СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект бинарного занятия по психологии и философии Тема: Понятие о личности. Психологическая структура личности

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Бинарное зянятие по психологии и философии для 2 курса СПО. Основные понятия темы: сознание, бессознательное, идеальное, материальное, человек, личность, индивид, индивидуальность, структура личности, типы личности, свойства личности

Просмотр содержимого документа
«Конспект бинарного занятия по психологии и философии Тема: Понятие о личности. Психологическая структура личности»

Конспект бинарного занятия

по психологии и философии


Тема: Понятие о личности. Психологическая структура личности.


План занятия:

  1. Понятия человек, личность, индивид, индивидуальность и их соотношение.

  2. Сознание как основное свойство личности.

  3. Психологическая структура личности.

  4. Свойства и индивидуально-типологические особенности личности.


Основные понятия темы: сознание, бессознательное, идеальное, материальное, человек, личность, индивид, индивидуальность, структура личности, типы личности, свойства личности.


Беседа со студентами на предмет выявления исходного уровня представлений о предмете изучения:


На прошлом занятии мы акцентировали свое внимание на том, что существует много наук, изучающих человека. Среди этих наук особое место занимает психология. Это происходит потому, что человек является сложно устроенным существом.



- Вопрос 1 -

Понятия человек, личность, индивид, индивидуальность

и их соотношение.


Родовым среди всех этих терминов является понятие «человек».

Вспомним одну восточную притчу:

«Грозный лев много наслышался о человеке, его храбрости и всемогуществе. Желая проверить, действительно ли человек сильнее его, царя зверей, он вышел на дорогу и стал ждать, когда тот появится.

Вначале на дороге появился старик. «Ты человек?» — бросился к нему лев. «Нет, я уже был человеком»,— грустно вздохнул тот. Затем лев увидел мальчика. «Ну, ты уже точно человек»,— сказал лев. «Нет, я еще только буду человеком»,— радостно ответил мальчик. Наконец, после долгого ожидания появился зрелый мужчина, несущий в руках блестящую палку. «Ну, наконец-то я вижу этого ничтожного червяка, которого зовут человеком! Я сильнее тебя, и я тебя убью!» — яростно зарычал лев и бросился на противника. «Да, я человек, и потому я не боюсь тебя!» — воскликнул тот и, выстрелив из ружья, остановил в полете грозного зверя».

Произнося слово «человек», мы обычно имеем в виду, что речь идет о существе, объединяющем в себе две линии развития:

• Биологическую — человек как представитель биологического вида характеризуется определенной телесной организацией, обладающей рядом существенных признаков: прямохождением, наличием приспособленных к труду рук, высокоразвитого мозга, особых морфологических признаков.

• Социальную — человек является носителем сознания, которое само по себе есть общественный продукт.

Итак, человек – это биосоциальное существо, обладающее членораздельной речью, сознанием, высшими психическими функциями (абстрактно-логическое мышление, логическая память и т.д.), способное создавать орудия и пользоваться ими в процессе общественного труда.

Специфические человеческие способности и свойства (речь, сознание, трудовая деятельность и пр.) не передаются людям в порядке биологической наследственности, а формируются у них прижизненно, в процессе усвоения ими культуры, созданной предшествующими поколениями, и общественно-исторического опыта.

Описаны случаи и существуют данные, свидетельствующие, что если человеческие дети с самого раннего возраста развиваются вне общества, то они остаются на уровне развития животных, у них не формируются речь, сознание, мышление и т.д. Никакой личный опыт человека не может привести к тому, что у него самостоятельно сформируется логическое мышление, сложатся системы понятий.

Люди каждого последующего поколения начинают свою жизнь в мире предметов и явлений, созданных предшествующими поколениями. Участвуя в труде и различных формах общественной деятельности, они развивают в себе те специфические человеческие способности, которые сформировались у человечества.

Понятие «личность» несколько более узкое. В нем акцент делается на общественной сущности человека. Личность — тот же человек, только абстрагированный от его биологической, природной стороны (хотя и не игнорирующий ее полностью) и рассматриваемый как общественное, социальное существо. Это член общества, занимающий в нем определенное положение и выполняющий определенные социальные функции (роли), взятый со стороны его общественной деятельности и общественной сущности.

Иными словами, личность – сознательный и активный человек, сформированный в процессе деятельности и общения.

Проблема личности относится к области многих наук: философии, истории, социологии и медицины. Но только в психологии личность является центральным понятием.

