Урок окружающего мира 4 класс
Тема урока: « Путешествие по карте России»
Цели::Находить на физической карте России изучаемые географические объекты; различать холмистые, плоские равнины и плоскогорья; характеризовать формы рельефа России; находить изучаемые водные географические объекты; различать моря и озера; характеризовать особенности изучаемых водных объектов извлекать из дополнительной литературы и Интернета сведения об изучаемых географических, водных объектах, работать с терминологическим словариком; формулировать выводы по изученному материалу.
Понимать учебные задачи, оценивать свои достижения на уроке и достижения товарищей.
Слушать собеседника, вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения; излагать и аргументировать свою точку зрения.
Владеть навыками сотрудничества со взрослыми и сверстниками
Оборудование: Физическая карта России, карта полушарий, кроссворд, стенгазеты, карточки для игры «Третий лишний», грамоты
Ход занятия
Вступительное слово учителя.
Сегодня у нас необычный урок! Мы проведём соревнование между тремя командами. Победит та команда, члены которой сумели лучше подготовиться к путешествию по карте России.
Представление команд
Команда «Дельфины»
Наш девиз:
Ни шагу назад, Ни шагу на месте,
А только вперед
И только вместе
Команда «Юнга»
Наш девиз:
Бороться и искать
Найти и не сдаваться!
Команда «Берингята»
Наш девиз:
Самый краешек России-
То наша Берегиня.
Мы смышленые ребята,
Мы ребята берегинята!
Мы хотим умнее быть,
Географию учить,
Всё узнаем про Россию
И про нашу Берегиню!
Приветствия команд.
Все участники (хором)
Мы- весёлые ребята,
И не любим мы скучать,
С удовольствием мы свами
Дружно будем все играть.
Команда «Дельфины»
Отвечать мы будем дружно,
Здесь сомнений нет,
Сегодня будет дружба
Владычицей побед.
Команда «Юнга»
И пусть острей кипит борьба,
Сильней соревнование.
Успех решает, не судьба,
А только наши знания.
Команда «Берегинята»
И, соревнуясь , с вами
Мы останемся друзьями.
Пусть борьба кипит сильней
И наша дружба крепнет с ней.
Приветствия жюри.
Команды приветствуют жюри и вручают ему свои эмблемы.
II. Основная часть
Защита стенгазет «Где мы были летом»
- Сейчас мы проверим, как команды справились с домашним заданием- с выпуском стенгазеты «Где мы были летом»
(В стенгазете помешены фотографии, рисунки тех мест, где побывали ребята летом; карты , на которых отмечены эти места, мини – сочинения на тему «Какой я представляю себе Россию, глядя на карту.
Викторина.
«Географическая карта России»
Вопросы викторины были даны учащимся для подготовки за две недели до проведения соревнования.
Загадка:
Моря есть – плавать нельзя,
Дороги есть – ездить нельзя,
Земля есть – пахать нельзя.
Луга есть пахать нельзя.(Географическая карта)
За каждый правильный ответ команда получает фант.
1 На каком материке расположена наша страна? В каком полушарии?(Россия находится на материке Евразия. Почти вся страна расположена в Восточном полушарии. И только часть Чукотки в Западном)
- Покажите территорию нашей страны на карте.
Какие государства граничат с Россией. За пять минут запишите как можно больше государств - соседей России. (Финляндия, Литва, Латвия, Эстония, Украина, Белорусь, Азербайджан, Грузия, Польша, Казахстан, Монголия, Япония, Китай и др)
3. Покажите на карте город, о котором русский поэт и композитор Ф.И Глинка писал: Город чудный, город древний….
Град срединный, град сердечный,
Коренной России град. (Москва)
4. Назовите равнину, раскинувшуюся от западных границ России до Уральских гор? Покажите её. Что можно сказать о ней по карте ? (Восточно – Европейская .поверхность её с небольшими понижениями и небольшими возвышениями то есть на ней есть низменности и холмы. Это холмистая равнина.)
5.Как называются горы, протянувшиеся с севера на югчерез всю нашу страну? Покажите их на карте, расскажите о них. (Уральские горы. Они довольно низкие в высоту не достигают и двух километров)
6. Как называется равнина, расположенная к востоку от Уральских гор Что можно рассказать о ней по карте? (Западно – сибирская равнина –огромная низменность. Поверхность ровная: местами на много километров нет ни понижений, ни повышений. Такая равнина называется плоской)
7. Какие горы ежегодно «подрастают»? Покажите их на карте. Что вы о них знаете? (Кавказские горы постоянно «подрастают» Так , например, Эльбрус и Казбек – до трёх сантиметров в год.
Какая гора самая высокая в России? Что вы о ней знаете? (Эльбрус – 5642 м)
Кругом вода. С питьём – беда(море)
.
