля: проверка тетрадей

Литература:

  1. Воителева Т. М. Русский язык: методические рекомендации: метод. пособие для учреждений сред. проф. образования. – М., 2014.

  2. Горшков А. И. Русская словесность. От слова к словесности. 10–11 классы: учебник для общеобразовательных учреждений. – М., 2010.

  3. Учебник. Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язык – М., 2014 ЭОР «Русский язык» (виртуальный наставник) 7-11 класс.

Самостоятельная работа № 3 (1 час)

Тема: Деятельность М.В. Ломоносова в развитии и популяризации русского литературного языка. А.С. Пушкин – создатель современного русского литературного языка.

Задание: Ознакомиться с материалом темы по учебникам. Создать презентацию по деятельности М.В. Ломоносова и А.С. Пушкина.

Форма контроля: проверка презентаций

Литература:

  1. Воителева Т. М. Русский язык: методические рекомендации: метод. пособие для учреждений сред. проф. образования. – М., 2014.

  2. Горшков А. И. Русская словесность. От слова к словесности. 10–11 классы: учебник для общеобразовательных учреждений. – М., 2010.

  3. Учебник. Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язык – М., 2014 ЭОР «Русский язык» (виртуальный наставник) 7-11 класс.

Самостоятельная работа № 4 (1 час)

Тема: Русский литературный язык на рубеже XX–XXI веков. Формы существования национального русского языка: русский литературный язык, просторечие, диалекты, жаргонизмы.

Задание: Ознакомиться с материалом темы по учебникам. Приготовить реферат на заданную тему.

Форма контроля: проверка рефератов.

Литература:

  1. Воителева Т. М. Русский язык: методические рекомендации: метод. пособие для учреждений сред. проф. образования. – М., 2014.

  2. Горшков А. И. Русская словесность. От слова к словесности. 10–11 классы: учебник для общеобразовательных учреждений. – М., 2010.

  3. Ожегов С. И. Словарь русского языка. Около 60 000 слов и фразеологических выражений. – 25-е изд., испр. и доп. /под общ.ред. Л. И. Скворцова. – М., 2006.

  4. Учебник. Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язык – М., 2014 ЭОР «Русский язык» (виртуальный наставник) 7-11 класс.

Самостоятельная работа № 5 (1 час)

Тема: Язык и культура. Культурно-речевые традиции русского языка и современное состояние русской устной речи. Вопросы экологии русского языка.

Задание: Ознакомиться с материалом темы по учебникам. Составить опорный конспект.

Форма контроля: проверка тетрадей

Литература:

  1. Воителева Т. М. Русский язык: методические рекомендации: метод. пособие для учреждений сред. проф. образования. – М., 2014.

  2. Горшков А. И. Русская словесность. От слова к словесности. 10–11 классы: учебник для общеобразовательных учреждений. – М., 2010.

  3. Учебник. Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язык – М., 2014 ЭОР «Русский язык» (виртуальный наставник) 7-11 класс.


Самостоятельная работа № 6 (1 час)

Тема: Виды делового общения, их языковые особенности. Языковые особенности научного стиля речи. Публицистический стиль: языковые особенности, сфера использования.

Задание: Ознакомиться с материалом темы по учебникам. Составить кластер.

Форма контроля: проверка кластеров

Литература:

  1. Воителева Т. М. Русский язык: методические рекомендации: метод. пособие для учреждений сред. проф. образования. – М., 2014.

  2. Горшков А. И. Русская словесность. От слова к словесности. 10–11 классы: учебник для общеобразовательных учреждений. – М., 2010.

  3. Учебник. Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язык – М., 2014 ЭОР «Русский язык» (виртуальный наставник) 7-11 класс.

Самостоятельная работа № 7 (1 час)

Тема: Особенности художественного стиля. Экспрессивные средства языка в художественном тексте.

Задание: Ознакомиться с материалом темы по учебникам. Составить таблицу.

Форма контроля: проверка тетрадей

Литература:

  1. Воителева Т. М. Русский язык: методические рекомендации: метод. пособие для учреждений сред. проф. образования. – М., 2014.

  2. Горшков А. И. Русская словесность. От слова к словесности. 10–11 классы: учебник для общеобразовательных учреждений. – М., 2010.

  3. Учебник. Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язык – М., 2014 ЭОР «Русский язык» (виртуальный наставник) 7-11 класс.

Самостоятельная работа № 8 (1 час)

Тема: СМИ и культура речи. Устная и письменная формы существования русского языка и сферы их применения.

Задание: Ознакомиться с материалом темы по учебникам. Написать эссе.

Форма контроля: проверка тетрадей

Литература:

  1. Воителева Т. М. Русский язык: методические рекомендации: метод. пособие для учреждений сред. проф. образования. – М., 2014.

  2. Горшков А. И. Русская словесность. От слова к словесности. 10–11 классы: учебник для общеобразовательных учреждений. – М., 2010.

  3. Учебник. Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язык – М., 2014 ЭОР «Русский язык» (виртуальный наставник) 7-11 класс.



  1. ФОНЕТИКА, ОРФОЭПИЯ, ГРАФИКА, ОРФОГРАФИЯ (4 часа)

Самостоятельная работа № 9 (1 час)

Тема: Русское письмо и его эволюция.