Проблема личности одна из наиболее сложных и неоднозначных в психологии. Существует много различных представлений о том, что такое «личность». В прошлом учебном году мы рассматривали личность в рамках социальной психологии, и это вовсе не означает, что, то определение, которое мы использовали, является неверным. Современная психология насчитывает порядка пятидесяти определений личности, но все они определяют социальную сущность человека, не отрицая биологического начала.

Наряду с понятиями “личность” нередко употребляются термины “индивид”, “индивидуальность”.

Если понятие «личность» – социальное, то понятие «индивид» несет в себе другой смысл. Индивид- человек как единичное природное существо представитель вида Homo Sapiens.

Индивид – биологический организм, носитель общих генотипических наследственных свойств биологического вида. Т.е., индивидом рождаются, личностью становятся.

О личности мы судим по следующим признакам:

1. Сформированность социальных качеств, например, ответственность, индивидуальность, достоинство, активность и т. д.

2. Личность характеризуется таким уровнем психического развития, который позволяет ей управлять собственным поведением и деятельностью. Способность обдумывать свои поступки и отвечать за них - существенный и главный признак личности.

- Возникает вопрос, каждый ли индивид может считать личностью? Разумеется, нет! (Пример в картинках)

Разобрались с личностью. А что же такое индивидуальность?

Индивидуальность – это самое узкое по содержанию понятие. Оно содержит в себе лишь те индивидуальные и личностные свойства человека, такое их сочетание, которое данного человека отличает от других людей.

Индивидуальность - это то, чем человек отличается (неповторимое сочетание психологических особенностей: характер, темперамент, особенности протекания психических процессов, сформировавшиеся способности и т.д.).

Таким образом, можно сказать, что человек рождается индивидом, личностью становятся, а индивидуальность отстаивает (в социальной среде и при условии наличия осознанности).


- Вопрос 2 -

Сознание как основное свойство личности.


- Вопрос 3 -

Психологическая структура личности.


Итак, вы познакомились с понятием «Личность». А теперь предстоит знакомство со структурой личности. Вы уже знаете, что существует множество подходов к рассмотрению личности, множество определений личности. Соответственно и структура личности в каждом подходе определяется по-разному.

- Начнем с того, как вы понимаете, что такое структура в целом?

Действительно, структура – это единство отдельных элементов, связей, их целостность.

- Зная уже понятие личность, что бы вы включили в понятие – структура личности?

- Правильно ли вы определили, узнаете в течение нашего занятия.

Различают статистическую и динамическую структуры личности. Под статистической структурой понимается отвлеченная от реально функционирующей личности абстрактная модель, характеризующая основные компоненты психики индивида. Основанием для выделения параметров личности в ее статистической модели является различие всех компонентов психики человека по степени их представленности в структуре личности. Выделяются следующие составляющие:

- всеобщие свойства психики, т.е. общие для всех людей (ощущения, восприятие, мышление, эмоции);

- социально-специфические особенности, т.е. присущие только тем или иным группам людей или общностям (социальные установки, ценностные ориентации);

- индивидуально-неповторимые свойства психики, т.е. характеризующие индивидуально - типологические особенности, свойственные только той или иной конкретной личности (темперамент, характер, способности).

В отличие от статистической модели структуры личности модель динамической структуры фиксирует основные компоненты в психике индивида уже не отвлеченно от каждодневного существования человека, а наоборот, лишь в непосредственном контексте человеческой жизнедеятельности. В каждый конкретный момент своей жизни человек предстает не как набор тех или иных образований, а как личность, пребывающая в определенном психическом состоянии, которое, так или иначе, отражается в сиюминутном поведении индивида. Если мы начинаем рассматривать основные компоненты статистической структуры личности в их движении, изменении, взаимодействии и живой циркуляции, то тем самым совершаем переход от статистической к динамической структуре личности.

Наибольшее распространение и в России, и за рубежом получили динамические теории структуры личности.

Примером такого рода структуры личности в зарубежной психологии является структура, предложенная Зигмундом Фрейдом.

Его теория была названа психодинамической, так как личность он определял как подвижную (динамическую) систему мотивов, влечений, инстинктов, которые борются друг с другом за главенство в регуляции повеления человека. З.Фрейд полагал: причиной человеческой активности являются мощные сексуальные и агрессивные инстинкты. Наблюдая своих пациентов, Фрейд столкнулся с бесконечным рядом психических конфликтов и компромиссов: один инстинкт борется с другим, социальные запреты сталкиваются с биологическими влечениями. Он попытался упорядочить этот хаос, предложив три основные компонента структуры личности: Ид, Эго и Супер-Эго (или Оно, Я, Сверх-Я).


