Конспект индивидуального занятия по постановке звука
Тема: Звук [ж].
Цель: Постановка звука [ж]. Задачи:
Развивать подвижность артикуляционного аппарата (общие артикуляционные упражнения); уточнить движение органов артикуляции для звука [ж] (специальные артикуляционные упражнения);
развивать силу голоса, длительный и плавный ротовой выдох и т.д.
Поставить звук [ж], закрепить звук в изолированном произнесении.
Развивать фонематический слух и формировать фонематическое восприятие.
Оборудование:
Зеркала, профиль артикуляции звука, слоговые дорожки, таблицы.
Ход занятия:
Организационный момент
Здравствуй! Как твоё настроение? Занимай правильное положение на стуле, мы начинаем.
Основная часть:
Артикуляционная гимнастика.
Упражнение «забор»
Методические рекомендации; ребёнок должен улыбнуться, максимально растянуть
губы; показать верхние и нижние зубы друг над другом так, чтобы между зубами
оставалось небольшое расстояние - 1мм, (нос не должен морщиться). Упражнение «окно»
Методические рекомендации: "забор" и затем медленно открыть рот, зубы видны.
Упражнение «мост»
Методические рекомендации: "забор" - "окно" - "мост" (сказать [а] без голоса).
Упражнение «лопатка»
Методические рекомендации: из положения "мост" выполнить движение языка
на нижнюю губу, язык должен быть широким, спокойным; нижняя губа не должна подвёртываться внутрь. "Забор" - "окно" - "мост" — язык выдвигаем на нижнюю губу.
Упражнение «лопата копает» «чашечка»
Методические рекомендации: «лопата» - поднять широкий язык с нижней губы немного вверх.
Упражнение «вкусное варенье»
Методические рекомендации: из положения "лопата копает" язык поднимаем и располагаем на верхней губе. Язык обхватывает губу и выполняет облизывающие движения сверху вниз (выполняется 2-3-5 раз). Нижние
зубы должны быть видны.
Объявление темы занятия.
Сегодня мы будем учиться красиво произносить [ж]
Формирование фонематического восприятия.
Коррекция нарушений звукопроизношения (постановка звука, первичное закрепление звука).
Посмотри и послушай, как я говорю. Давай пожужжим как жук. Прикладываем к горлышку руку. Произносим [ш] , а затем делаем это громко, чтобы горлышко дрожало.
Анализ артикуляции по плану.
Произнесем еще раз звук ж. в каком положении губы при произнесении звука ж? Губы вытянуты вперед
Где находится кончик языка? Кончик языка приподнят кверху, но не касается верхних зубов. Кончик языка и боковые края загнуты и имеют форму чашечки. Логопед показывает положение языка с помощью кисти руки.
Покажи рукой, какой язычок?
Что напоминает язычок? Чашечку.
Закрепление изолированного звука.
Молодец! А теперь давай полетаем как жук ( произнесение жжжж) и поймаем жука (кладём руку на стол при этом делая акцент на ж) Формирование фонематического восприятия (продолжение).
Давай поиграем в игру «поймай жука». Если услышишь звук Ж – хлопни в ладоши.
Ж-Н-С-Ш-Д-Щ-Ч-З-Ж-К-Ц
ЖА-НА-СА-ША-ДА-ЩА-ЧА-ЗА-ЖА-КА-ЦА СОБАКА-ЖИРАФ-КОТ-СОМ-ЁЖ-ЛИСА
Первичное закрепление поставленного звука.
Используя звуковые/слоговые дорожки (или слоговые таблицы для школьников).
Но, закреплять звук в слогах можно только в том случае, если в изолированном виде он получится без искажений. В первую очередь в обработку берутся слоги, которые наиболее легки для проговаривания ребенка.
Заключительная часть:
Домашнее задание. Дома повтори упражнение «лопатка» и «чашечка» и попробуй самостоятельно пожужжать как жук.
Итог.
Какой звук мы сегодня отрабатывали?
А покажи, как нужно поставить язычок, чтобы он получился? Давай вместе повторим [ж].
Ты хорошо справился, молодец!