Задание: Ознакомиться с материалом темы по учебникам. Составить тезисы и кроссворд по теме.

Форма контроля: проверка тетрадей

Литература:

  1. Воителева Т. М. Русский язык: методические рекомендации: метод. пособие для учреждений сред. проф. образования. – М., 2014.

  2. Горшков А. И. Русская словесность. От слова к словесности. 10–11 классы: учебник для общеобразовательных учреждений. – М., 2010.

  3. Учебник. Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язык – М., 2014 ЭОР «Русский язык» (виртуальный наставник) 7-11 класс.

Самостоятельная работа № 10 (1 час)

Тема: Функционирование звуков языка в тексте.

Задание: Ознакомиться с материалом темы по учебникам. Написать доклад.

Форма контроля: выступление с докладом перед аудиторией

Литература:

  1. Воителева Т. М. Русский язык: методические рекомендации: метод. пособие для учреждений сред. проф. образования. – М., 2014.

  2. Горшков А. И. Русская словесность. От слова к словесности. 10–11 классы: учебник для общеобразовательных учреждений. – М., 2010.

  3. Учебник. Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язык – М., 2014 ЭОР «Русский язык» (виртуальный наставник) 7-11 класс.

Самостоятельная работа № 11-12 (2 часа)

Тема: Звукопись, анафора, аллитерация.

Задание: Ознакомиться с материалом темы по учебникам. Составить сравнительную таблицу.

Форма контроля: проверка тетрадей

Литература:

  1. Воителева Т. М. Русский язык: методические рекомендации: метод. пособие для учреждений сред. проф. образования. – М., 2014.

  2. Горшков А. И. Русская словесность. От слова к словесности. 10–11 классы: учебник для общеобразовательных учреждений. – М., 2010.

  3. Учебник. Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язык – М., 2014 ЭОР «Русский язык» (виртуальный наставник) 7-11 класс.


  1. ЛЕКСИКОЛОГИЯ И ФРАЗЕОЛОГИЯ (5 часов)

Самостоятельная работа № 13 (1 час)

Тема: Антонимы и их роль в речи.

Задание: Ознакомиться с материалом темы по учебникам. Создать мультимедийную презентацию.

Форма контроля: проверка презентаций

Литература:

  1. Воителева Т. М. Русский язык: методические рекомендации: метод. пособие для учреждений сред. проф. образования. – М., 2014.

  2. Горшков А. И. Русская словесность. От слова к словесности. 10–11 классы: учебник для общеобразовательных учреждений. – М., 2010.

  3. Учебник. Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язык – М., 2014 ЭОР «Русский язык» (виртуальный наставник) 7-11 класс.

Самостоятельная работа № 14 (1 час)

Тема: Синонимия в русском языке.

Задание: Ознакомиться с материалом темы по учебникам. Составить опорный конспект.

Форма контроля: проверка тетрадей

Литература:

  1. Воителева Т. М. Русский язык: методические рекомендации: метод. пособие для учреждений сред. проф. образования. – М., 2014.

  2. Горшков А. И. Русская словесность. От слова к словесности. 10–11 классы: учебник для общеобразовательных учреждений. – М., 2010.

  3. Учебник. Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язык – М., 2014 ЭОР «Русский язык» (виртуальный наставник) 7-11 класс.

Самостоятельная работа № 15 (1 час)

Тема: Типы синонимов.

Задание: Ознакомиться с материалом темы по учебникам. Составить таблицу.

Форма контроля: проверка тетрадей

Литература:

  1. Воителева Т. М. Русский язык: методические рекомендации: метод. пособие для учреждений сред. проф. образования. – М., 2014.

  2. Горшков А. И. Русская словесность. От слова к словесности. 10–11 классы: учебник для общеобразовательных учреждений. – М., 2010.

  3. Учебник. Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язык – М., 2014 ЭОР «Русский язык» (виртуальный наставник) 7-11 класс.

Самостоятельная работа № 16 (1 час)

Тема: Роль синонимов в организации речи.

Задание: Ознакомиться с материалом темы по учебникам. Написать доклад.

Форма контроля: выступление с докладом перед аудиторией

Литература:

  1. Воителева Т. М. Русский язык: методические рекомендации: метод. пособие для учреждений сред. проф. образования. – М., 2014.

  2. Горшков А. И. Русская словесность. От слова к словесности. 10–11 классы: учебник для общеобразовательных учреждений. – М., 2010.

  3. Учебник. Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язык – М., 2014 ЭОР «Русский язык» (виртуальный наставник) 7-11 класс.

Самостоятельная работа № 17 (1 час)

Тема: Старославянизмы и их роль в развитии русского языка.

Задание: Ознакомиться с материалом темы по учебникам. Составить тезисы.

Форма контроля: проверка тетрадей

Литература:

  1. Воителева Т. М. Русский язык: методические рекомендации: метод. пособие для учреждений сред. проф. образования. – М., 2014.

  2. Горшков А. И. Русская словесность. От слова к словесности. 10–11 классы: учебник для общеобразовательных учреждений. – М., 2010.

  3. Учебник. Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язык – М., 2014 ЭОР «Русский язык» (виртуальный наставник) 7-11 класс.

