Государственное казенное
общеобразовательное учреждение Московской области
«Хотьковская общеобразовательная школа – интернат
для обучающихся
с ограниченными возможностями здоровья»
Конспект
логопедического занятия по коррекции дислексии для обучающихся 3-4 классов с ТНР
«Чтение предложений с однородными членами. Перечислительная интонация»
Подготовила
учитель - логопед
Тихонова Надежда Геннадьевна
г. Сергиев Посад
2018 г.
Конспект логопедического занятия по коррекции дислексии.
Аннотация: В данном конспекте предлагаются задания для формирования функционального базиса навыка чтения, развития правильного безошибочного восприятия единиц чтения через работу со слоговыми таблицами и словами и отработки правильной интонации при чтении предложений с однородными членами.
Тема: Чтение предложений с однородными членами. Перечислительная интонация.
Цель: развивать умение находить однородные члены, соблюдать интонацию перечисления при чтении предложений с однородными членами.
Задачи:
Формировать функциональный базис навыка чтения через систему упражнений, направленную на развитие психических функций.
Развивать правильное безошибочное восприятие единиц чтения через работу со слоговыми таблицами и словами.
Воспитывать эмоционально-положительное отношение к процессу чтения.
Ход занятия.
I.Адаптационный этап.
1. Дыхательная гимнастика.
Глубокий вдох. Руки медленно поднять через стороны вверх.
Задержка дыхания на вдохе (2-3 сек).
Выдох с открытым сильным звуком А-А-А. Руки медленно опустить
через стороны вниз
Глубокий вдох. Руки поднять через стороны до уровня плеч.
Задержка дыхания (2-3 сек).
Выдох с сильным звуком О-О-О, руками обнять плечи, голову опустить на грудь.
Глубокий вдох. Руки поднять до уровня груди ладонями вперед.
Задержка дыхания (2-3 сек).
Выдох с сильным звуком У-У-У. Руки опустить вниз, голову – на грудь.
2. Развитие базисного навыка чтения.
- чтение слоговой таблицы.
че | чер | черт | черн |
чё | чёр | чёрн | тёж |
ень | еньк | еньких | ёнка |
ртён | ртёж | рными | ртили |
- составление и чтение скороговорок на проблемные звуки (р, с, ц, ч)
На завтрак у Варвары крабы и омары.
завт | на | кра | бы |
рак | ва | ры | и |
у | Вар | ры | ома |
Цыплята и курица гуляют на нашей улице.
ля | ют | на | на | шей |
гу | ку | и | цып | ули |
ца | ри | та | ля | це |
Четыре чертенка чертили черными чернилами чертеж.
че | ты | ре | ми | чер | ни |
ка | тен | чер | ны | ми | ла |
чер | ти | ли | чер | чер | теж |
| | | | | |
           | |  |   | |  |
  | | | |   | |
 | | | |  | |
- Работа с псевдословами.
Задание: Разложи слова на группы так, чтобы в группу попали тождественные по написанию псевдослова.
заркунсебул | зархулгебул | заркунчебул |
заркунсебул | зархулгебул | заркунчебул |
- упражнение на автоматизацию зрительного восприятия слогов.
Задание: Найди и прочитай слоги в правильной последовательности, из которых состоят слова: камера, колесо, барыня, хорошо, сирота, канаты, вера, кора, раковина, гора, вино, пора, берега, пара, дыра, сапоги, пироги, волосы, ворота, высота, лимоны, яблоки, яблоня, мужики лисица, (на время).
ты | шо | вы | ло | та | па |
ли | ги | ра | сы | ры | хо |
жи | ме | ви | ле | ны | са |
ке | ка | го | на | ба | ре |
га | ко | ве | ды | лю | па |
со | по | му | но | ня | пи |
бе | си | ро | во | яб | мо |
- упражнения на формирование интонации и силы голоса
| | | Руками верчу | | | | | | |
| | И вот лечу | | теперь | | | | | |
| прыжок | | | | Мне надо | | | | |
Разбег | | | | | | опуститься | | | |
| | | | | | | Чтоб ставить | | |
| | | | | | | | точку | |
| | | | | | | | | научиться |
3. Постановка цели урока.
-Прочитайте текст.
Реки освободились ото льда. Озера освободились ото льда. Пруды освободились ото льда.
-Что вы о нем думаете?
-Можно ли эти предложения соединить в одно? Замените три предложения одним.
Реки, озера и пруды освободились ото льда.
Какие слова здесь перечисляются? Как называются эти слова? (однородные члены предложения).
Что такое однородные члены предложения? Какова их особенность? (Они отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же слову. В предложении могут быть как главными , так и второстепенными членами)
- Сегодня мы будем учиться читать предложения с однородными членами.
- Прослушайте предложение.
Родственники подарили брату велосипед, компьютер, книги.
-Назовите однородные члены. Как вы догадались? Как я выделяю при чтении однородные члены? (При помощи интонации).
-Правильно, однородные члены предложения выделяются при чтении перечислительной интонацией, понижением и повышением голоса, наличием пауз между однородными членами предложения.
II. Основной этап.
Работа по теме. Отработка перечислительной интонации.
Катя, |Павел, |Иван, |Аня |спешили на помощь другу.
Проказница Мартышка, |Осел, |Козел, |да косолапый Мишка |затеяли сыграть

квартет.


Приду из школы, |пообедаю,| сделаю уроки|| и пойду гулять.
