СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конкурсная работа "Герои трудового фронта - наши родные"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Исследовательская работа, основанная на краеведческом материале

Просмотр содержимого документа
«Конкурсная работа "Герои трудового фронта - наши родные"»

Муниципальное образование – Ряжский муниципальный район

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Ряжская средняя школа №2»





XI областной конкурс по школьному краеведению «Рязанская земля. История. Памятники. Люди»,



Тема: Герои трудового фронта – наши родные.





Елисеева Алина Сергеевна, обучающаяся 7 класса муниципального общеобразовательного учреждения «Ряжская средняя школа №2», проживающая г. Ряжск, ул. Волгоградская д.5 кв.33

Дата рождения: 4.11.2003 года


Руководитель:

Бортникова Валентина Александровна; учитель истории и обществознания,проживающая ул. Волгоградская д. 6 кв. 20

т. 89209695626

Выполнила:












РЯЖСК 2016

Введение

Однажды, разбирая старые бумаги вместе с мамой, я натолкнулась на удостоверение к медали «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 годов», выданная Дедовой Анне Савельевне, моей прабабушке. Книжечка была вся помятая, старая. Я спросила маму, а где сама медаль? Мама ответила, что, наверное, потерялась при переезде. Я решила узнать, за что награждали людей этой медаль., и только ли моя прабабушка, урожденная с. Акулово Клепиковского района Рязанской области имела эту награду? Стала расспрашивать маму, тетю, попыталась найти информацию в интернете.

Методы исследования:

  • Изучение литературы по теме;

  • Изучение архивного материала

Цель работы – изучение военных будней жителей прифронтовой полосы.

Задачи:

  • Изучить литературу по теме исследования;

  • Собрать воспоминания родителей ;

  • Провести анализ участия людей в «трудовом фронте».

Объект исследования – биографические сведения тружеников тыла села Акулово.

Предмет исследования – вклад жителей прифронтовой полосы в работу трудового фронта.

Практическая значимость работы состоит в том, что в рамках школьного курса истории, Великой Отечественной войне отводится совсем немного времени и учащиеся имеют отрывочные представления о героях войны, данная исследовательская работа предполагает пропаганду патриотического воспитания молодого поколения путём вовлечения школьников, родителей, общественности в совместные мероприятия по патриотическому и духовно-нравственному воспитанию.

Результаты исследований могут быть использованы при проведении уроков истории, тематических классных часов и Уроков Мужества.



Основная часть

Глава 1. «Труженики тыла»

По рассказам моих родственников, из архива Клепиковского района было выяснено, что около 200 человек ушли на фронт из окрестных деревень. Женщины, мальчишки и девчонки заменили мужей, отцов, старших братьев. Работали полуголодные с раннего утра до позднего вечера. Люди старались помогать друг другу. Деревня жила одной большой семьей.

Трудно тогда жили все, не составляли исключение крестьяне с. Акулово.. По вечерам собирались в избу – читальню, обсуждали новости с фронта, темпы посевной или уборочной компаний. Электричества не было, поэтому все встречи проходили при неровном свете керосиновой лампы.

Жители питались в основном тем, что было выращено на собственных огородах. Некачественную муку давали по 3 килограмма в месяц на человека, но ее не хватало на хлеб. Каждое хозяйство облагалось налогами. В центре деревни имелся дом – лавка, где продавали товары первой необходимости – соль, спички, керосин. Одежду, если не было возможности купить на рынке, ткали и вязали сами.

Из воспоминаний прабабушки Анны Савельевны (из рассказов родственников) я узнала как жилось простой деревенской женщины в военные годы.

Работала она с восхода до заката и постоянно думала о двух оставшихся совершенно одних дома детях, которые ждали маму с работы. Иногда приходилось их и к столу привязывать, чтобы не покалечились. И весь день в глазах эта картина - маленькие около стола, на котором стоит еда и вода, сердце разрывалось, но понимала - некому заменить на колхозном поле. Третий- старший сын- Николай учился в школе в 1 классе.

В 1943году вернулся ее муж Иннокентий Александрович, списанный по ранению, а родной брат бабушки Першин Сергей Савельевич прошел всю войну, был полковником, после войны жил в Москве.

Моя прабабушка Анна Савельевна родилась 13 июня 1903 года г. в семье зажиточных крестьян. Война застала моих родственников в Ленинграде, где на мясокомбинате работал мой прадед. Семья успела уехать в с. Акулово, Рязанской области, а прадед остался воевать на Ленинградском фронте. Во время войны все от мала до велика, в том числе и мой дед, прабабушкин сын Николай, после занятий шли на колхозное поле, пололи сорняки. В сильную жару часто в голове пульсировала только одна мысль - как бы поскорее дойти до леса, там прохладно. Дети не бросали работу, в любую погоду их можно было видеть в поле, на току. Тока тогда были земляные, когда начиналась весна, их чистили специальными лопатками. Дети помогали копать ямы для силоса, расчищать дороги, полоть хлеб, собирать картошку. Летом косили траву, сгребали в кучки на волокуши. Затем формировали большие “свинки ”- скирды и зароды. Жили летом подростки на полевом стане. Просыпались рано утром, завтракали и на работу. Многие с нетерпением ждали страды, так как на покосе всех работников хорошо кормили: давали суп, картошку, овсяный кисель. В остальное время семьи часто голодали. Прабабушка продала красивую скатерть и шерстяную шаль, только чтобы купить хоть немного хлеба и накормить детей.