  1. МОРФЕМИКА, СЛОВООБРАЗОВАНИЕ, ОРФОГРАФИЯ (5 часов)

Самостоятельная работа № 18-22 (5 часов)

Тема: Строение русского слова. Способы образования слов в русском языке. Исторические изменения в структуре слова.

Задание: Ознакомиться с материалом темы по учебникам. Написать реферат по теме.

Форма контроля: защита рефератов

Литература:

  1. Воителева Т. М. Русский язык: методические рекомендации: метод. пособие для учреждений сред. проф. образования. – М., 2014.

  2. Горшков А. И. Русская словесность. От слова к словесности. 10–11 классы: учебник для общеобразовательных учреждений. – М., 2010.

  3. Учебник. Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язык – М., 2014 ЭОР «Русский язык» (виртуальный наставник) 7-11 класс.



  1. МОРФОЛОГИЯ И ОРФОГРАФИЯ (7 часов)

Самостоятельная работа № 23 (1 час)

Тема: Учение о частях речи в русской грамматике.

Задание: Ознакомиться с материалом темы по учебникам. Написать эссе.

Форма контроля: проверка тетрадей

Литература:

  1. Воителева Т. М. Русский язык: методические рекомендации: метод. пособие для учреждений сред. проф. образования. – М., 2014.

  2. Горшков А. И. Русская словесность. От слова к словесности. 10–11 классы: учебник для общеобразовательных учреждений. – М., 2010.

  3. Учебник. Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язык – М., 2014 ЭОР «Русский язык» (виртуальный наставник) 7-11 класс.

Самостоятельная работа № 24 (1 час)

Тема: Грамматические нормы русского языка.

Задание: Ознакомиться с материалом темы по учебникам. Составить кроссворд.

Форма контроля: проверка кроссвордов

Литература:

  1. Воителева Т. М. Русский язык: методические рекомендации: метод. пособие для учреждений сред. проф. образования. – М., 2014.

  2. Горшков А. И. Русская словесность. От слова к словесности. 10–11 классы: учебник для общеобразовательных учреждений. – М., 2010.

  3. Учебник. Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язык – М., 2014 ЭОР «Русский язык» (виртуальный наставник) 7-11 класс.

Самостоятельная работа № 25 (1 час)

Тема: Лексико-грамматические разряды имен существительных (на материале произведений художественной литературы).

Задание: Ознакомиться с материалом темы по учебникам. Написать статью.

Форма контроля: проверка статей

Литература:

  1. Воителева Т. М. Русский язык: методические рекомендации: метод. пособие для учреждений сред. проф. образования. – М., 2014.

  2. Горшков А. И. Русская словесность. От слова к словесности. 10–11 классы: учебник для общеобразовательных учреждений. – М., 2010.

  3. Учебник. Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язык – М., 2014 ЭОР «Русский язык» (виртуальный наставник) 7-11 класс.

  4. Чехов А.П. Рассказы — АСТ, 2015.

Самостоятельная работа № 26 (1 час)

Тема: Прилагательные, их разряды, синтаксическая и стилистическая роль (на примере лирики русских поэтов).

Задание: Ознакомиться с материалом темы по учебникам. Составить таблицу с примерами из стихотворений.

Форма контроля: проверка тетрадей

Литература:

  1. Воителева Т. М. Русский язык: методические рекомендации: метод. пособие для учреждений сред. проф. образования. – М., 2014.

  2. Горшков А. И. Русская словесность. От слова к словесности. 10–11 классы: учебник для общеобразовательных учреждений. – М., 2010.

  3. Некрасов Н, Фет А, БатюшковК.: Лучшие стихотворения русских поэтов в одном томе. — Эксмо, 2017

  4. Учебник. Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язык – М., 2014 ЭОР «Русский язык» (виртуальный наставник) 7-11 класс.

Самостоятельная работа № 27 (1 час)

Тема: Категория наклонения глагола и ее роль в текстообразовании.

Задание: Ознакомиться с материалом темы по учебникам. Составить тезисы.

Форма контроля: проверка тетрадей

Литература:

  1. Воителева Т. М. Русский язык: методические рекомендации: метод. пособие для учреждений сред. проф. образования. – М., 2014.

  2. Горшков А. И. Русская словесность. От слова к словесности. 10–11 классы: учебник для общеобразовательных учреждений. – М., 2010.

  3. Учебник. Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язык – М., 2014 ЭОР «Русский язык» (виртуальный наставник) 7-11 класс.

Самостоятельная работа № 28 (1 час)

Тема: Вопрос о причастии и деепричастии в русской грамматике.

Задание: Ознакомиться с материалом темы по учебникам. Написать эссе.

Форма контроля: проверка эссе

Литература:

  1. Воителева Т. М. Русский язык: методические рекомендации: метод. пособие для учреждений сред. проф. образования. – М., 2014.

  2. Горшков А. И. Русская словесность. От слова к словесности. 10–11 классы: учебник для общеобразовательных учреждений. – М., 2010.

  3. Учебник. Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язык – М., 2014 ЭОР «Русский язык» (виртуальный наставник) 7-11 класс.

Самостоятельная работа № 29 (1 час)

Тема: Наречия и слова категории состояния: семантика, синтаксические функции, употребление.

