Конспект интегрированного занятия для детей старшего возраста с ЗПР.
Тема: «Перелётные птицы».
Подготовила:
Захарова Э. Х. (учитель-логопед)
Цель: создание благоприятных условий для речевого развития по теме «Перелётные птицы».
Задачи:
- Дать детям возможность применять на практике полученные знания о перелётных птицах.
- Пополнять и активизировать словарь детей на основе углубления знаний о перелётных птицах, побуждать детей вступать в речевое взаимодействие со сверстниками и педагогом.
- Продолжать учить детей условно обозначать согласные звуки и определять их место в слове.
- Способствовать развитию артикуляционного аппарата и любознательности.
- Развивать мыслительные процессы анализа и синтеза, зрительную, долговременную память, внимание, цветовое восприятие, мелкую моторику кистей рук;
- Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, трудолюбие, желание бережного отношения к природе.
Предварительная работа: беседы о птицах, наблюдение на прогулке за птицами, чтение рассказов, сказок и стихотворений о птицах, рассматривание иллюстраций.
Материал и оборудование: Иллюстрации с изображением перелётных, зимующих и домашних птиц. Аудиозапись «Голоса весеннего леса». Мольберт. аудиозапись «Голос скворца», иллюстрации с изображениями птиц, фишки зеленого и синего цвета и схема слова для анализа на каждого ребенка.
1. Организационный момент
Логопед: Здравствуйте ребята! Посмотрите, какое ласковое весеннее солнышко нам улыбается и светит в окно, давайте улыбнёмся друг другу и солнышку.
А сейчас хочу проверить, всё ли вы знаете о весне. Отвечайте «Да» или «нет»
Игра «Да-нет»
Ручейки весной текут? (Да.)
Крокодилы в них плывут? (Нет.)
На проталинках в лесу расцвели подснежники? (Да.)
Мы букеты соберём? (Да.)
Новый год встречать пойдём? (Нет.)
С крыши капает вода? (Да.)
Это снег растаял? (Да.)
Из берлоги вылез мишка? (Да.)
Он в оранжевых штанишках? (Нет.)
2. Основная часть
Звучит аудиозапись «Голоса весеннего леса»
Логопед: Ребята, какие звуки вы услышали?
Упражнение «Весенние голоса» (артикуляционная гимнастика)
Логопед: Давайте с вами сами попробуем воспроизвести эти звуки. (дети садятся на стулья)
- Звенит капель Кап! Кап! (произносить высоко, стучат пальчиком по ладошке).
- С пригорка побежал веселый ручеек б-л-л-л (на одном дыхании пропеть сверху вниз и обратно).
- Выбрались из-под коры жучки «ж-ж-ж» (низким голосом).
- Букашки (з-з-з – высоким голосом).
- Вдруг под кучей хвороста что-то зашуршало ш-ш-ш (трут ладошками),
- Вылез ежик (сопят носиком).
- Лес наполнился птичьими голосами:
- Большие птички-воробушки запели громко – Чик-чирик! Чик-чирик! (низким голосом).
- Маленькие птенчики им повторяли – Чик-чирик! Чик-чирик! (высоким голосом).
Пришла долгожданная весна, и птицы прилетели домой из тёплых краёв. Помогите мне понять, кто же к нам прилетел, какие птицы.
А для этого, я предлагаю вам пройти на свои места – за столы.
Определение места звука [С] в слове
Ответьте мне, пожалуйста, что эта птица, если в ее названии есть звук [С]? Это грач или скворец?
Дети дают характеристику звуку, определяют в какой части слова находится и отмечают его на схеме. Аналогично: слово «весна».
Физкультурная пауза.
Раз, два, три, четыре, пять (шаг на месте)
Мы идем весну встречать (хлопки на месте)
Весна-красна приди скорей (движения рук на себя)
Землю солнцем обогрей (обвести круг руками)
Пусть тает снег, исчезнет лед (махи руками)
И птица песенку споет (имитация полета птицы)
Скорей набухнут почки (руки поднять вверх, сжать кулаки)
Распустятся листочки (растопырить пальцы)
Дети садятся на места.
Дети самостоятельно находят место звука [С] в слове «скворец».
Игра «Кого/ чего не стало?»
На мольберте выставлены картинки: грач, скворец, скворечник, снеговик.
Педагог предлагает детям закрыть глаза и убирает картинку, затем спрашивает детей: Кого не стало? (можно повторить игру несколько раз, убирая, либо переставляя их местами).
Итог занятия:
Вот и закончилась наша игра. Чем мы занимались? Какие задания вам понравились?