СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конфликты в образовательном учреждении

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

презентация на тему: "Конфликты в образовательном учреждении"

Просмотр содержимого документа
«Конфликты в образовательном учреждении»

Конфликты в учебном заведении и пути их решения      Смирнова О.А.

Конфликты в учебном заведении и пути их решения Смирнова О.А.

Слово «конфликт» в толковом словаре русского языка определяется как «разногласие, спор, столкновение мнений». Такое определение полностью подходит и для конфликтов в учебном заведении, когда с разногласиями сталкиваются участники образовательного процесса: подростки, их родители, преподаватели и администрация. Опытные педагоги уверены, что проблемные моменты в процессе обучения неизбежны, так как у каждого участника учебного процесса имеются свои интересы и свои представления о допустимом и правильном. Главное – не пытаться избежать конфликта, а найти конструктивные пути его разрешения.
  • Слово «конфликт» в толковом словаре русского языка определяется как «разногласие, спор, столкновение мнений». Такое определение полностью подходит и для конфликтов в учебном заведении, когда с разногласиями сталкиваются участники образовательного процесса: подростки, их родители, преподаватели и администрация. Опытные педагоги уверены, что проблемные моменты в процессе обучения неизбежны, так как у каждого участника учебного процесса имеются свои интересы и свои представления о допустимом и правильном. Главное – не пытаться избежать конфликта, а найти конструктивные пути его разрешения.
В чистом виде конфликту нельзя дать положительную или отрицательную оценку, её определяет исход противостояния. Если после всех дискуссий и споров оппоненты поняли точку зрения друг друга, нашли компромиссное решение и смогли принять новые формы взаимодействия, то такой конфликт можно считать конструктивным. Если этого не происходит и стороны остаются неудовлетворенными, отношения становятся еще проблемнее либо прекращаются, то такой спор является деструктивным .
  • В чистом виде конфликту нельзя дать положительную или отрицательную оценку, её определяет исход противостояния. Если после всех дискуссий и споров оппоненты поняли точку зрения друг друга, нашли компромиссное решение и смогли принять новые формы взаимодействия, то такой конфликт можно считать конструктивным. Если этого не происходит и стороны остаются неудовлетворенными, отношения становятся еще проблемнее либо прекращаются, то такой спор является деструктивным .
Виды конфликтов  Учебный коллектив – это большая группа людей, куда входят не только студенты и педагоги, но и родители, и директор, и завучи, и другие работники учреждения. Поэтому без спорных моментов здесь не обойтись. Самыми распространёнными типами таких столкновений являются:  - разногласия в учебном коллективе;  - непонимание между преподавателем и студентом;  - споры родителей с учителями/администрацией.

Виды конфликтов Учебный коллектив – это большая группа людей, куда входят не только студенты и педагоги, но и родители, и директор, и завучи, и другие работники учреждения. Поэтому без спорных моментов здесь не обойтись. Самыми распространёнными типами таких столкновений являются: - разногласия в учебном коллективе; - непонимание между преподавателем и студентом; - споры родителей с учителями/администрацией.

 Конфликт «студент– группа»  Конфликт в учебном заведении между студентами может иметь разные причины. Обиды, соперничество, отставание или превосходство в учёбе, неразделённые сердечные симпатии, социальное неравенство – любой из этих поводов может стать почвой для разногласий.

Конфликт «студент– группа» Конфликт в учебном заведении между студентами может иметь разные причины. Обиды, соперничество, отставание или превосходство в учёбе, неразделённые сердечные симпатии, социальное неравенство – любой из этих поводов может стать почвой для разногласий.

 Чаще всего столкновения интересов провоцируют следующие ситуации:  - Новенький  Часто коллектив с настороженностью воспринимает приход новенького. Сплочённая группа, где каждый знает друг друга, уже имеет своё ядро. Каждый студент здесь занимает своё место и играет свою роль. Вдруг появляется чужак, который, возможно, хочет стать лидером (отняв эту роль у кого-то другого) или как-то выделяется внешностью или поведением. Даже если подросток старается вписаться в коллектив, принимает его правила, пытается найти со всеми общий язык, происходит столкновение интересов.

Чаще всего столкновения интересов провоцируют следующие ситуации: - Новенький Часто коллектив с настороженностью воспринимает приход новенького. Сплочённая группа, где каждый знает друг друга, уже имеет своё ядро. Каждый студент здесь занимает своё место и играет свою роль. Вдруг появляется чужак, который, возможно, хочет стать лидером (отняв эту роль у кого-то другого) или как-то выделяется внешностью или поведением. Даже если подросток старается вписаться в коллектив, принимает его правила, пытается найти со всеми общий язык, происходит столкновение интересов.

     - «Неправильное» поведение  Напряжённая атмосфера может сложиться и без наличия фактора новичка. Ребята могут выступить против одного из своих, если он проявляет себя неадекватно, неуважительно к членам коллектива.  - Изгои  В подростковом возрасте в группах могут появиться так называемые изгои – ребята, отношение к которым складывается негативно. Это происходит из-за того, что подросток как-то выделяется: внешностью, поведением, отношением к учёбе.

- «Неправильное» поведение Напряжённая атмосфера может сложиться и без наличия фактора новичка. Ребята могут выступить против одного из своих, если он проявляет себя неадекватно, неуважительно к членам коллектива. - Изгои В подростковом возрасте в группах могут появиться так называемые изгои – ребята, отношение к которым складывается негативно. Это происходит из-за того, что подросток как-то выделяется: внешностью, поведением, отношением к учёбе.

