Муниципальное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №12
с.Новосельское, Новокубанский район, Краснодарский край
Урок русского языка.
Комплексный анализ текста
Николая Жукова «Берёза».
Ширина Галина Александровна,
учитель русского языка
и литературы.
Цель урока:
1.Формирование и совершенствование навыков комплексного анализа текста.
2. Углубление представления о стилях и типах речи.
3. Воспитание гражданско-патриотических чувств, любви к родной природе.
Содержание.
1. Вдохновенное слово о берёзе.
2.Комментарий и объяснение орфограмм и пунктуации текста.
3. Деление текста на абзацы. Поиск основной мысли.
4. Аргументированное определение стиля и типа речи .
5.Поиск и определение изобразительно-выразительных средств языка.
6. Лексическая разминка.
7.Музыкальная пауза
8. Фонетическая разминка.
9. Словообразовательная разминка.
10. Морфологическая разминка.
11. Синтаксическая разминка.
12. Сочинение – рассуждение по тексту .
1. Вдохновенное слово о берёзе.
Без берёзы не мыслю России…
Так светла по-славянски она,
Что быть может в столетья иные
От берёзы вся Русь рождена.
Под берёзами пели, женили,
Продавали коней на торгах,
Дорогих матерей хоронили,
Так, чтоб были берёзы в ногах…
Они стоят, дороги отороча,
И ткут навес над тишью рек.
О Русь моя! Берёзовая роща,
Которую не вырубить вовек…
Своею красотой неброской
Во всех краях, во все года,
Родные русские берёзки
Сердца пленяют навсегда.
Красивы при любой погоде,
А пуще в солнечные дни.
В своём зелёном хороводе
Они лебёдушкам сродни:
Белы, стройны и горделивы.
Без них и мир не так чудесен,
И не слагается мотив….
Народ создал немало песен,
Берёзкам русским посвятив.
На полянке, на пригорке,
Под окном, среди полей
Белокурая берёзка –
Символ Родины моей.
Белый ствол, чуть поникшие ветви,
Задушевный, задумчивый взор.
Тихо дремлют родные берёзы,
Украшая России простор..
Белолицая, белоствольная,
Как невеста ,горда и нежна,
Словно русская песня раздольная,
К небесам устремилась она…
- Какая тема объединяет все эти стихи?
- С чем(кем) сравнивается берёза?
- Какая основная мысль объединяет все эти стихи?
2.Вставить и объяснить пропущенные орфограммы,
расставить и объяснить недостающие знаки препинания.
Какое русское, какое милое дер…во б…рёза! Н… одно из д…ревьев (не) вм…щает столько нац…ональных понятий (не) рожда…т столько образов и сравнений. Наблюдая в лесу я понял что берёза – это (во)истину крестьянское дерево; в ней есть всё и бабий ситц…вый платок и побеле(н, нн)ая хата, и ру(с, сс)кая печ… и п…л…вик и холщ…вая рубаха и курочка ряба и даже молоко которое пьют на всей земле. Всматриваясь в берёзовый лес в узловатые его стволы вспоминаеш… мозолистые трудовые крестьянские руки сноровисто делающие любую т…ж…лую работу. А м…л…дые берё…ки тоненькие пряменькие как (бы) на ц…почках пр…поднявшиеся к голубому весе(н, нн)ему куполу неба напоминая девичью красоту стройную и статную с русыми косами светлоокую радуют глаз и вспоминае(ться, тся) много(много ) русских имён таких же светлых и чистых. Смотриш… на берёзу и проносятся в памят… переливчатые деревенские песни звуки гармоники юность детство и в душе любовно обнимеш… это дерево как самое тебе бли…кое и д…р…гое.
,
3.Разделите текст на абзацы. Сколько микротем получилоь?
В каком предложении выражена основная мысль?
Какое русское, какое милое дерево берёза! Ни одно из деревьев не вмещает столько национальных понятий , не рождает столько образов и сравнений. Наблюдая в лесу, я понял ,что берёза – это воистину крестьянское дерево; в ней есть всё : и бабий ситцевый платок ,и побеленная хата, и русская печь, и половик , и холщовая рубаха , и курочка ряба , и даже молоко , которое пьют на всей земле. Всматриваясь в берёзовый лес ,в узловатые его стволы , вспоминаешь мозолистые, трудовые крестьянские руки , сноровисто делающие любую тяжёлую работу. А молодые берёзки , тоненькие, пряменькие , как бы на цыпочках приподнявшиеся к голубому весеннему куполу неба , напоминая девичью красоту ,стройную и статную ,с русыми косами , светлоокую , радуют глаз, и вспоминается много-много русских имён , таких же светлых и чистых. Смотришь на берёзу , и проносятся в памяти переливчатые деревенские песни, звуки гармоники, юность , детство - и в душе любовно обнимешь это дерево как самое тебе близкое и дорогое.
4.Определите стиль и тип речи
(докажите своё мнение).
Какое русское, какое милое дерево берёза ! Ни одно из деревьев не вмещает столько национальных понятий , не рождает столько образов и сравнений.