Схема:


«Я должен!» - морально-нравственная основа

личности (совесть, самонаблюдение,

формирование идеалов)



«Я могу!» - подчиняется принципу реальности

(опыт)



«Я хочу!» - подчиняется принципу удовольствия

(инстинкты, влечения,

неосознаваемые желания)


Ид – содержит все, что досталось по наследству, все, что есть при рождении. Это инстинкты, влечения, желания человека. Это содержание Ид – бессознательно, мы не осознаем этих побуждений, но стремимся снять психическое напряжение, удовлетворив желания, страсти. Ид подчиняется принципу удовольствия, выражая себя в импульсивной, нелогичной манере. Как говорил З. Фрейд: « Ид не знает ценностей, добра и зла, не знает морали». Ид может быть уподоблено слепому королю, который обладает абсолютной властью, но должен полагаться на других в распределении и использовании своей энергии.

Ид – это первоначальная, центральная структура личности, открытая действиям Эго и Супер-Эго. Это резервуар энергии для всей личности. Примером выхода энергии Ид может являться часто наблюдаемая картина, когда ребенок в магазине требует игрушку, может упасть на пол, биться руками об пол, плакать и кричать купить игрушку. Простыми словами можно сказать, что фраза Ид – Я хочу!

Эго это подструктура личности, ответственная за принятие решений. Эго стремится выразить и удовлетворить желания Ид в соответствии с ограничениями внешнего мира. В отличие от Ид, природа которого выражается в поиске удовольствия, Эго подчиняется принципу реальности. Принцип реальности даст возможность человеку тормозить или отсрочить во времени выход грубой энергии Ид в рамках социальных ограничений.

Эго развивается из Ид по мере того, как ребенок начинает осознавать свою личность. Главной задачей Эго является самосохранение, кроме того Эго помогает накапливать опыт, адаптироваться к условиям, контролирует инстинкты. То есть, Эго оценивает, есть ли возможность реализовать потребность в конкретных условиях, ситуации. Фраза Эго: Я могу!

Супер-эгопоследний компонент личности, который представляет собой усвоенные человеком общественные нормы и стандарты поведения. Супер-эго стремится направлять человеческое поведение к абсолютному совершенству в мыслях. Словах и поступках. Это судья или цензор Эго, это хранилище моральных установок, норм поведения и тех инструкций, которые создают запрещения в личности. Функции Супер – эго – это совесть, самонаблюдение, формирование идеалов. Супер-эго ребенка формируется по модели Супер-эго родителей, наполняется тем же содержанием и становиться носителем традиций. Фраза Супер-эго: Я должен!

- Приведу вам пример: представьте, вы заходите в магазин и вдруг хотите съесть увиденную шоколадку. Это в вас заговорило Ид. Вы возьмете её с витрины и съешьте? Вы начнете взвешивать условия ситуации: Для того, чтобы её съесть - надо купить, в худшем варианте – украсть.. Оцениваете, есть ли у вас нужна сумма, куда надо обратиться, чтоб купить её, нужно ли постоять в очереди. Это работа Эго. А потом думаете о том, что вас ждут дома братик или сестричка, подруга или еще кто-либо, что плохо съесть все одному и надо поделиться. То есть вспоминаете традиции, привитые вам родителями нормы и решаете – отнести шоколад домой, а не съесть тут же. Это ваше Супер –эго.

Наиболее распространенной в отечественной психологии является концепция динамической функциональной структуры личности, предложенная К. К. Платоновым.

Структура личности по Платонову содержит детерминанты, определяющие те или иные свойства и особенности психики человека, обусловленные социальным, биологическим и индивидуальным жизненным опытом (табл.1).

Число свойств личности психологи пытаются условно уложить в некоторое число подструктур.

Низшим уровнем личности является биологически обусловленная подструктура, в которую входят возрастные, половые свойства психики, врожденные свойства типа нервной системы и темперамента.

Следующая подструктура включает в себя индивидуальные особенности психических процессов человека, т.е. индивидуальные проявления памяти, восприятия, ощущений, способностей и т.д., зависящих как от врожденных факторов, так и от тренировки, развития, совершенствования этих качеств.

Следующая подструктура включает в себя индивидуальный социальный опыт личности, в который входят приобретенные человеком знания, навыки, умения и привычки. Эта подструктура формируется преимущественно в процессе обучения, имеет социальный характер.

Высшим уровнем развития личности является ее направленность, включающая влечения, желания, интересы, склонности, идеалы, взгляды, убеждения человека, его мировоззрение, особенности характера, самооценки. Подструктура направленности личности наиболее социально обусловлена, формируется под влиянием воспитания в обществе, наиболее полно отражает идеологию общности, в которую человек включен.