Конфликт «студент – преподаватель»  Здесь сталкиваются интересы взрослого и юного представителя учебного коллектива. Найти выход в этом положении можно только в том случае, если взрослый человек сам пойдёт на компромисс, поймёт, что он мудрее, поставит себя на место младшего оппонента.  Разногласия между преподавателями и студентами могут иметь как личный, так и учебный подтекст. Личная неприязнь возникает в том случае, если какие-то черты характера или внешности учителя не нравятся ученику и наоборот – педагог недолюбливает студента из-за его поведения или других особенностей. Столкновения на почве учебы возникают в том случае, если, по мнению студента, преподаватель недооценивает его или переоценивает кого-то из его одногруппников. Такой конфликт опасен тем, что в него неизбежно включаются все члены коллектива.

Конфликт «студент – преподаватель» Здесь сталкиваются интересы взрослого и юного представителя учебного коллектива. Найти выход в этом положении можно только в том случае, если взрослый человек сам пойдёт на компромисс, поймёт, что он мудрее, поставит себя на место младшего оппонента. Разногласия между преподавателями и студентами могут иметь как личный, так и учебный подтекст. Личная неприязнь возникает в том случае, если какие-то черты характера или внешности учителя не нравятся ученику и наоборот – педагог недолюбливает студента из-за его поведения или других особенностей. Столкновения на почве учебы возникают в том случае, если, по мнению студента, преподаватель недооценивает его или переоценивает кого-то из его одногруппников. Такой конфликт опасен тем, что в него неизбежно включаются все члены коллектива.

 Конфликт «преподаватель – родители»  Подобные конфликты часто связаны с предыдущим типом. Родители включаются в диалог, когда их ребёнок постоянно жалуется на предвзятое к нему отношение, начинают предъявлять претензии сначала к определённому педагогу, потом ко всему коллективу и к администрации. Они не согласны с методами обучения, у них свой взгляд на воспитание. Ситуация выходит за пределы образовательного учреждения, появляются жалобы в департамент образования, а потом и в вышестоящие организации. В итоге конфликт приобретает массовый характер. Этого можно было бы избежать, если бы родители и преподаватель просто поговорили, обсудили все спорные моменты и попытались найти правильное решение.

Конфликт «преподаватель – родители» Подобные конфликты часто связаны с предыдущим типом. Родители включаются в диалог, когда их ребёнок постоянно жалуется на предвзятое к нему отношение, начинают предъявлять претензии сначала к определённому педагогу, потом ко всему коллективу и к администрации. Они не согласны с методами обучения, у них свой взгляд на воспитание. Ситуация выходит за пределы образовательного учреждения, появляются жалобы в департамент образования, а потом и в вышестоящие организации. В итоге конфликт приобретает массовый характер. Этого можно было бы избежать, если бы родители и преподаватель просто поговорили, обсудили все спорные моменты и попытались найти правильное решение.

Способы решения конфликтов

Способы решения конфликтов

Первый шаг к решению учебных споров – поставить себя на место своего противника.  Это значит, что преподавателю надо представить, что чувствует его студент, когда слышит обвинения, направленные в свой адрес. Иногда этого достаточно для того, чтобы полностью погасить конфликт.

Первый шаг к решению учебных споров – поставить себя на место своего противника. Это значит, что преподавателю надо представить, что чувствует его студент, когда слышит обвинения, направленные в свой адрес. Иногда этого достаточно для того, чтобы полностью погасить конфликт.

Еще одно важное правило для разрешения конфликтов: надо разговаривать друг с другом.  Спокойно, без крика и взаимных обвинений. Не использовать психологическое давление, уловки, приёмы манипулирования. Преподавателю важно занять нейтральную позицию, вызвать студента на прямой, открытый контакт. В идеале он не должен решать конфликт, его задача – подтолкнуть к решениюподростка, объяснив, что только в конструктивном обсуждении причин раздора можно найти правильный выход из ситуации.

Еще одно важное правило для разрешения конфликтов: надо разговаривать друг с другом. Спокойно, без крика и взаимных обвинений. Не использовать психологическое давление, уловки, приёмы манипулирования. Преподавателю важно занять нейтральную позицию, вызвать студента на прямой, открытый контакт. В идеале он не должен решать конфликт, его задача – подтолкнуть к решениюподростка, объяснив, что только в конструктивном обсуждении причин раздора можно найти правильный выход из ситуации.

Важно принять свою ответственность в любой проблемной ситуации.  Не бывает такого, что виноват кто-то один. В любом споре виновны обе стороны – это надо понимать и педагогу, и родителю, и самому подростку. Для студента самое сложное – принять, что у него есть не только права, но и обязанности. В этом ему должны помочь все взрослые участники ссоры: преподаватели, родители, администрация учебного учреждения, чья обязанность – не запугать подростка возможным наказанием, а благожелательно пояснить ему, что и он может быть не прав.

Важно принять свою ответственность в любой проблемной ситуации. Не бывает такого, что виноват кто-то один. В любом споре виновны обе стороны – это надо понимать и педагогу, и родителю, и самому подростку. Для студента самое сложное – принять, что у него есть не только права, но и обязанности. В этом ему должны помочь все взрослые участники ссоры: преподаватели, родители, администрация учебного учреждения, чья обязанность – не запугать подростка возможным наказанием, а благожелательно пояснить ему, что и он может быть не прав.

В любом случае поискам выхода из конфликта необходимо уделять самое пристальное внимание. Нельзя замалчивать неприятную ситуацию. Если преподавателю самому не удаётся решить проблему, надо обратиться к родителям, попросить помощи у куратора или администрации образовательного учреждения. Только совместными усилиями можно избежать негативных последствий.

В любом случае поискам выхода из конфликта необходимо уделять самое пристальное внимание. Нельзя замалчивать неприятную ситуацию. Если преподавателю самому не удаётся решить проблему, надо обратиться к родителям, попросить помощи у куратора или администрации образовательного учреждения. Только совместными усилиями можно избежать негативных последствий.