Урок №1
Тема: Предмет химии. Роль химии в жизни человека. Тела и вещества
Задачи:
Образовательные: сформировать понятие о химии как науке о веществах и их превращениях; -обозначить понятие «вещество», «свойства веществ», «физическое тело», «физические свойства веществ»;
Развивающие: способствовать развитию умений сравнивать, делать выводы; умение использовать приёмы логического мышления при освоении знаний: раскрывать смысл химических понятий, выделять их характерные признаки;
Способствовать развитию мировоззренческих представлений о веществе, соответствующие современному уровню развития науки и составляющие основу для понимания сущности научной картины мира,
Воспитательные: формирование понимания значения химической науки в жизни современного общества
Тип урока- усвоения новых знаний
План урока
Организационный момент
Мотивация и целеполагание
Изучение нового материала
Обобщение и систематизация знаний
Закрепление
Рефлексия и подведение итогов
Домашнее задание
Ход урока
Организационный момент – 1 мин
Мотивация и целеполагание:
Начинаем с вопроса «Что нам известно о химии». В процессе беседы выясняем, что же известно учащимся о химии. Другая часть беседы посвящена вопросу «Химия в нашей жизни».
Химия играет в жизни человека огромную роль. Мы не можем обойтись без того, что дает нам химия. Наша задача — выяснить, что является предметом изучения химии.
Изучение нового материала
Вы знакомитесь с новым предметом — химией, которая играет огромную роль в жизни современного человека как в его быту, так и в промышленности. Что же такое химия? Что является предметом изучения химии?
Химия — это наука о веществах, их свойствах и превращениях.
Вещество – это то, из чего состоят физические тела
ФИЗИЧЕСКОЕ ТЕЛО ►ВЕЩЕСТВО ►МОЛЕКУЛЫ ►АТОМЫ
Вещества, в свою очередь, состоят из молекул (или атомов), молекулы – из атомов. Если вещество состоит из атомов одного вида, то вещество называется простым. А если вещество состоит из атомов разных химических элементов, то оно называется сложным или химическим соединением.
Все вещества отличают или сходны между собой своими свойствами.
Свойства вещества – это признаки, по которым вещества отличаются или сходны между собой. Различают физические и химические свойства веществ.
Алгоритм описания физических свойств веществ:
1. Агрегатное состояние (их три: газообразное, жидкое и твердое);
2. Указать цвет;
3. Запах;
4. Твердость (описывается по шкале Мооса);
5. Плотность (больше или меньше единицы);
6. Растворимость в воде;
7. Температура кипения (указан в справочниках);
8. Температура плавления (указан в справочниках);
9. Электропроводность;
10. Теплопроводность;
Задача химии — изучение свойств веществ с целью дальнейшего их применения, получение новых химических веществ, необходимых для нужд человека, рациональное использование природных ресурсов, охрана окружающей среды.
!Учимся отличать физ. тела от хим. веществ:
1. Хрустальная ваза. Ваза – тело, хрусталь – вещество
2 Железный гвоздь. Гвоздь – тело, железо – вещество
3 Серебряное кольцо. Кольцо – тело, серебро – вещество
4 Резиновый мяч.
5. Пластмассовый стакан.
6. Золотая цепочка.
7 Деревянная ложка.
Оловянный солдатик.
4. Обобщение и систематизация знаний
Прослушайте предложения и, если заметили ошибку, поднимите правую руку.
А. Вода — это вещество без цвета, запаха и с горьким вкусом.
Б. Ртуть — твердое, желтое вещество, притягивающееся магнитом.
В. Железо — это вещество темно-серого цвета, притягивающееся магнитом и не проводящее электрический ток.
Закрепление:
1. Любой предмет, нас окружающий— это:
а) физическое тело; б) вещество.
2. Стеклянная ваза, стеклянный стакан, стеклянная колба — это:
а) тела; б) вещества.
3. Вещество — это:
а) то, и чего состоит физическое тело;
б) любой предмет нас окружающий.
4. В каком из предложений, приведенных ниже, речь идет о стекле как о физическом теле?
а) он разбил оконное стекло; б) ваза сделана из стекла.
5. Свойства вещества — это:
а) признаки, по которым вещества отличаются друг от друга;
б) цвет вещества.
6. Предметом изучения химии являются вещества. Внимательно рассмотрите предложенные рисунки. Укажите номер рисунка, на котором изображён объект, содержащий индивидуальное химическое вещество.
Ответы: 1 — физическое тело; 2 — вещество; 3 - то, и чего состоит физическое тело; 4 — ваза сделана из стекла; 5 — признаки, по которым вещества отличаются друг от друга; 6 – 1
Домашнее задание
§ 1, 2, упр. 1,2,3
3