Задание: Ознакомиться с материалом темы по учебникам. Составить тезисы.

Форма контроля: проверка тетрадей

Литература:

  1. Воителева Т. М. Русский язык: методические рекомендации: метод. пособие для учреждений сред. проф. образования. – М., 2014.

  2. Горшков А. И. Русская словесность. От слова к словесности. 10–11 классы: учебник для общеобразовательных учреждений. – М., 2010.

  3. Учебник. Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язык – М., 2014 ЭОР «Русский язык» (виртуальный наставник) 7-11 класс.



  1. СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ (10 часов)

Самостоятельная работа № 30 (1 час)

Тема: Роль словосочетания в построении предложения.

Задание: Ознакомиться с материалом темы по учебникам. Составить тест.

Форма контроля: проверка тестов

Литература:

  1. Воителева Т. М. Русский язык: методические рекомендации: метод. пособие для учреждений сред. проф. образования. – М., 2014.

  2. Горшков А. И. Русская словесность. От слова к словесности. 10–11 классы: учебник для общеобразовательных учреждений. – М., 2010.

  3. Учебник. Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язык – М., 2014 ЭОР «Русский язык» (виртуальный наставник) 7-11 класс.

Самостоятельная работа № 31 (1 час)

Тема: Односоставные предложения в русском языке: особенности структуры и семантики.

Задание: Ознакомиться с материалом темы по учебникам. Составить конспект.

Форма контроля: проверка тетрадей

Литература:

  1. Воителева Т. М. Русский язык: методические рекомендации: метод. пособие для учреждений сред. проф. образования. – М., 2014.

  2. Горшков А. И. Русская словесность. От слова к словесности. 10–11 классы: учебник для общеобразовательных учреждений. – М., 2010.

  3. Учебник. Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язык – М., 2014 ЭОР «Русский язык» (виртуальный наставник) 7-11 класс.

Самостоятельная работа № 32 (1 час)

Тема: Синтаксическая роль инфинитива.

Задание: Ознакомиться с материалом темы по учебникам. Написать доклад.

Форма контроля: выступление с докладом перед аудиторией

Литература:

  1. Воителева Т. М. Русский язык: методические рекомендации: метод. пособие для учреждений сред. проф. образования. – М., 2014.

  2. Горшков А. И. Русская словесность. От слова к словесности. 10–11 классы: учебник для общеобразовательных учреждений. – М., 2010.

  3. Учебник. Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язык – М., 2014 ЭОР «Русский язык» (виртуальный наставник) 7-11 класс.

Самостоятельная работа № 33 (1 час)

Тема: Предложения с однородными членами и их функции в речи.

Задание: Ознакомиться с материалом темы по учебникам. Составить тест.

Форма контроля: проверка тестов

Литература:

  1. Воителева Т. М. Русский язык: методические рекомендации: метод. пособие для учреждений сред. проф. образования. – М., 2014.

  2. Горшков А. И. Русская словесность. От слова к словесности. 10–11 классы: учебник для общеобразовательных учреждений. – М., 2010.

  3. Учебник. Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язык – М., 2014 ЭОР «Русский язык» (виртуальный наставник) 7-11 класс.

Самостоятельная работа № 34 (1 час)

Тема: Обособленные члены предложения и их роль в организации текста.

Задание: Ознакомиться с материалом темы по учебникам. Составить кроссворд.

Форма контроля: проверка кроссвордов

Литература:

  1. Воителева Т. М. Русский язык: методические рекомендации: метод. пособие для учреждений сред. проф. образования. – М., 2014.

  2. Горшков А. И. Русская словесность. От слова к словесности. 10–11 классы: учебник для общеобразовательных учреждений. – М., 2010.

  3. Учебник. Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язык – М., 2014 ЭОР «Русский язык» (виртуальный наставник) 7-11 класс.

Самостоятельная работа № 35 (1 час)

Тема: Структура и стилистическая роль вводных и вставных конструкций.

Задание: Ознакомиться с материалом темы по учебникам. Составить мультимедийную презентацию.

Форма контроля: проверка презентаций

Литература:

  1. Воителева Т. М. Русский язык: методические рекомендации: метод. пособие для учреждений сред. проф. образования. – М., 2014.

  2. Горшков А. И. Русская словесность. От слова к словесности. 10–11 классы: учебник для общеобразовательных учреждений. – М., 2010.

  3. Учебник. Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язык – М., 2014 ЭОР «Русский язык» (виртуальный наставник) 7-11 класс.

Самостоятельная работа № 36 (1 час)

Тема: Монолог и диалог. Особенности построения и употребления.

Задание: Ознакомиться с материалом темы по учебникам. Составить сравнительную таблицу.

Форма контроля: проверка тетрадей

Литература:

  1. Воителева Т. М. Русский язык: методические рекомендации: метод. пособие для учреждений сред. проф. образования. – М., 2014.

  2. Горшков А. И. Русская словесность. От слова к словесности. 10–11 классы: учебник для общеобразовательных учреждений. – М., 2010.

  3. Учебник. Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язык – М., 2014 ЭОР «Русский язык» (виртуальный наставник) 7-11 класс.

Самостоятельная работа № 37 (1 час)

Тема: Синонимика простых предложений.

