СТАТЬЯ: Организация конкурса «Вторая жизнь ненужных вещей» как частичное решение проблемы утилизации твердых бытовых отходов
С древних времен перед человечеством стояла проблема мусора, но ни когда она не стояла так остро как сейчас. Среднестатистический житель выбрасывает за год более 360 кг твердых бытовых отходов, и в это число не входят промышленные и строительные отходы, которых мы выбрасываем намного больше. Весь этот мусор нуждается в утилизации, то есть в уничтожении или переработки.
Теперь уже никто не сомневается в том, что среди глобальных, жизненно важных проблем, стоящих перед человечеством, первостепенное значение приобрели в наши дни проблемы экологии. Очевидно, что в становлении экологического сознания велика роль школы, которая может и должна воспитывать у ребят чувство сопричастности к природе, ощущение ее красоты, не позволяющее относиться к ней потребительски, варварски.
Образование и воспитание школьников в области окружающей среды является в настоящее время одним из приоритетных направлений работы с учащимися. Чем раньше начинается формирование экологической культуры у детей, тем целесообразнее организовать этот процесс, тем выше эффективность воспитания. Эффективнее эта проблема будет решаться при гармоничном сочетании учебной и внеурочной деятельности.
В рамках программы внеурочной деятельности оказался очень популярным и эффективным такой проект как «Вторая жизнь ненужных вещей», реализованный на базе начальной школы. Целью данного проекта является привлечение внимания взрослых и детей к проблеме увеличения количества твердых бытовых отходов и к возникновению экологических проблем, связанных с данным фактом, создание возможностей для творческой самореализации личности на пользу себе и обществу. Очень важные задачи стоят у этого проекта: формировать экологическую культуру и экологическое сознание школьников; формировать у детей эколого-хозяйственный подход к твердым бытовым отходам как к ресурсу на примере вторичного использования; выявить и поощрить учащихся, неравнодушных к проблемам своего города; формировать экологическое мышление и экологическую культуру учащихся; стимулировать их творческую активность.
На конкурс было представлено 55 работ. Использовались такие материалы: пластиковая посуда и бутылки; носки, колготки, перчатки, старые вещи; компьютерные принадлежности и сломанная техника; лампочки; CD диски; игрушки, карандаши.
Поделки чаще выполнялись из пластиковой посуды и старых вещей. Очень много работ представлено в виде мягких игрушек, кошек, различных вазочек и подставок.