Когда начиналась уборка хлебов, Анна Савельевна стояла на комбайне, который таскал колесный трактор. После того, как мешки заполнялись зерном и были завязаны, их приходилось сбрасывать вниз. Случалось, что долго не возвращались телеги, которые отвозили мешки в амбар, поэтому зерно переносили в ящиках. Пшеница за рекой всегда урождалась хорошей, высокой, ее молотили на току, били цепями вручную.

Еще мама вспоминала, что соседкой бабушки была Мария Ивановна Кузнецова. В ее семье было четверо детей. Особенной ловкостью в работе отличалась старшая дочка – Галина. С детства девочка помогала по хозяйству, вручную вязала снопы, обмолачивала молотилом. Дневная норма составляла 100 снопов.

« В 10 лет я уже помогала маме работать на поле, мне одевали нарукавники, чтобы не исколоть руки. Пололи хлеб, так как было много осота. Платили мне хлебом (50 грамм) и 5 – 10 копеек за трудодень. В колхозе все исправно сдавали налоги и выполняли госпоставки: 500 литров молока, мясо, яйца, шерсть. У нас было две коровы и 6 овечек. Работала учетчицей на ферме, поставили, потому что была грамотной.». (Из воспоминаний Галины Петровны Поповой (Кузнецовой).

Я попыталась выяснить, за что же была награждена моя прабабушка. Мне сказали, за то, что работала не жалея себя от зари до зари. Очень жаль, что утеряна сама медаль, но я обязательно сберегу удостоверение и память о моей прабабушке.



Заключение

Женщины и дети, которые трудились в тылу, забывали о своих личных проблемах, трагедиях, так как перед ними стояла определенная цель – своим трудом приблизить победу, сохранить хозяйства, воспитать патриотов, готовых как их отцы, сражаться за свободу Родины. Эта цель была достигнута ценой огромных усилий, здоровья и жизней тысяч наших земляков и землячек.

Гипотеза исследования: мои родные не только принимали активное участие в Великой Отечественной войне, но и внесли большой вклад в Победу, работая на трудовом фронте.

Данная гипотеза нашла подтверждение в ходе исследования. Путь к победе был тяжелым и долгим. Она досталась ценой огромных жертв и материальных потерь. Во имя Победы погибло 20 миллионов наших соотечественников. Советский народ проявил массовый героизм на фронте и в тылу. Вклад тружеников в победу также был значительным, о чём свидетельствуют архивные материалы.

Я провела небольшое анкетирование «Что вы знаете о трудовом фронте?» среди учащихся 5-7 классов и их родителей. Было выяснено:

- большинство взрослого населения знают, что их родственники воевали в годы Великой Отечественной войны или трудились в тылу, не имеют представление об этом в основном школьники 5-7 классов;

- небольшое количество семей хранит реликвии военной поры (фотографии, награды, похоронки, письма и прочее);

Результаты работы:

1. Мы убедились, какой великий и могучий наш народ. Мужественный, гордый, свободолюбивый и героический в труде. Победа досталась ценой огромных жертв, материальных потерь. Но наш доблестный народ проявил массовый героизм не только на фронте, но и в тылу. И моя прабабушка тому пример.

2. Мы поняли, что Победа, ее история, героические люди живут в народной памяти, живут в воспоминаниях родных, в памяти наших прадедушек, прабабушек и передаются по наследству. Главное – все это сохранить, записать. Память должна простираться далеко во времени, она – вечна.

3. Наше поколение знает о войне со страниц учебников. Все меньше остается живых ветеранов войны, тыла. Мы должны уважительно относиться к этим людям и помогать им, окружать заботой и вниманием и учиться их героическому примеру.

Выводы по исследованию:

1. Труженики тыла – это героические люди, внесшие огромный вклад в Великую Победу. Тыл и фронт – были едины – это один из главных источников Победы.

2. Бóльшая часть тружеников тыла – это женщины. Мужественные, сильные, героические – без них не было бы Победы. Они достойны глубокого уважения и великой любви.

3. Самоотверженный труд тружеников тыла – прекрасный пример для нас, для молодежи. Нам есть, у кого учиться. Не будем Иванами, не помнящими родства!

4. Цена Победы – велика. Нам есть что беречь, сохранять и помни








Использованная литература, ресурсы:

  1. Архивные материалы (записи воспоминаний тружеников тыла, фото, документы, награды).

  2. Воспоминания родственников.

  3. https://62info.ru/history/node/10748

  4. https://kraeved.rounb.ru