Задание: Ознакомиться с материалом темы по учебникам. Составить доклад.

Форма контроля: проверка докладов

Литература:

  1. Воителева Т. М. Русский язык: методические рекомендации: метод. пособие для учреждений сред. проф. образования. – М., 2014.

  2. Горшков А. И. Русская словесность. От слова к словесности. 10–11 классы: учебник для общеобразовательных учреждений. – М., 2010.

  3. Учебник. Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язык – М., 2014 ЭОР «Русский язык» (виртуальный наставник) 7-11 класс.

Самостоятельная работа № 38 (1 час)

Тема: Синонимика сложных предложений.

Задание: Ознакомиться с материалом темы по учебникам. Составить конспект.

Форма контроля: проверка конспектов

Литература:

  1. Воителева Т. М. Русский язык: методические рекомендации: метод. пособие для учреждений сред. проф. образования. – М., 2014.

  2. Горшков А. И. Русская словесность. От слова к словесности. 10–11 классы: учебник для общеобразовательных учреждений. – М., 2010.

  3. Учебник. Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язык – М., 2014 ЭОР «Русский язык» (виртуальный наставник) 7-11 класс.

Самостоятельная работа № 39 (1 час)

Тема: Использование сложных предложений в речи.

Задание: Ознакомиться с материалом темы по учебникам. Составить тезисы.

Форма контроля: проверка тезисов

Литература:

  1. Воителева Т. М. Русский язык: методические рекомендации: метод. пособие для учреждений сред. проф. образования. – М., 2014.

  2. Горшков А. И. Русская словесность. От слова к словесности. 10–11 классы: учебник для общеобразовательных учреждений. – М., 2010.

  3. Учебник. Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язык – М., 2014 ЭОР «Русский язык» (виртуальный наставник) 7-11 класс.





ВИДЫ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ И МЕТОДИКА ЕЁ ВЫПОЛНЕНИЯ ДОКЛАД

Методика написания доклада. Доклад - публичное сообщение, представляющее собой развернутое изложение на определенную тему. Выполнение доклада практикуется в учебном процессе в целях приобретения студентом необходимой профессиональной подготовки, развития умения и навыков самостоятельного научного поиска (изучение литературы по выбранной теме, анализа источников и точек зрения, обобщение материала, формулирования выводов). Процесс написания доклада включает: выбор темы; подбор специальной литературы и иных источников, их изучение; составление плана; написание текста работы и её оформление; устное изложение текста. Доклады пишутся по наиболее актуальным темам. В них на основе тщательного анализа и обобщения научного материала сопоставляются различные взгляды авторов, и определяется собственная позиция студента с изложением соответствующих аргументов. Работу над докладом следует начинать с общего ознакомления с темой. После этого необходимо изучить литературные и иные источники, рекомендованные преподавателем. Особенно внимательно необходимо следить за новой литературой по избранной проблематике, в том числе за периодическими изданиями («Русский язык в школе», «Русская речь» и другие). План доклада должен быть составлен таким образом, чтобы он раскрыл название работы. Доклад, как правило, состоит из введения (обосновывается актуальность, научная и практическая значимость избранной темы), основного материала (суть проблемы и пути её решения) и заключения (выводы, оценки, предложения). Изложение материала должно быть кратким, точным, последовательным. Необходимо употреблять термины, избегать непривычных или двусмысленных понятий и категорий, сложных грамматических оборотов. Термины, отдельные слова и словосочетания допускается заменять простыми текстовыми сокращениями, смысл которых ясен из контекста. Ориентировочный объём доклада - от 5 до 7 страниц компьютерного текста. При изложении материала нужно плавно переходить от одного вопроса к следующему, желательно обобщать материал каждого пункта (раздела) доклада используя таки слова, как «таким образом», «итак», «необходимо подчеркнуть» и т.п. Такие обобщения гарантируют правильное и полное восприятие материала аудиторией. Если в материале используются цитаты или определения других авторов, то необходимо ссылаться на таких авторов. В конце доклада должен быть краткий вывод, который показывает, насколько цель доклада была выполнена. В выводе (заключении) должны быть отражены все задачи и степень их выполнения. Содержание доклада студент представляет на семинарском занятии, научной конференции. После доклада автор отвечает на заданные вопросы.

ТАБЛИЦА

Таблица (от лат. tabula – доска) — способ структурирования данных. Представляет собой распределение данных по однотипным строкам и столбцам. Таблица должна быть составлена компактно, т. е. быть небольшой по размеру и легко обозримой. Общий заголовок таблицы должен кратко выражать ее основное содержание. Строки подлежащего и графы сказуемого располагают в виде частных слагаемых с последующим подытоживанием по каждому из них. 11 Для удобства анализа таблицы при большом числе строк подлежащего и граф сказуемого возникает потребность в их нумерации. Составление сводной (обобщающей) таблицы по теме – это вид самостоятельной работы студента по систематизации объемной информации, которая сводится (обобщается) в рамке таблицы. Таблица – какой-либо материал, сгруппированный в виде нескольких столбцов (граф), имеющих самостоятельные заголовки и отделенных друг от друга линиями (чертами). Составление таблиц – группировка материалов какой-либо лекции или её раздела в отдельную таблицу (таблицы). Таблица должна содержать самые существенные сведения и характеристики, изложенные предельно кратко и понятно. При заполнении таблицы следует строго следовать тому, что спрашивается в ее «шапке». Размещение материала вне таблицы считается ошибкой. После заполнения таблицы студент должен сделать выводы письменно. Составление таблиц и схем требует глубокого знания материала, умения быстро ориентироваться в большом по объему материале, умения выражать свои мысли в виде кратких обобщений, вместе с тем такого типа самостоятельная работа придает знаниям необходимую глубину и прочность, поднимают их на новую ступень.

