Материалы конкурса «Я –исследователь»
Тема: «Маленькая тайна соли в воде»
Подготовила: Барановская В.С.
И попробовал поплыть,
Но не слушаются ноги-
Так и тянет ноги вниз.
Как же плавать научиться?
Я барахтаюсь в воде.
Мне б за что-то ухватиться,
Чтоб держаться на воде.
А я недавно начала учиться плавать, но как-то не очень получается, а моя мама говорит, что плавать на море научиться гораздо легче, чем в бассейне, но я не поверила. Не ужели это так.
А я уже был на море и в саленой воде быстро научился плавать.
Дети не спорьте, давайте проведем опыты и узнаем, где легче научиться плавать.
Гипотеза: почему именно на море легче научиться плавать?
Цель исследования: доказать, что в соленой воде плавать легче, чем в пресной.
Задачи исследования:
- исследовать свойства соли;
- узнать о том, откуда в море берется соль;
- Провести различные опыты, которые помогут доказать или опровергнуть гипотезу.
Методы работы:
- рассказы взрослых;
- просмотр телепередач;
-чтение художественной литературы;
- сбор информации в сеть Internet;
- проведение опытов
-белого цвета;
-соленая на вкус;
-состоит из кристаллов;
-растворяется в воде;
-скрипит.
Но как именно она поможет мне научиться плавать для меня, так и осталось загадкой.
Опыт 1.
Мы опустили сырое яйцо в стакан с пресной водой, оно сразу же опустилось на дно. В другом стакане сделаем крепкий солёный раствор, опустили туда наше яйцо. Оно стало плавать на поверхности, но при этом через казалось большим и круглым. Мы испугались, что оно сейчас лопнет. А когда достали яйцо, то оно было прежним.
Из опыта мы сделаем вывод, что действительно в соленой воде предмет держится на поверхности и не тонет, ну а в пресной- сразу же идет ко дну. Значит, в соленой воде легче плавать, чем в пресной.
После проведенного опыта мы с воспитателями пошли в библиотеку. Может, книги нам подскажут, почему соленая вода помогает держаться на поверхности воды?
В начале мы прочитали в энциклопедии, откуда вообще взялась соль в море. К примеру, согласно норвежской легенде на дне морей стоит необычная мельница, которая постоянно мелет соль.
Но на самом деле, соленой вода стала другим путем. Вся вода в морях и океанах, берется из рек. Каждая крупинка соли вымывается речными водами, из почвы и отправляется в море. Нас заинтересовало еще и то, что не все моря одинаково соленые.
Самым соленым является Мертвое море. В нем много соли, в нем, друзья, не утонуть. Можно сесть или подпрыгнуть, полежать хоть как- нибудь. Там настолько соленая вода, что человек может спокойно лежать на поверхности воды не боясь утонуть.
Опыт 2.
Для этого опыта мы взяли 5 стаканов, воду, соль и пищевые красители. Добавили в первый стакан 1 столовую ложку соли, во второй стакан 2 ложки соли, в третий — 3, в четвертый — 4. Поставили их по порядку, и запомнили сколько соли, в каком стакане. Затем добавили в каждый стакан по 3 ст. ложки воды. Перемешали. Добавили несколько капель синей краски в первый стакан, несколько капель зеленой — во второй, желтую в третий, а красную краску — в четвертый. Снова перемешали. Взяли столовую ложку, чтобы аккуратно вливать окрашенную воду в стакан.
Опыт доказал нам, что чем больше соли в воде, тем тяжелее вода становится, вытесняя предметы более легкие чем она сама (самый соленый слой воды оказался самым нижним в стакане, а самый несоленый — верхним). Значит более соленая вода может удерживать более тяжелый предмет на поверхности.
Этот опыт удивил нас и многое объяснил, но мы решил до конца разобраться, что еще может повлиять на умение научиться плавать!
Опыт 3.
Мы взяли 2 стакана. Сделали в одном морскую соленую воду, а в другом- очень соленую. В каждый стакан мы поместили деревянную деталь конструктора, яйцо и монетку. В стакане с соленой водой монетка сразу опустилась на дно, деревянная деталь плавала по поверхности воды, а яйцо заняло середину стакана. Оно и не тонуло, но и не всплывало. А во втором стакане, почти все было также, но только яйцо всплыло на поверхность, как и в первом опыте.
С помощью этого опыта мы установили, что есть предметы, которые не тонут (например, дерево), а значит они легче воды. Есть - которые не всплывают как монетка, они тяжелее любой воды. Ну а есть такие, которые в различной воде ведут себя по-разному. Чем соленее вода, тем сильнее она выталкивает такие предметы на поверхность. Значит мы будем всплывать! Не такие мы и тяжелые. Надо только выбрать очень соленое море!
Выводы на основе полученных знаний.
Мы доказали, что в соленой воде действительно легче плавать, чем в пресной. С помощью соли вода действительно лучше держит предмет на поверхности.