Название подструктуры



Компоненты

подструктур




Соотношение в подструктурах социального

и биологи-ческого



Условия формиро-вания



Направленность личности


Убеждения, мировоззрение, идеалы, интересы, стремления, желания, особенности характера, самооценка



Биологического почти нет



Воспитание


Социальный опыт


Привычки, умения, навыки, знания



Значительно больше социального



Обучение


Особенности психических процессов


Воля, чувства, восприятие, мышление, ощущения, эмоции, память



Чаще больше социального



Упражнения


Биопсихические свойства


Темперамент, половые, возрастные свойства, конституция тела



Социального почти нет


Тренировка


- Вопрос 4 -

Свойства и индивидуально-типологические

особенности личности.


В психологии существует много различных типологий личности. Мы с вами разберем некоторые из них. Для удобства структурирования материала, будем использовать таблицу «Типологии личности». (см. приложение)

Достаточно распространенной в психологии является конституционная типология личности, которую предложил Э. Кречмер на основе выделения четырех типов телосложения.

Он выделяет следующие типы телосложения, с которыми соотносит определенные типы личности:

1. Астенический тип (астеник) – человек хрупкого телосложения, с плоской грудной клеткой, узкими плечами, удлиненными и худыми конечностями, вытянутым лицом, но сильно развитой нервной системой, головным мозгом.

Считается, что человек с астеническим телосложением – замкнут, склонен к размышлениям, с трудом приспосабливается к окружению, чувствителен, раним.

2. Пикнический тип (пикник) – человек малого или среднего роста, с выраженной жировой тканью, выпуклой грудной клеткой, с большим животом, круглой головой на короткой шее.

Люди с пикническим телосложением общительны, откровенны, добродушны, реалистичны во взглядах.

3. Атлетический тип (атлетик) – человек, имеющий крепкий скелет, выраженную мускулатуру, пропорционального крепкого телосложения, широкого плечевого пояса.

Люди с астеническим телосложением могут быть двух видов: либо энергичными, резкими, уверенными в себе, агрессивными, либо мало впечатлительными, со сдержанными жестами и мимикой, с невысокой гибкостью мышления.

4. Диспластический тип (диспластик) – человек с неправильным, ассиметричным телосложением.

Человек сочетает в себе различные черты личности.

Обычно эти люди, как астеники – замкнуты, склонны к размышлениям, с трудом приспосабливаются к окружению, чувствительны, ранимы.

Известной является также типология личности в зависимости от темперамента. Впервые о темпераменте заговорил древнегреческий врач Гиппократ (460-377 гг. до н.э.). Гиппократ к проблеме темпераментов подходил с медицинской точки зрения. Он считал, что тот или иной темперамент создает предрасположение к определенного рода заболеваниям. Учение Гиппократа по своему содержанию соответствовало уровню развития наук его времени и давно устарело. Однако имя Гиппократа будет всегда жить в истории науки о темпераменте. Его заслуга в том, что он первым выдвинул идею темперамента, которая существует свыше двух с половиной тысяч лет.

Живучими оказались термины, введенные Гиппократом для обозначения отдельных видов темперамента: холерический, меланхолический, флегматический. Такие слова, как «темперамент», «сангвинический», хотя и не пренадлежат самому Гиппократу, но появление их в науке связано с его учением.

Гиппократ связывал виды темпераментов с преобладанием в организме человека различных жидкостей: крови (сангвис) – сангвиник, т.е. энергичный, быстрый, жизнерадостный, общительный человек, легко переносящий жизненные трудности и неудачи; желтой желчи (холэ) – холерик, т.е. желчный, раздражительный, возбудимый, несдержанный, очень подвижный человек, с быстрой сменой настроения; слизи (флегмы) – флегматик, т.е. спокойный, медлительный, уравновешенный человек, медленно, с трудом переключающийся с одного вида деятельности на другой, плохо приспосабливающийся к новым условиям; черной желчи (мелайна холэ) – меланхолик, т.е. несколько болезненно застенчивый и впечатлительный человек, склонный к грусти, робости, замкнутости, он быстро утомляется, чрезмерно чувствителен к невзгодам.