Викторина «Путешествие по морям России»
8. Моря каких океанов омывают берега России?(Тихого, Атлантического, Северного Ледовитого)
9. - Покажите и назовите на карте моря Северного Ледовитого океана, которые омывают северные границы России (Белое, Барянцево, Карское, море Лаптевых, Восточно – Сибирское, Чукотское)
- Что вы знаете об этих морях? (Суров самый северный из океанов нашей планеты. Даже летом большая часть его просторов покрыта льдами. Издавна путешественники проявляли большой интерес к этой ледяной пустыне. Ведь через северные моря пролегает кротчайший морской путь, связывающий восток и запад России- Великий северный морской путь. Русские мореплаватели стали плавать в морях Северного ледовитого океана ещё в XII веке)
10. Кроссворд
Первый вопрос кроссворда: Какое из морей Северного Ледовитого океана называют ледяным мешком? (Карское)
– Что вы можете о нем рассказать (Это море даже летом забито льдом. Здесь почти не бывает солнечных дней, и в течение всего года небо затянуто серыми тучами)
11.- Назовите и покажите моря Тихого океана, которые омывают восточные границы России. Расскажите о них (Берингово, Охотское, Японское. Моря Тихого океана тоже довольно холодные. Над ними часто дуют суровые ветры и стоят густые туманы)
12. Назовите и покажите моря Атлантического океана. Расскажите о них .(Черное, Балтийское, Азовское моря. Эти моря особенно глубоко вдаются в сушу. Чёрное море теплое, большая часть его никогда не замерзает. Летом здесь много отдыхающих. Чёрное море красиво в любую погоду- и в тихую, и в штормовую)
- А теперь поговорим об озёрах. За особую красоту их иногда называют голубыми глазами земли. В России около миллиона озёр, больших и маленьких, знаменитых и безвестных. Если взглянуть на карту, то бросается в глаза обилие озёр на северо – западе страны. Этот край издавна так и называют озёрная область. Там находятся два гиганта – Ладожское и Онежское, крупнейшие озёра Европы.
13 - Часть какого крупнейшего на земле озера с солёной водой находится на территории России? Покажите на карте. Что вы о нём знаете (Каспийское море)
14. - Какое самое глубокое озеро на земле? (Байкал, глубиной до 1637м. В озеро впадает более трёхсот рек, а вытекает только одна река – Ангара)
- Чем озеро отличается от моря (Море – часть океана, а озеро с океаном не связано)
Чуть дрожит на ветерке
Лента на просторе
Узкий кончик - в роднике,
А широкий в море река)
- Как показывают реки на карте?(От истока к устью)
В нашей стране более миллиона рек. Есть , конечно, короткие реки, хотя некоторые из них очень известны, например Нева, вытекающая из Ладожского озера. Её длина 74 км. Но знают Неву все, потому что на ней стоит город Санкт – Петербург. Рек больше пятисот километров 221, а больше четырёх тысяч километров всего четыре – Обь, Енисей, Лена и Амур.
15.- Покажите самую большую реку Европы. Какова её длина? (Волга 3690 км)
16 - Какая самая длинная река России? Что вы о ней знаете? (Самая длинная река России – Обь, протяжённость её, если исчислять от начала самого большого её притока - Реки Иртыш, 5410 км. Обь - великая река даже в мировом масштабе. Длиннее её только пять рек мира)
17. Второй вопрос кроссворда.
Величием этой реки был потрясён писатель А.П. Чехов. Он писал: « Я не видел реки великолепнее… Могучий , неистовый богатырь, который не знает, куда девать свои силы и молодость. Я стоял и думал: какая полная, умная и смелая жизнь осветит со временем эти берега»
- Назовите и покажите эту реку на карте (Енисей)
18. Какая река носит женское имя? (Покажите её на карте и расскажите о ней. (Лена. Путь от Лены до Байкальского хребта, где она зарождается, всего в тридцати километрах от Байкала, до моря Лаптевых – 4400 км. Прорываясь сквозь горные хребты юга и севера, по широчайшей Центрально- Якутской равнине выносит она свои воды в Ледовитый океан. А по берегам – тайга, тундра, и …вечная мерзлота. Река используется как транспортная артерия. Но Лена ещё и могучий источник энергии. На ней действуют две гидроэлектростанции)
- В чём различие между островами и полуостровами? (Острова – небольшие по сравнению с материками участки суши, со всех сторон окружённые водой. А полуострова – участки суши, вдающиеся в воду)
19.Третий вопрос кроссворда.
Какой полуостров называют страной гор, вулканов и гейзеров? (Кмчатка)
20. Четвёртый вопрос кроссворда.
О каком острове в стародавние времена говорили: «Кругом море, а внутри горе. Кругом – вода, а в середине беда?»
А сейчас этот остров называют островом сокровищь. (Остров Сахалин. Он богат нефтью, каменным углём, рыбой, лесом)
21. Какое слово из четырёх букв зашифровано в кроссворде по вертикали?(Река)
Конкурс капитанов – игра «Третий лишний»
Найдите лишнее географическое название. Объясни свой ответ.
1-я карточка. Волга. Байкал. Обь.
2-я карточка. Ямал. Таймыр. Сахалин.
3 –я карточка. Балтийское море. Каспийское море. Белое море.
III.Подведение итогов. Награждение.
Путешествие по карте России завершается исполнением песни «Весёлый ветер»