Упражнение «Ты мне, я тебе»
Задание: Один из учащихся читает предложение, выделяя перечислительной интонацией однородные члены предложения, а другие учащиеся должны по интонации их выделить и назвать .
Семён Павлович был умным, добрым и отзывчивым человеком.
Для нахождения объема параллелепипеда необходимо знать длину, высоту и ширину.
Для поступления в технический институт необходимо сдать математику, русский язык, физику и химию.
Вдруг тонкий, свистящий, прерывистый звук раздался в воздухе.
В вазе лежали фрукты: яблоки, груши, апельсины.
С давних времен люди мечтали о добре, правде, счастье.
Дом был маленький, но уютный.
Метели бушевали всю ночь, и утро, и день.
III. Творческий этап.
Самостоятельное редактирование текста.
В пруду водились караси, водились лещи, водились окуни. Птицы летом живут в лесах, живут на озерах, живут на реках, живут на болотах. В лесу цвел орешник, цвела ива, цвела ольха, цвела осина. Мы давали ежику мясо, давали хлеб, давали молоко. Коровы питаются травой, овцы питаются травой, овцы питаются травой, лошади питаются травой.
Задание: отредактируйте предложения, прочитайте их без лишних слов, выделяя однородные члены перечислительной интонацией.
Выполнение разноуровневых заданий по отработке чтения предложений с однородными членами.
Тренировка чтения по технологии БОС.
Подведение итогов урока. Рефлексия.
Используемая литература:
1. Русская грамматика: научные труды : в 2 т. / под ред. Е. А. Брызгуновой. К. В. Габучана. М.: Изд-во Института русского языка имени В. В. Виноградова, 2005.
2. Зиновьева Т.И. Автореф. дис. Работа над интонацией в переод обучения грамоте, М.: 1996.
3. Ушинский К. Д. Избранные педагогические произведения. М., 1968 ; Буслаев Ф. И. Преподавание отечественного языка. М., 1992.
4. Шпунтов А. И. Живое слово // Речевые уроки / под ред. Т. А. Ладыженской. М, 1994.
Приложение №1
В пруду водились караси, водились лещи, водились окуни. Птицы летом живут в лесах, живут на озерах, живут на реках, живут на болотах. В лесу цвел орешник, цвела ива, цвела ольха, цвела осина. Мы давали ежику мясо, давали хлеб, давали молоко. Коровы питаются травой, овцы питаются травой, овцы питаются травой, лошади питаются травой.
Задание: отредактируйте предложения, прочитайте их без лишних слов, выделяя однородные члены перечислительной интонацией.
В пруду водились караси, водились лещи, водились окуни. Птицы летом живут в лесах, живут на озерах, живут на реках, живут на болотах. В лесу цвел орешник, цвела ива, цвела ольха, цвела осина. Мы давали ежику мясо, давали хлеб, давали молоко. Коровы питаются травой, овцы питаются травой, овцы питаются травой, лошади питаются травой.
Задание: отредактируйте предложения, прочитайте их без лишних слов, выделяя однородные члены перечислительной интонацией.
В пруду водились караси, водились лещи, водились окуни. Птицы летом живут в лесах, живут на озерах, живут на реках, живут на болотах. В лесу цвел орешник, цвела ива, цвела ольха, цвела осина. Мы давали ежику мясо, давали хлеб, давали молоко. Коровы питаются травой, овцы питаются травой, овцы питаются травой, лошади питаются травой.
Задание: отредактируйте предложения, прочитайте их без лишних слов, выделяя однородные члены перечислительной интонацией.
Приложение №2
заркунсебул | зархулгебул | заркунчебул |
заркунсебул | зархулгебул | заркунчебул |
заркунсебул | зархулгебул | заркунчебул |
заркунсебул | зархулгебул | заркунчебул |
заркунсебул | зархулгебул | заркунчебул |
заркунсебул | зархулгебул | заркунчебул |
заркунсебул | зархулгебул | заркунчебул |
заркунсебул | зархулгебул | заркунчебул |
заркунсебул | зархулгебул | заркунчебул |
заркунсебул | зархулгебул | заркунчебул |
заркунсебул | зархулгебул | заркунчебул |
заркунсебул | зархулгебул | заркунчебул |
заркунсебул | зархулгебул | заркунчебул |
заркунсебул | зархулгебул | заркунчебул |
заркунсебул | зархулгебул | заркунчебул |
заркунсебул | зархулгебул | заркунчебул |
Приложение №3
завт | на | кра | бы |
рак | ва | ры | и |
у | Вар | ры | ома |
ля | ют | на | на | шей |
гу | ку | и | цып | ули |
ца | ри | та | ля | це |
че | ты | ре | ми | чер | ни |
ка | тен | чер | ны | ми | ла |
чер | ти | ли | чер | чер | теж |
| | | | | |
           | |  |   | |  |
  | | | |   | |
 | | | |  | |
Приложение №4
Семён Павлович был умным, добрым и отзывчивым человеком.
Для нахождения объема параллелепипеда необходимо знать длину, высоту и ширину.
Для поступления в технический институт необходимо сдать математику, русский язык, физику и химию.
Вдруг тонкий, свистящий, прерывистый звук раздался в воздухе.
В вазе лежали фрукты: яблоки, груши, апельсины.
С давних времен люди мечтали о добре, правде, счастье.
Дом был маленький, но уютный.
Метели бушевали всю ночь, и утро, и день.