СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект классного часа в 5 классе "Хлеб всему голова"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель данного мероприятия - изменить отношение подростков к хлебу, познакомив их с деятельностью хлеборобов, воспитывать у детей бережное отношение к хлебу.

Просмотр содержимого документа
«Конспект классного часа в 5 классе "Хлеб всему голова"»

ГКОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная

школа-интернат № 11»









Классный час по теме:

«Хлеб – всему голова»



Классный руководитель: Чепелева М. П.

2023 год

Аннотация к разработке классного часа по теме «Хлеб – всему голова».


Постоянное изобилие хлеба – заветная мечта миллионов людей, живущих на Земле. Хлеб стоит не дорого, но не все знают, каким нелёгким трудом он достаётся, какова его истинная цена. Прежде чем попасть к нам на стол, хлеб проходит большой и ᴄᴫᴏжный путь. Для того чтобы на полях вырастить зерно, днём и ночью, под палящими лучами солнца и проливными дождями трудятся тысячи людей более 120 профессий (селекционеры, агрономы, инженеры, механизаторы, рабочие элеватора, мукомолы, конструкторы, водители машин, пекари, продавцы, трактористы, комбайнёры и многие др.).

Русский народ всегда относился к хлебу с благоговением как к дару, спасающему от голода, как к богатству.


Актуальность проблемы: отношение подростков к хлебу.

Данный сценарий может быть использован для проведения классного часа в 5-6 классах в цикле воспитательных бесед.


Цель проведения данного мероприятия - изменить отношение подростков к хлебу, познакомив их с деятельностью хлеборобов; воспитывать у детей бережное отношение к хлебу.


Тема: «Хлеб – всему голова»

Цели:

  • расширять знания учащихся о пользе хлеба, его ценностях, о тяжелом труде хлебороба;

  • воспитывать чувство бережливого отношения к хлебу;


Оборудование: плакаты с цитатами о хлебе, рисунки детей, иллюстрации, разные виды хлеба, колосья в вазе, магнитофон.


Материал: стихи о хлебе, плакат с памяткой «Цени хлеб!», песня «Хлеб - всему голова», песня «Конфетки-бараночки», песня «Вкус хлеба».


Ход мероприятия.


Звучит песня «Хлеб – всему голова!»


Дорогие ребята! Как вы уже догадались, мы поговорим о хлебе. С хлебом мы встречаемся каждый день. Без него не обходится ни скромный завтрак, ни будничный обед, ни праздничный стол. Он сопровождает нас от рождения и до глубокой старости. Ребята, в глубокой древности хлеба, такого как сейчас, не было, но хлебные поля росли и тогда. Однако зёрна пшеницы отличались от наших, они были намного меньше и другие на вкус. Существует такая легенда.

Это было давно, во времена каменного века. Когда на землю пришел сильный дождь и холод, человеку нечего было есть. И тогда он впервые заметил пшеничный колосок. Чтобы зерна было удобно есть, смачивали их водой. Потом человек научился растирать зерна в муку. И вот однажды в одной из каменных пещер человек оставил горшок с пшеничной кашей у огня. Огонь незаметно подкрался к горшку. Горшок не выдержал жара и лопнул. Грохот разбудил человека. Он подбежал к костру и увидел, что его еда превратилась в камень. Когда камень остыл, человек стал очищать его и вдруг почувствовал незнакомый запах. Положив кусочек в рот, человек зажмурился от удовольствия. Так ночной костер в пещере научил печь хлеб. Впервые слово «хлеб» появилось в Древней Греции. Там применяли для выпечки горшки специальной формы «клибанос». Оно созвучно с нашим словом «хлеб». Что же касаеᴛся происхождения русского слова «хлеб», то его связывали с заимствованным именем Глеб, или глаголом «хлебать». Хлебу нет цены. Его стоимость копейками не измерить.


Вот он, хлебушек душистый

С хрупкой корочкой витой

Вот он, теплый, золотистый

Словно солнцем налитой.

В нем – здоровье наше, сила

В нем – чудесное тепло

В нем – земли родимой соли

Солнца свет веселый в нем…

Уплетай за обе щеки!

