Конкурс «Диктант к юбилею великой Победы»
Цель: определить наиболее способных обучающихся по русскому языку путём выявления уровня владения изученными правилами и умения применять их на практике.
Задачи:
ознакомление обучающихся с событиями Великой Отечественной войны и ролью детей в ней;
формировать у обучающихся понимание исторического значения победы нашего народа в Великой Отечественной войне;
воспитывать чувство национальной гордости за великий подвиг советских людей;
воспитание чувства сопереживания, сострадания за тех, кто пережил годы войны;
формировать орфографическую зоркость, навыки грамотного письма.
2025 год объявлен Годом защитника Отечества и 80-летия Победы в Великой Отечественной войне. Увы, чем дальше, тем меньше остается с нами фронтовиков. Последний военный призыв - это 1927 год, то есть самому «молодому» ветерану сегодня уже 98 лет.
Для вас, ребята, Великая Отечественная война - это уже далекая история. Мы постараемся её хоть немного, но приблизить сегодня. Ежегодно в России проводится много мероприятий по сохранению исторической памяти для будущих поколений. И одно из них - историческая акция «Диктант Победы» проводится с 2019 года.
В прошлом году «Диктант Победы» был проведен на 28 тысячах площадок по всей России и в 61 стране за рубежом. В акции участвовали 2 миллиона человек, а число волонтеров превысило 20 тысяч. Успешно диктант написали и те, кому 90 лет, и те кому всего лишь 10.
Сегодня и вы примете участие в нашем «Диктанте Победы». Желаем всем удачи!
Своим участием в этом мероприятии мы выражаем поддержку российской армии, за победу, за наших, за мир.
5 класс
Блокадный хлеб
В ноябре 1941 года к страшному слову блокада прибавилось слово голод. Маленький кусочек хлеба. Хлеб без вкуса и запаха. И больше никаких продуктов. Жители Ленинграда едва передвигались, многие умирали.
Таня Савичева вела дневник. Один за другим ушли из жизни ее сестра, брат, бабушка, дяди, а потом и мама. Однажды девочка подвела страшный итог: «Савичевы умерли все. Осталась одна Таня». Таню вывезли из города, но спасти её было уже нельзя.
(68 слов)
Словарная работа: (запись на доске)
В ноябре 1941 года
страшный итог: «Савичевы умерли все. Осталась одна Таня».
Задание: подчеркни предложение, в котором говорится о вкусе блокадного хлеба.
6 класс
Всё для победы
Бабушка редко говорит о войне. Её папа и дед ушли на фронт. Она девочкой-подростком пошла работать на завод. По ночам цеха бомбили немецкие самолёты. Вражеские бомбы разрушили заводские стены и крышу. Но люди продолжали трудиться под открытым небом. Для наших солдат в борьбе с фашистами был важен каждый танк, каждый снаряд. Рабочие терпели холод, голод, но оружие для армии выпускали без задержки.
Ежедневный подвиг вершил весь народ на фронте и в тылу. Каждый, как мог, приближал Победу.
(78 слов)
Словарная работа: (запись на доске)
девочкой-подростком
Ежедневный подвиг
Задание: подчеркни предложение, в котором говорится о подвиге всего народа.
7 класс
Русская отвага
Гвардеец Андрей Олейников пополз разведать их огневые точки. Его ранили. Только он успел вернуться в роту и перевязать рану, враги пошли в контратаку. Олейников смело дрался и поражал противника. Через несколько минут он бросился вперед и увлек за собой роту.
Враги были выбиты с опушки. Отважного гвардейца ранило еще раз, но он не ушел с поля боя. Кажется, что силы его не кончались.
Таких примеров много. Так воевали рядовые и офицеры, грудью защищали родную землю от фашистов.
(По Б. Полевому )
81 слово
Словарная работа: (запись на доске)
Гвардеец Андрей Олейников
Контратаку
Задание: подчеркни предложение, в котором говорится о защите родной земли.
8 класс
Дочь полка
Это было 10 августа 1941 года. Девочка в коротеньком ситцевом платье пробралась через линию фронта. Она попросила провести её к командиру. Много важных сведений узнал командир от маленькой разведчицы.
С этого дня школьница Маша Боровиченко стала дочерью полка. Она воевала как настоящий боец. Выносила с поля боя раненых, перевязывала их и отправила в госпиталь. Немало подвигов совершила Маша. Однажды немцы ворвались на железнодорожный мост. Вдруг застрочил пулемёт. Это Маша вела огонь по врагу. Фашисты бросились моста в воду и отступили.