Академик И.П. Павлов изучил физиологические основы темперамента, обратив внимание на зависимость темперамента от типа нервной системы. Он показал, что два основных нервных процесса – возбуждение и торможение – отражают деятельность головного мозга. От рождения они у всех разные: по силе, взаимной уравновешенности, подвижности. В зависимости от соотношения этих свойств нервной системы Павлов выделил четыре основных типа высшей нервной деятельности : «безудержный» (сильный, подвижный, неуравновешенный тип нервной системы – соответствует темпераменту холерика); «живой» (сильный, подвижный, уравновешенный тип н/с соответствует темпераменту сангвиника); «спокойный» (сильный, уравновешенный, инертный тип н/с соответствует темпераменту флегматика); «слабый» (слабый, неуравновешенный, малоподвижный тип н/с обусловливает темперамент меланхолика).

Следующий компонент подструктуры личности – характер. Первые попытки изучения особенностей характера связывают с именем Аристотеля. Аристотель же предложил первую типологию характеров, основанную на его учении о душе. Соответственно разделил людей по типам характера: волевой (активный, целеустремленный, деятельный); эмоциональный (действующий под влиянием порыва, переживаний); рассудочный (оценивающий все с точки зрения разумности). Данная типология оказала значительное влияние на развитие современного раздела психологии – характерологии.

Типология К.Г. Юнга также является одной из самых известных и важных личностных типологий. Согласно взглядам Юнга люди делятся на экстравертов и интровертов.

Экстраверты ориентированны на внешний мир. Принято считать, что экстравертам свойственны общительность, стремление «быть среди людей», импульсивность, гибкость поведения, большая инициативность и высокая социальная адаптированность. Интроверты, наоборот, ориентированы на свой собственный внутренний мир. Интровертам присуще необщительность, замкнутость, уход в себя, социальная пассивность, склонность к самоанализу.

Известной является также типология характера, предложенная К. Леонгардом и дополненная А. Личко. На основе анализа клинического материала они выделили типы патологических вариантов характера, от особенностей которых страдает сам человек или окружающие.

Данную типологию вы изучите самостоятельно: дополните таблицу, используя учебник - Середина Н.В., Шкуренко Д.А. Основы медицинской психологии: общая, клиническая, патопсихология. 2003. стр. 193-196.




Закрепление нового материала:


Итак, давайте коротко повторим основные моменты темы:

  1. Что такое личность?

  2. Чем личность отличается от индивида?

  3. Назовите подструктуры личности, согласно взглядам отечественных психологов?

  4. Какая из подструктур закладывает основу формирования личности?

  5. Какая из перечисленных подструктур формируется под влиянием воспитания?

  6. Почему такие подструктуры личности как «Социальный опыт» и «Особенности психических процессов» не подразделяются на типы?

  7. Из чего складываются индивидуально-типологические особенности личности?


Задача № 1.

Представители какого распространенного в XX веке направления психологии противопоставляли человека обществу, основную роль в поведении человека отводили подсознательным влечениям и инстинктам, дискредитировали ведущую роль сознания?

Выберите правильный ответ.

1. Психоанализ (фрейдизм).

2. Интроспективная психология.

3. Бихевиоризм.

4. Когнитивная психология.


Задача № 2.

У представителей какого направления в психологии основное понятие «знание», а сам человек рассматривается как активный преобразователь информации, главным аналогом которого в современной науке является компьютер?

Выберите правильный ответ.

1. Психоанализ (фрейдизм).

2. Интроспективная психология.

3. Бихевиоризм.

4. Когнитивная психология.


Задача № 3.

Какая деятельность сознательная или бессознательная проявляется в следующем примере? Дайте обоснование своего ответа.

Выпускник школы поступил в медицинский колледж, и объясняет это тем, что ему приятно помогать людям и нравится выполнять медицинские манипуляции.


Задача № 4.

Какие из данных характеристик описывают человека как личность, а какие как индивида? Дайте обоснование своего ответа.

Целеустремленность, упрямство, высокая эмоциональность, старательность, приятный голос, общественная активность, вспыльчивость, прекрасная дикция, средний рост, музыкальность, низкая адаптация к темноте, моральная воспитанность, голубые глаза, хороший слух, подвижность, трудолюбие, общительность, критичность ума.


Задача № 5.

Какие из перечисленных свойств человека обусловлены главным образом социальными факторами, а какие биологическими? Дайте обоснование своего ответа.

Авторитет, речь, темперамент, мировоззрение, инстинкты, воля, доброта, знания, задатки, идеалы, тип нервной деятельности, альтруизм, характер, механическая память, логическая память, доверие, эмоции, мышление, музыкальный слух, творческое отношение к делу, равнодушие, агрессивность, гуманность.


Из представленных выше свойств выберите те, которые будут характеризовать личность мед. работника.






14