Вырастай богатырем!

Сколько рук его растило

Охраняло, берегло!

Ведь не сразу стали зерна

Хлебом тем, что на столе.

Люди долго и упорно

Потрудились на земле.

Хлеб никогда не доставался людям даром. На Руси к хлебу всегда относились с благоговением, а со временем возникло множество поверий про хлеб, своеобразных законов, нарушать которые было большим грехом.

Например, выпекали хлеб всегда в субботу. И смотрели, если хлеб получится хорошим – будет удача на целую неделю, если плохо пропечётся – это к слезам, подгорит – это к печали, потрескается – жди новостей. По тому, каким получался свадебный каравай, предсказывали судьбу новой семьи. Поэтому печь каравай просили человека доброго и умелого.

Россия издавна славилась хлебом. Хлеб и сейчас остается главным богатством страны. А труд земледельца – самый важный, потому что без хлеба нельзя представить нашу жизнь.


Вначале хлеб посеяли зерном,

    Потом ростки лелеял агроном.

    Затем взял колос в руки комбайнер,

    В ладонях его бережно потер.

   

Узнав о том, что хлеб давно уж вызрел,

Он убирать его с комбайном в поле вышел.

Потом муку смололи из зерна

    И к пекарю отправилась она.

   

А тот уж постараться смог:

    Такие булки вкусные испек!

    Цени, люби и уважай того,

    Кто сеял хлеб, растил и пек его.


Викторина. Дети, а знаете ли вы…


  1. В чём разница между яровой и озимой пшеницей?  (Яровую сеют весной, озимую – осенью, в зиму).

  2. Куда зерно везут после уборки? (На элеватор – хранилище для зерна).

  3. Где зерно превращают в муку? (На мельнице).

  4. Что такое квашня? (Деревянная кадка для теста, или дрожжевое тесто).

  5. Как называют еще дрожжевое, забродившее тесто? (Опара).

 

Загадки





Отгадать легко и быстро: мягкий, пышный и душистый, 
Он и черный, он и белый, а бывает подгорелый. (Хлеб)


Корабль-великан не по морю плывет. 
Корабль-великан по земле идет. 
Поле пройдет - урожай соберет. (Комбайн)


Вырос в поле дом. Полон дом зерном. Стены позолочены. Ставни заколочены. 
Ходит дом ходуном на столбе золотом (Колос)


Ты не клюй меня, дружок,

Голосистый петушок. 
В землю теплую уйду,

К солнцу колосом взойду. 
В нем тогда, таких как я,

Будет целая семья. (Зерно)


Овсом не кормят, кнутом не гонят, а как пашет, семь плугов тащит. (Трактор).

  • А знаете ли вы, чем пахнет хлеб, ломоть ржаного, трудового хлеба?


Он пахнет полем,

Горячим зноем и росой,

Прохладным ветром на просторе

И свежей утренней зарей.


Хлеб пахнет свежею мукою

И жарким пламенем печи,

Когда натруженной рукою,

Пекут из теста калачи.

 

Вот он – румяный и душистый

Лежит и дышит на столе.

За хлеб огромное спасибо

Всем хлеборобам на земле!


Игра со словом «Хлебороб».  


Составьте из букв, входящих в это слово, как можно больше других слов.


Чтение стихотворения:

Кто-то любит с маслом,

Кто-то любит с сыром,

А иной и с мясом

Или же с кефиром.


Кто-то любит белый,

Кто-то любит чёрный,

Кто-то любит с маком

Или запечённый.


Он бывает клином,

Он бывает узким,

Кто-то любит с тмином,

Или же французский.


Он зерно, он колос,

Он мука и тесто

И за праздничным столом

Знает своё место.


Посмотри на землю,

Посмотри на небо,

Ничего на свете

Нет важнее хлеба


Ребята, посмотрите на стол. Сколько разных мучных изделий из муки выпекли руки пекаря. Здесь каравай и булочки, сдобные калачи. Оказывается, как много всего можно испечь из муки.


  • Ребята, а вы любите кушать хлеб? Скажите, какой хлеб вы ели?


Давайте сейчас поиграем «На вкус и цвет товарища нет».