КРОССВОРД

Кроссворд — это головоломка, представляющая собой переплетение рядов клеточек, которые заполняются словами по заданным значениям. Обычно значения слов задаются описательно под этой фигурой, сначала значения слов, которые должны получиться по горизонтали, затем – по вертикали. Составление кроссворда по теме и ответов к нему – это разновидность отображения информации в графическом виде и вид контроля знаний по ней. Кроссворд – игра-задача – заполнение буквами перекрещивающихся рядов клеточек так, чтобы по горизонтали и вертикали получились заданные по значениям слова. Слова «пересекаются» друг с другом, образуя сетку кроссворда. Сетка должна быть связной, без изолированных участков, «оторванных» от остальной сетки. Для привязки ответов к определениям в кроссворде последовательно нумеруются ячейки, содержащие первые буквы ответов. Нумерация идет по правилам чтения: слева направо и сверху вниз. Слова, идущие из одной клетки в разных направлениях, нумеруются одной цифрой. В списке определений уточняется направление каждого слова (чаще всего определения сгруппированы по направлениям). Слова-ответы должны быть существительными в именительном падеже и единственном числе. Множественное число допускается только тогда, когда оно обозначает единственный предмет или единственное число редко употребляется («родители», а не «родитель»). Работа по составлению кроссворда требует от студента владения материалом, умения концентрировать свои мысли и гибкость ума. Кроссворды могут быть различны по форме и объему слов.

ТЕСТ

Тесты можно использовать не только на занятии в аудитории, но и можно предложить студентам составить тестовые задания, что научит правильно формулировать вопросы, будет способствовать формированию умений обобщать и анализировать полученные знания, применять их на практике.

При всем многообразии тестовых задании можно выделить всего четыре основных группы тестов: 1. задание на выбор правильного ответа; 2. приведение в соответствие или классификацию объектов; 3. расположение объектов в определенном порядке; 4. “открытые” тесты, где необходимо вписать “пропущенные” слова.

Методика составления тестов Основными этапами любого тестирования являются:

1. Целеполагание, т.е. постановка конкретных целей перед тестированием.

2. Подготовка и сбор информации для составления теста, соответствующей программе, учебникам и пройденному материалу.

3. Разработка и конструирование теста, т.е. выбор определенных видов тестовых вопросов и заданий с учетом определенных требований: - надежность, точность, лаконичность; - недопустимость применения двусмысленных вопросов; - использование дополнительной литературы, энциклопедий, справочников для составления тестов.

4. Подготовка ключа к тесту. При составлении вопросов и ответов теста важно: • избегать вводных фраз и предложений, имеющих мало связи с основной мыслью; • реже использовать отрицание в основной части, избегать двойных отрицаний, таких как «Почему нельзя не делать…»; • применять правдоподобные ошибочные варианты, взятые из опыта; • место правильного ответа должно быть определено так, чтобы оно не повторялось от вопроса к вопросу, не было закономерностей, а давалось в случайном порядке. • лучше использовать длинный вопрос и короткий ответ.

Рекомендации к заданиям с выбором ответа: 1. В тексте задания должна быть устранена всякая двусмысленность или неясность формулировок; 2. Основная часть задания формулируется очень кратко, не более одного предложения из семи-восьми слов; 3. Задание должно иметь предельно простую синтаксическую конструкцию; 9 4. В основную часть задания включается как можно больше слов, оставляя для ответа 2 – 3 ключевых слова для данной проблемы; 5. Все ответы к одному заданию должны быть примерно одной длины, либо в некоторых заданиях правильный ответ может быть короче других; 6. Из текста должны быть исключены все ассоциации, способствующие выбору правильного ответа с помощью догадки; 7. Частота выбора одного и того же номера места для правильного ответа в различных заданиях должна быть примерно одинакова; 8. Основная часть задания должна быть освобождена от всякого иррелевантного для данной проблемы материала; 9. Из ответов исключаются все повторяющиеся слова за счет ввода их в основной текст заданий; 10. В ответах не рекомендуется использовать слова «все», «ни одного», «никогда», «всегда», «ни один из перечисленных», «все перечисленные», т.к. в отдельных случаях они способствуют угадыванию правильного ответа; 11. Из числа неправильных должны исключаться ответы, вытекающие один из другого; 12. Из числа тестовых должны исключаться задания, содержащие оценочные суждения или мнения испытуемого по какому-либо вопросу; 13. Все варианты ответов должны быть равновероятно привлекательны для испытуемых; 14. Ни один из вариантов ответов не должен являться частично правильным, превращающимся при определенных дополнительных условиях в правильный; 15. Основная часть задания формулируется в форме утверждения, которое обращается в истинное или ложное высказывание после подстановки ответов; 16. Ответ на одно задание не должен служить ключом к правильным ответам на другие задания теста, т.е. не следует использовать дистракторы из одного задания в качестве ответов к другим заданиям теста; 17. Если задание содержит среди прочих альтернативные ответы, не следует сразу после правильного приводить альтернативный ответ, так как внимание отвечающего обычно сосредотачивается только на этих двух ответах; 18. Все ответы должны быть параллельны по конструкции и грамматически согласованы с основной частью задания теста. В дополнение к основным общим требованиям существует еще ряд других, обусловленных спецификой выбранной тестовой формы.