Наблюдая в лесу, я понял, что берёза – это воистину крестьянское дерево; в ней есть всё : и бабий ситцевый платок, и побеленная хата, и русская печь, и половик, и холщовая рубаха, и курочка ряба, и даже молоко , которое пьют на всей земле. Всматриваясь в берёзовый лес ,в узловатые его стволы , вспоминаешь мозолистые, трудовые крестьянские руки , сноровисто делающие любую тяжёлую работу.
А молодые берёзки , тоненькие, пряменькие, как бы на цыпочках приподнявшиеся к голубому весеннему куполу неба , напоминая девичью красоту, стройную и статную, с русыми косами, светлоокую, радуют глаз, и вспоминается много-много русских имён, таких же светлых и чистых.
Смотришь на берёзу, и проносятся в памяти переливчатые деревенские песни, звуки гармоники, юность , детство - и в душе любовно обнимешь это дерево как самое тебе близкое и дорогое.
5.Отметьте такие изобразительно-выразительные средства, как эпитеты, олицетворение, контекстуальные синонимы, риторические восклицания.
Какое русское, какое милое дерево берёза! Ни одно из деревьев не вмещает столько национальных понятий , не рождает столько образов и сравнений.
Наблюдая в лесу, я понял, что берёза – это воистину крестьянское дерево; в ней есть всё : и бабий ситцевый платок, и побеленная хата, и русская печь, и половик, и холщовая рубаха, и курочка ряба, и даже молоко , которое пьют на всей земле. Всматриваясь в берёзовый лес ,в узловатые его стволы , вспоминаешь мозолистые, трудовые крестьянские руки , сноровисто делающие любую тяжёлую работу.
А молодые берёзки , тоненькие, пряменькие, как бы на цыпочках приподнявшиеся к голубому весеннему куполу неба , напоминая девичью красоту, стройную и статную, с русыми косами, светлоокую, радуют глаз, и вспоминается много-много русских имён, таких же светлых и чистых.
Смотришь на берёзу , и проносятся в памяти переливчатые деревенские песни, звуки гармоники, юность , детство - и в душе любовно обнимешь это дерево как самое тебе близкое и дорогое.
Эпитеты: милое дерево, девичью красоту, стройную и статную, с русыми косами, светлоокую…
Олицетворение: на цыпочках приподнявшиеся…
Контекстуальные синонимы: трудовые крестьянские руки, стройных и статных, светлых и чистых, близкое и дорогое…
Риторические восклицания: Какое русское, какое милое дерево берёза! А молодые берёзки, тоненькие и пряменькие…
6.Лексическая разминка.
5.Определите лексическое значение слов
Сноровисто - ...
Воистину -…
Сноровисто - ловко
Воистину – действительно, вправду.
6.Найдите в тексте исконно русские слова с полногласными сочетаниями.
Д ере во б ерё за, п оло вик, м оло ко, сн оро висто, м оло дые, д ере венские
7.Музыкальная пауза.
8.Словообразовательная разминка.
А). Выберите из последнего предложения 3 слова, не имеющих окончания.
К каким частям речи принадлежат эти слова?
Б). Выберите из текста все причастия , произведите их морфемный разбор.
В). Назовите способы образования слов:
Воистину,
Побелённая,
Светлоокая.
9. Фонетическая разминка.
Какое русское, какое милое дерево берёза!
А). Из первого предложения выберите слова, в которых количество букв и звуков не совпадает.
Наблюдая в лесу, я понял, что берёза – это воистину крестьянское дерево;
Б).Из данного предложения выберите слово, где все согласные звонкие.
В).Сколько в этом предложении звуков Й?
10. Морфологическая разминка.
А). Выберите из текста все местоимения ,
определите их разряд.
Б).Выберите все частицы , определите их разряд.
В). Укажите признаки прилагательного в причастии - приподнявшиеся
11.Синтаксическая разминка.
Смотришь на берёзу , и проносятся в памяти переливчатые деревенские песни, звуки гармоники, юность , детство - и в душе любовно обнимешь это дерево как самое тебе близкое и дорогое.
Сколько грамматических основ входит в это предложение?
Назовите вид односоставных предложений, входящих в это сложное предложение?
Выберите из этого предложения три словосочетания
с различными способами связи.
12. Музыкальная пауза.
13. Сочинение – рассуждение по тексту Николая Жукова «Берёза»(150-170слов).
План
- Формулирование проблемы исходного текста.
- Комментарий к сформулированной проблеме.
- Отражение позиции автора исходного текста.
- Изложение собственного мнения по проблеме.
- Примеры из жизни.
- Примеры из литературы, кино и т.д.
- Вывод(заключение)..
Литература.
- А. Дементьев «Без берёзы не мыслю России».
- О.В. Чурзина, Н.В. Зюзюкина и др. В мире художественного слова. Издательство «Учитель» Волгоград2008г.
- А.Б. Малюшкин. Комплексный анализ текста. Издательство «Творческий центр» Москва2007г.
- Н.А. Сенина. Русский язык. ЕГЭ2008 Издательство «Легион» Ростов-на-Дону
Желаем творческих успехов!