Конспект индивидуального логопедического занятия
по теме:
Звуки [ц] - [ч], буквы Ц - Ч.
Цель: Дифференциация звуков [ц] - [ч] в устной речи и букв Ц - Ч на письме.
Задачи:
1) Уточнение и сравнение звуков [ц] и [ч].
2) Совершенствовать навык чтения.
3) Развивать фонематический слух и восприятие.
4) Закрепить навыки звукового анализа.
5) Развивать артикуляционную и мелкую моторику, память, логическое мышление.
6) Воспитывать самоконтроль за речью.
7) Воспитывать усидчивость и выдержку.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Отгадай мои загадки.
А) Над водою кружит
Белых птичек стайка.
Посмотри, как ловко
Ловит рыбу ... (чайка)
Какой звук ты услышал в начале слова? (звук [ч])
Б) Птица – красный длинный клюв
Ногу в воду окунув
Спит, поджав вторую ногу,
Не спешит она в дорогу (цапля)
Какой звук ты услышал в начале слова? (звук [ц])
Правильно! Сегодня мы будем сравнивать и различать звуки [ц] и [ч].
Что ты знаешь про эти звуки?
Чем похожи, чем отличаются эти звуки? (по артикуляции, акустике)
Ц | Ч |
Согласный | Согласный |
Глухой - непарный | Глухой - непарный |
Твердый - непарный | Мягкий - непарный |
Свистящий | Шипящий |
Язычок внизу | Язычок вверху |
Губы - “улыбка” | Губы – “трубочка” |
Струя холодная | Струя теплая |
2. Артикуляционная гимнастика.
Выполнение упражнений перед зеркалом.
Упражнения «Улыбка», «Заборчик», «Трубочка», «Накажем непослушный язык», «Лопатка», «Чашечка», «Вкусное варенье», «Качели», «Маляр», «Почистим верхние зубки», «Лошадка», «Грибок», «Дятел».
3. Найди букву Ц и обведи её синим карандашом. Найди букву Ч и обведи её зелёным карандашом.
4. Повтори слоговые ряды.
ЦА – ЦУ – ЦО – ЦА
ЧО – ЧА – ЧО – ЧА
ЦА – ЧА – ЧА – ЦА
ЧУ – ЦУ – ЧУ – ЦУ
ЧО – ЦО – ЦО – ЧО
ЦО – ЧУ – ЧУ – ЦО
5. Минутка чистоговорения.
Дай ответ полным предложением.
Какой предмет показывает время? (часы)
Какая цифра идёт после трёх? (четыре)
В чём кипятят воду? (чайник)
Где выступают клоуны? (цирк)
Что растёт на клумбе? (цветы)
Кто друг крокодила Гены? (чебурашка)
Из чего пьют чай? (чашки)
В чём носят вещи? (чемодан)
Какой день идёт после среды? (четверг)
Как называют птенца курицы? (цыплёнок)
Кто сидит на троне? (царь)
6. Игра «Поймай звук»
Если в слове есть звук [ц] – хлопай в ладоши.
Если в слове есть звук [ч] – стукни правой рукой по столу.
(Цепь, чашка, часы, цыплёнок, чайка, овца, мечта, птица, речка, пуговица, дача, заяц, мяч, птенец, отец)
7. Прочитай предложения. Выдели все буквы Ч зелёным карандашом, а буквы Ц – синим.
Девочке починили цепочку.
Волчица мчалась по лесу.
Собачку отвезли в лечебницу.
Цепочка зацепилась за одежду.
Мальчик принёс водицу из колодца.
8. Итог занятия.
Наше занятие подошло к концу. Какое задание тебе понравилось больше всего? До свидания.
9. Домашнее задание.
Обведи контур буквы Ч зелёным карандашом, а контур Ц – синим.
Найди спрятанные буквы Ч. Раскрась их зелёным цветом.