Задания закрытой формы. В задании можно выделить основную часть утверждения, содержащую постановку проблемы, и готовые ответы. Среди ответов правильным обычно бывает только один, хотя не исключаются и другие варианты. Число неправильных ответов определяется видом задания, обычно оно не превышает пяти. В дополнение к общим имеется еще ряд требований к заданиям закрытой формы: - в тексте задания должна быть устранена всякая двусмысленность или неясность формулировок; 10 - в основную часть задания следует включать как можно больше слов, оставляя для ответа не более двух-трех наиболее важных, ключевых слов для данной проблемы; - частота выбора одного и того же номера места для правильного ответа в различных заданиях теста должна быть примерно одинакова, либо номер места для правильного ответа выбирается в случайном порядке; - из числа неправильных исключаются ответы, вытекающие один из другого. Задания закрытой формы сопровождаются инструкцией: "Обведите номер правильного ответа".

Задания открытой формы. При ответе на открытое задание нужно дописать пропущенное слово или число на месте прочерка. Задание составляется так, что требует четкого и однозначного ответа и не допускает двоякого толкования. Прочерк ставится на месте ключевого термина, знание которого является существенным для контролируемого материала. Все прочерки в открытых заданиях для одного теста рекомендуется делать равной длины. В процессе разработки задания необходимо упрощать усложненные синтаксические конструкции. Для задания открытой формы рекомендуется использовать инструкцию, состоящую из одного слова: "Дополните". Задания на соответствие. В этих заданиях проверяется знание связей между элементами двух множеств. Слева обычно приводятся элементы данного множества, справа - элементы, подлежащие выбору. Число элементов второго множества может превышать число данных. К заданиям предлагается стандартная инструкция, состоящая из двух слов: "Установите соответствие". Как и в заданиях закрытой формы, наибольшие трудности при разработке связаны с подбором правдоподобных избыточных элементов во втором множестве.

Задания на установление правильной последовательности. Тестовые задания четвертой формы предназначены для оценивания уровня владения последовательностью действий, процессов, вычислений и т.д. В задании приводятся в произвольном случайном порядке действия или процессы, связанные с определенной задачей. Тестируемый должен установить правильный порядок предложенных действий и указать его с помощью цифр в специально определенном для этого месте. Стандартная инструкция к заданиям четвертой формы имеет вид "Установите правильную последовательность".

ПРЕЗЕНТАЦИЯ

Презентации – широко распространенный тип мероприятия, устраиваемого с самыми различными целями и применяемого в разных сферах. Презентация вызывает особый интерес, поскольку располагает простором для интересных и нестандартных решений. В настоящее время различные организации часто проводят презентации, поэтому оценка эффективности такого типа мероприятия является актуальной. Мультимедийная презентация – это наглядная интерпретация важных пунктов содержания текста доклада, которая акцентирует внимание на основных моментах. Все презентации можно условно разделить на деловые (информация для слушателей) и творческие (для освещения культурно-массовых мероприятий). Для создания мультимедийной презентации в MS Power Point на деловую тематику следует придерживаться определенных критериев разработки, помогающих в достижении конкретных поставленных целей: 1. Прежде всего, необходимо определиться с темой и основными пунктами доклада, которые будут отражены в работе с мультимедийной презентацией. 2. Выбрать фон, не отвлекающий от содержания самой презентации (обычно это однотонные, не броские и спокойные тона, не следует выбирать яркие цвета: красный, желтый, оранжевый). 3. Установить шрифт (не более трех видов), размер должен быть не менее 28! 4. Подобрать цветовую гамму сочетания фон - шрифт (например, на синем фоне хорошо виден шрифт белого, желтого и оранжевого цвета и другие). 5. Слайды не должны содержать только текстовую информацию, целесообразно использовать схемы, графики различную графическую информацию. 6. При вставке в презентацию графических файлов (картинок, фотографий) необходимо их подписывать и сжимать (делать разрешение меньше). 7. Использовать анимацию (если это необходимо) следует только для определенных объектов. 8 8. Если в ходе доклада неминуемо обращение к докладу в текстовом варианте, то следует применять методы создания гиперссылок. 9. Сохранить презентацию необходимо только в популярных форматах: ppt (шаблон сохранения в офисе 2015) или pdf (этот формат не поддерживает анимацию).