Нужно отгадать по запаху и по вкусу какой хлеб.


  • Скажите, ребята, какие пословицы и поговорки о хлебе вы знаете?

  • Много снега – много хлеба.

  • Хлеб – всей жизни голова.

  • Будет хлеб – будет и песня.

  • Хлеба ни куска – и в доме тоска.

  • Не будет хлеба – не будет и обеда.

  • Слава миру на земле!

  • Слава хлебу на столе!


Большой урожай – это радость для хлеборобов и всех людей страны.

Хлеб – это дар Земли! Людям в голодные годы приходилось беречь каждую крошку, потому что они в день получали небольшой кусочек хлеба, 125г и еще 3 макаронины, длиною в тетрадь, глинистые, но желанные для каждого человека. В музее истории Санкт – Петербурга хранится кусочек заплесневелого хлеба величиной с мизинец. Таков был в зимние месяцы блокады дневной паёк для осаждённого немцами города. А людям нужно было работать, нужно было жить, нужно было выжить – назло фашистам, назло бомбёжкам и обстрелу. И эти крохи помогали выжить в суровое время войны и испытаний. Мы с вами не знаем, что такое голод. Нам должно быть стыдно, когда несъеденные кусочки мы просто выбрасываем. Так поступать нельзя. Хлеб нужно обязательно доедать, а крошками кормить птиц.

Военный хлеб

Я помню хлеб, 

Военный, горький,

Он весь почти из лебеды.
В нем в каждой крошке,
В каждой корке
Был горький вкус людской беды.
На той беде замешан круто
Нелегкий хлеб нелегких дней,
Но как сладка была минута,
Когда кусок в руке моей
Посыпан был щепоткой соли,
Приправлен маминой слезой.

А. Морозов


Закончилась война. Крепла страна. А хлеба все равно не хватало. И началось освоение целинных земель. Зашумели поля, заработали машины, потекло зерно в закрома Родины.


Зерна наших дней, светитесь

Позолотою резной

Говорим мы, берегите

Берегите хлеб родной.

Берегите каждый колос

Наших радостных полей

Словно песен тихий голос

Громкий Родины своей!

Не мечтаем мы о чуде

К нам полей живая речь

«Берегите хлеб, вы, люди

Научитесь хлеб беречь!»


Паззлы.

Из кусочков разрезанных картинок с изображением хлеба восстановить исходный рисунок.



Во время конкурса хорошее настроение всех присутствующих обеспечивает песня «Конфетки-бараночки».

Конкурс «Золушка»

Отсортировать по видам небольшое количество перемешанных семян различных зерновых культур.


Звучит песня «Вкус хлеба» в исполнении Леонида Сметанникова.


Хлеб, мир, жизнь – самое важное. Поэтому самый маленький ребенок должен беречь хлеб. Если семья из 4 человек каждый день будет выбрасывать только 11 г хлеба, по всей стране опустеют 100 элеваторов, остановится 57 мельниц, 130 хлебозаводов, выпекающих 50 тонн хлеба в сутки. Не будь в числе таких людей. Останови и тех, кто бросает хлеб. Но можно продлить свежесть хлеба. Для этого надо его хранить в полиэтиленовом мешочке или в специальной хлебнице.

  • А сколько нужно хлеба для вашей семьи?

  • А если хлеб остался, что с ним можно сделать?

(Сбрызнуть буханку с боков водой и поставить в духовку на 5 минут или над кипящей кастрюлей с водой. Подсушите сухари, сделайте гренки.)


Сегодня мы много говорили о хлебе. Без хлеба люди – сироты, а земля – страдалица. И наоборот, земля – наше богатство, наша щедрая кормилица, когда она в бережных, добрых руках хозяина.

Ребята, давайте подведем итоги нашей встречи. У вас на столе лежат картинки. Давайте повторим, с чего начинается путь хлеба. Нужно картинки расставить в правильном порядке.

И всегда будем помнить мудрое изречение, пришедшее к нам из глубины веков, рожденное народным опытом: «Да отсохнет рука, бросившего под ноги хотя бы крошку хлеба!»

П ридержемся русской традиции гостеприимства. (Угощение гостей)