Конспект по теме: «Нотка к нотке – будет песенка»
Форма организации деятельности учащихся: музыкальная игра
Цель деятельности: закрепить знания из области музыкальной грамоты: скрипичный ключ, нотный стан, ноты.
Задачи:
Образовательные:
закрепить знания из области музыкальной грамоты и сформировать понятие, что из нот можно сложит мелодию песни.
Развивающие:
развивать музыкальные, творческие способности детей;
развивать чувство ритма с помощью игры «Попробуй, повтори».
Воспитательные:
Методы, технологии
Игровая технология
Наглядный, практический методы.
Словесный метод: рассказ, объяснение, беседа
Оборудование для педагога: музыкальный центр, фортепиано, магнитная доска с нарисованным нотным станом
Зрительный ряд: демонстрационный материал: письмо Феи Музыки с музыкальными заданиями, ноты-образцы
Музыкальный ряд: фонограмма (-1) песни «Волшебная страна детства» музыка и слова А. Евдотьевой.
Литературный ряд: музыкальные загадки
Этапы деятельности
1. Постановка темы, цели (2минуты)
2. Основная часть (16минут)
б) Физкультминутка (3минуты)
в) Музыкально-практическая работа (7минут)
3. Итог и анализ деятельности (2минут)
Ход
1. Постановка темы и цели.
Педагог: Здравствуйте, ребята!
Дети: Здравствуйте!
П: Так приятно говорить друг другу слова приветствия. Ребята, сегодня к нам пришли гости, давайте мы тоже с ними поздороваемся! Мы с вами знаем очень интересную игру - приветствие, которое называется «Здравствуйте»! Итак, приготовились! Начинаем!
Игра - приветствие «ЗДРАВСТВУЙТЕ»
Я
здороваюсь везде маршевые
Дома и на улице, движения
Д
аже здравствуй, говорю махи правой
На соседней улице рукой
З
дравствуй, небо голубое, поднимают руки вверх
З
дравствуй, солнце золотое, скрещивают кисти рук, расставив пальцы
З
дравствуй, легкий ветерок, качает поднятыми вверх руками
З
дравствуй, маленький дубок, соединяет запястья рук, разведя кисти рук.
Здравствуй, утро, мягкий жест правой руки вправо
З
дравствуй, день, такой же жест левой рукой влево
М
не здороваться не лень. выполняют хлопки двумя руками
П: Ребята, нам сегодня утром во Дворец пришло письмо из страны Музыки, давайте его откроем и посмотрим что там.
Педагог открывает и зачитывает письмо.
- «Здравствуйте, ребята! У нас в стране Музыки, случилось горе, злая волшебница забрала наши ноты и сказала, что вернёт их, после того как мы пройдём все её испытания». Фея Музыки.
П: Ну, что ребята поможем Фее Музыки вернуть ноты?
Д: Да.
П: Вот как раз у нас с вами и будет возможность закрепить знания по теме: «Нотка к нотке – будет песенка».
2.Основная часть
П: Тогда начнём. Вот и первое задание. Ребята, вам надо отгадать загадки. Итак, слушайте внимательно.
1.Я, конечно, ключ, не спорю,
Но ваши двери не открою.
Музыкантам помогаю –
К нотам двери отворяю.
Д: Скрипичный ключ.
2. Пять линеек — дом для нот,
Нота в каждой здесь живет.
Люди в мире разных стран
Зовут линейки…
Д: Нотный стан
3.Веселяться музыканты,
Улыбнулся дирижёр,
Лад, в котором, мы играем,
Называется …
Д: Мажор.
4.Если в нашей пьесе тучи,
Дождик льёт во весь опор,
Это лад ужасно грустный,
Называется ...
Д: Минор.
5. Он пишет музыку для нас,
Мелодии играет,
Стихи положит он на вальс.
Кто песни сочиняет?
Д: Композитор.
6. На листочке, на страничке –
То ли точки, то ли птички.
Все сидят на лесенке
И щебечут песенки.
Д: Ноты.
П: Молодцы, все загадки отгадали. А посмотрите, что тут внутри у нас в последней загадке 2 нотки, давайте их прикрепим к нотному стану. Вот мы с вами нашли нотки До и Ре. Следующее задание.
П: Ребята, следующее задание такое. Надо отгадать какие звуки прозвучат по высоте. Если звук высокий, то надо встать на носочки и вытянуть руки вверх, если же звук средний то, вы должны опуститься с носочков и вытянуть руки перед собой, а если низкий, то надо присесть.
Педагог играет в разных регистрах мелодию, а дети отгадывают и выполняют задание.
П: И с этим заданием вы справились. Посмотрите, что у нас появилось?
Д: Нотка.
П: Давайте и её прикрепим к нотному стану. Это появилась у нас нотка Ми. Продолжим наш путь к освобождению нот. Следующее задание. Вам надо правильно повторить ритм, который я простучу.
Педагог стучит ритм, дети повторяют
П: Молодцы, ребята и с этим заданием вы справились. А в задании у нас опять появились 2 нотки, Фа и Соль. Прикрепим их к нотному стану.
А) Физкультминутка
Быстро встаньте, улыбнитесь,
Выше, выше подтянитесь.
Ну-ка, плечи распрямите,
Поднимите, опустите,
Влево - вправо повернулись,
Рук коленями коснулись.
Сели, встали, сели, встали
И на месте побежали.
П: Следующее задание. Здесь вам надо сначала, вспомнить, что звуки бывают музыкальные и шумовые. Если звуки издают музыкальные инструменты, то они называются…?
Д: Музыкальные
П: Да. Но звуки бывают ещё и шумовые. Что это за звуки?
Д: Звуки, с помощью которых, создаётся шум.
П: Правильно. Вот посмотрите, в письме есть картинки, на которых изображены предметы, которые издают музыкальные или шумовые звуки. Вот задание: надо чтобы на столе остались картинки, на которых изображены только предметы, которые издают музыкальные звуки.
Дети выполняют задание
П: Посмотрите ребята, вы нашли ещё 1 нотку, нотку Ля. Молодцы.
Дети прикрепляют ноту к нотному стану.
П: С этим заданием вы тоже справились. Посмотрим, что ещё есть в конверте. Вам надо отгадать в каком ладу звучит музыкальный фрагмент. Вот картинки: если звучит Лад Мажор, то вы поднимете весёлое облачко, если звучит Лад Минор, то грустное.
Педагог играет музыкальные отрывки.
Дети поднимают картинки в соответствии с музыкальным Ладом.
- Всё правильно, и вот последняя нотка, какая?
Д: Нотка Си.
П: Прикрепите её на нотный стан.
- Мы с вами справились, вы молодцы. Но, чтобы нотки зазвучали нам надо исполнить песню. Перед этим мы должны распеться.
Б) Музыкально-практическая работа
Дети распеваются с педагогом. Вспоминают и закрепляют песню «Волшебная страна детства».
3. Итог музыкальной деятельности.
П: Ребята, сегодня мы с вами хорошо поработали и вы поняли, что без нот песню не сочинить, не сложить. Давайте еще раз вспомним названия нот. Значит, знать ноты очень важно и необходимо. Складывая нотку к нотке можно сложить и песенку. Сегодня вы помогли Фее Музыки вернуть ноты и в благодарность, она вам прислала сладкие призы. До свидания!