КОНСПЕКТ

Конспект. Методика составления конспекта Конспект (от латинского conspectus) - обзор. Конспект - краткое изложение, краткая запись содержания. Это наиболее совершенная форма записи в процессе самостоятельной работы с историческим источником, книгой. Конспекту присущи краткость, связность и последовательность. В отличие от тезисов, содержащих только основные положения, и выписок, которые отображают материал в любых соотношениях главного и второстепенного, конспекты при обязательной краткости содержат не только основные положения и выводы, но факты и доказательства, примеры и иллюстрации. Рекомендации по составлению конспекта Когда будете читать изучаемый материал впервые, выделите его основные смысловые части, определите главное, сделайте выводы. Наиболее значимую информацию кратко и последовательно изложите своими словами либо запишите в виде цитат. Таким образом, конспект включает в себя основные положения, факты, примеры и выводы. Используйте условные обозначения, сокращайте отдельные слова. Выделяйте пункты и подпункты, подчеркивайте, выделяйте цветом ключевые слова. Ценность конспекта заключается в том, что автор может писать его не по заданному образцу, а удобным для себя способом. Следовательно, конспектирование: 7 • помогает пониманию и усвоению нового материала; • способствует выработке умений и навыков грамотного изложения теории и практических вопросов в письменной форме; • формирует умение излагать своими словами мысли других людей. Основные действия при составлении конспекта одного документа, текста: 1.Записать фамилию автора произведения, полное название работы, указать год издания, издательства (Если конспектируется статья, то обязательно надо указать, в каком журнале она была напечатана). 2. Прочитать весь текст. 3. Выделить основные смысловые части или главные мысли текста. 4. К каждой главной мысли подобрать необходимые факты. 5. Установить связь, переходы между частями. 6. Записать текст конспекта. 7. Проверить написанное.

ТЕЗИС

Тезис - основная мысль, положение, развиваемое и доказываемое в какомнибудь сочинении, выступлении. Основные действия при составлении тезисов: 1. Прочитать текст, документ, исторический источник. 2. Выделить основные смысловые части. 3. Сформулировать мысль (основное положение каждой смысловой части) в развернутой форме. 4. Установить последовательность расположения мыслей (тезисов). 5. Записать тезисы. 6 6. Проверить написанное. Рекомендации по составлению тезисов: - изучаемый текст читайте неоднократно, разбивая его на отрывки; - в каждом из них выделяйте главное, и на основе главного формулируйте тезисы; - не приводите факты и примеры; - сохраняйте в тезисах самобытную форму высказывания, оригинальность авторского суждения, чтобы не потерять документальность, убедительность; - по окончании работы над тезисами сверьте их с текстом источника (не исказился ли смысл?), затем перепишите и пронумеруйте. Тезисы могут быть цитатными, или свободными (мысли передаются своими словами), или смешанными, сочетающими то и другое. Тезисы могут послужить основой будущего доклада, статьи, сочинения, ответа на вопрос, например, на экзамене, или быть вторичным текстом, составленным по чьей-то работе. Таким образом, как и план, тезисы могут передавать либо содержание уже готового, имеющегося, чужого текста, либо будущего, создаваемого автором текста. Как и в плане, в тезисах каждая последующая мысль должна вытекать из предыдущей, быть с ней связана; то есть тезисы передают внутреннюю логику высказывания, они должны раскрывать тему или основную мысль текста. Объединяет тезисы с планом то, что они иногда нумеруются, это облегчает восприятие и воспроизведение чужого текста, а при создании собственного текста помогает выстроить его, сделать будущее высказывание логичным.

РЕФЕРАТ

Написание реферата - это более объемный, чем сообщение, вид самостоятельной работы студента, содержащий информацию, дополняющую и развивающую основную тему, изучаемую на аудиторных занятиях (приложение 1). Ведущее место занимают темы, представляющие профессиональный интерес, несущие элемент новизны. Реферативные материалы должны представлять письменную модель первичного документа - научной работы, монографии, статьи. Реферат может включать обзор нескольких источников и служить основой для доклада на определенную тему на семинарах, конференциях.

Регламент озвучивания реферата - 7-10 мин.

Затраты времени на подготовку материала зависят от трудности сбора информации, сложности материала по теме, индивидуальных особенностей обучающегося и определяются преподавателем.

ЭССЕ

Написание эссе — это вид внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся по написанию сочинения небольшого объема и свободной композиции на частную тему, трактуемую субъективно и обычно неполно (приложение 3). Тематика эссе должна быть актуальной, затрагивающей современные проблемы области изучения дисциплины. Обучающийся должен раскрыть не только суть проблемы, привести различные точки зрения, но и выразить собственные взгляды на нее. Этот вид работы требует от обучающегося умения четко выражать мысли как в письменной форме, так и посредством логических рассуждений, ясно излагать свою точку зрения. Эссе, как правило, имеет задание, посвященное решению одной из проблем, касающейся области учебных или научных интересов дисциплины, общее проблемное поле, на основании чего обучающийся сам формулирует тему. При раскрытии темы он должен проявить оригинальность подхода к решению проблемы, реалистичность, полезность и значимость предложенных идей, яркость, образность, художественную оригинальность изложения.

Затраты времени на подготовку материала зависят от трудности сбора информации, сложности материала по теме, индивидуальных особенностей обучающегося и определяются пре­подавателем.

Эссе может быть представлено на практическом занятии, на конкурсе работ обучающихся, научных конференциях.