Отважная школьница погибла летом 1943 года, спасая раненого командира. Ей посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза.
(94 слова)
Словарная работа: (запись на доске)
10 августа 1941 года
летом 1943 года
звание Героя Советского Союза
Задание: подчеркни предложения, в которых говорится о мужестве и отваге Маши Боровиченко.
9 класс
Марат Казей
Война обрушилась на белорусскую землю. Осенью Марату уже не пришлось идти в пятый класс. Школьное здание фашисты превратили в свою казарму. Враг лютовал.
За связь с партизанами была схвачена и казнена мама Марата. Гневом и ненавистью к врагу наполнилось сердце мальчика. Вместе с сестрой Марат Казей ушел к партизанам в лес. Он стал разведчиком в штабе партизанской бригады. Отважный школьник проникал во вражеские гарнизоны и добывал ценные сведения, вместе с опытными подрывниками минировал железную дорогу.
Марат погиб в бою. Сражался до последнего патрона, а когда у него осталась лишь одна граната, подпустил врагов поближе и взорвал их... и себя.
За мужество и отвагу пионер Марат Казей был удостоен звания Героя Советского Союза.
(112 слов)
Словарная работа: (запись на доске)
удостоен звания Героя Советского Союза
Задание: подчеркни предложение, в котором говорится о последнем подвиге Марата Казея.
Методическое обеспечение диктанта
Объём текстов значительно больше возрастных норм. Учёту подлежат все слова, в том числе предлоги, союзы и частицы.
Методические рекомендации по подготовке к контрольному диктанту
Слова с неизученными орфограммами и с непонятным лексическим значением заранее записываются на доске и чётко проговариваются учителем во время диктовки.
Постановка знаков препинания, выходящих за рамки учебной программы, предупреждается учителем во время чтения текста.
Сначала учитель читает диктант полностью в чуть замедленном темпе, выразительно. Проверяет понимание прочитанного (2 – 3 вопроса) с опорой на запись на доске.
Затем текст диктанта читается учителем по отдельным предложениям. Каждое предложение диктуется три раза. Первый раз для восприятия и понимания, а второй раз – для записи. Если предложение трудное, диктовать следует отдельными словами и смысловыми отрезками. Третий раз – после написания предложения для проверки.
Чтение должно быть орфографическое, в отдельных случаях резко расходящееся с нормами речи. Совершенно недопустимо искажение произношения.
После записи всех предложений текст диктанта читается учителем повторно, с паузами после каждого предложения.
Одно из основных требований к диктующему – чёткая дикция, достаточно громкий голос. Необходимо обеспечить возможность всем учащимся успевать записывать диктуемый текст.
Диктовать следует, стоя на одном месте. Категорически запрещается ходьба по классу. Нельзя делать замечания детям по поводу допущенных ими ошибок.
Методические рекомендации по подготовке к контрольному списыванию
Текст контрольного списывания печатается на отдельных листах шрифтом, который по высоте букв соответствует шрифту прописей.
Сначала учитель читает текст полностью в чуть замедленном темпе, выразительно. Проверяет понимание прочитанного (1 – 2 вопроса). Затем учащиеся читают текст по одному предложению.
Учитель напоминает правила списывания: прочитай первое предложение, во время списывания диктуй себе по слогам, затем выполни проверку. Дальше так же работай со вторым предложением и т.д.
Перенос слов с одной строки на другую учащиеся выполняют с помощью учителя, если ребёнок поднял руку.
Оценка письменных работ
При оценке письменных работ следует руководствоваться следующими нормами:
5 баллов ставится за работу без ошибок.
4 балла ставится за работу с одной - тремя ошибками.
3 балла ставится за работу с четырьмя – шестью ошибками.
0 баллов ставится за работу с большим количеством ошибок.
В письменных работах не учитываются одно-два исправления или одна пунктуационная ошибка. Наличие трёх исправлений или двух пунктуационных ошибок соответствует одной орфографической ошибке.
За аккуратное выполнение письменной работы добавляется один балл. При небрежном выполнении письменной работы, большом количестве исправлений, искажений в начертании букв и их соединений оценка снижается на один балл, если это не связано с нарушением моторики у детей.
За правильно выполненное задание добавляется один балл.