Конспект
непосредственно образовательной деятельности
в подготовительной группе
Тема «Одежда донского казака и казачки»
Цель: создать пространство, стимулирующее ребенка на обобщение и углубление знаний о национальном костюме, стимулирование творческой активности детей в художественно-продуктивной деятельности.
Задачи:
Обучающие: формировать представления об одежде донских казаков, её элементах, назначении;
Развивающие: развивать интерес к национальным костюмам, орнаменту на одежде;
Воспитательные: воспитывать желание следовать старинным народным традициям.
Материалы: куклы в казачьей одежде, разрезные картинки.
Словарная работа: хатенка, заветы, шаровары, кафтан, лампасы.
Ход образовательной деятельности
Чтение стихотворения Татьяны Хадыка «Казаки»
На берегах реки широкой,
Что Доном-Батюшкой зовут,
Стоят хатенки с белым боком,
В которых казаки живут.
Народ казачий по-старинке
Там рыбу ловит, хлеб печёт.
Там молоко в обычной крынке
На стол несут, коль гость придёт.
Мужчины здесь крепки и смелы,
Заветы чтут отцов своих.
И спорится любое дело
В руках богатырей донских.
А как прекрасен взор девичий,
Изящны как походка, стать.
И соблюдается обычай –
Вести семью, детей рожать.
Там в Божий храм идут все вместе
По воскресеньям, стар и млад
Звучат везде казачьи песни
Таков казачий здесь уклад.
- О ком написано это стихотворение? (о казаках и казачках)
- Вы знаете кто такие донские казаки? (Вольные люди, которые отличаются смелостью и силой)
- А где живут казаки? (Казаки живут на донской земле в хуторах и станицах)
- Чем занимаются казаки? ( Земледелием, охотой, рыболовством, коневодством)
- Какие черты присущи казакам? (Хозяйственность, гостеприимство, смелость, сила)
- Какой обычай соблюдается в казачьих семьях? (Ходить по воскресеньям в церковь)
- Казаки были глубоко верующими людьми и соблюдали все церковные обычаи.
- К нам в гости пришли гости: казак со своей казачкой.
Рассматривание кукол в казачьей одежде.
- Скажите во что одет казак? (На казаке широкие штаны и кафтан)
- Как называют широкие штаны по-другому? (Шаровары)
- Для чего нужны широкие штаны шаровары казаку? (В них удобно садится на коня)
Игра «Чего не хватает?»
- Посмотрите на картинку, чего не хватает в костюме казака? (На штанах нет красных лампасов, на ногах - сапог, на голове - фуражки)
- А еще к поясу казака вешались кинжал и сабля.
- В казачьих семьях главой семьи является казак. Он работает в поле, добывает пищу, а самое главное – защищает родину.
Игра «Разрезные картинки»
Цель: собрать из кусочков целую картину и назвать элементы костюма казака.
- Посмотрите на куклу в казачьем костюме. Что вы можете сказать об её наряде?
(У неё платье яркое, украшено красивой вышивкой)
Женская одежда как праздничная, так и повседневная шилась и украшалась с любовью. На все случаи жизни казачки имели одежду. Самый красивый наряд она одевала на свадьбу.
- Дети, из чего состоит костюм казачки? (Из юбки и кофты)
- Как украшали казачки юбку? (Внизу юбка украшалась оборками и кружевами. Юбки у казачек были пышными)
- Чем украшали кофты и блузки казачки? (Кофты украшали тесьмой, вышивкой, бисером, кружевами)
- Как в праздник одевались казачки? (На праздник казачки надевали костюмы из ситца, шелка или бархата. На голову надевали красивые платки, на ноги – полусапожки. Шею украшали бусами, монистами, украшениями из янтаря.)
- Какие головные уборы носили казак и казачка? (Казак – фуражку, казачка – платок).
Рисование казака или казачки в казачьих костюмах (по выбору детей)
Подведение итога занятия.
- О чём интересном вы сегодня узнали?
- Как вы думаете, современные казаки носят казачью одежду? (В повседневной жизни – нет, надевают казачью одежду на праздники)
Мы с вами должны гордиться тем, что мы являемся потомками донских казаков. Изучать историю, традиции и обычаи наших предков. Чтить их заветы.
Пускай по свету нас бросает,
В чужих краях мы ищем дом.
И лишь душа не забывает
Родную мать и милый Дон.
3