
Цель: формирование знаний и представлений о зимующих птицах, их образе жизни, внешнем виде, повадках.
Задачи:
Обучающие (образовательные):
1. Обобщать знания и представления детей об особенностях внешнего вида и поведения зимующих птиц.
2. Расширять знания детей об условиях жизни птиц зимой.
3. Продолжать систематизировать у детей реалистические представления о природе (о смене времен года, характерных признаках).
4. Уточнять и расширять словарь детей по теме «Зимующие птицы» (снегирь, синица, сорока, ворона, голубь, летать, клевать, корм, кормушка, голова, крыло, хвост).
Развивающие:
1. Развивать внимание, память детей, наглядно-образное мышление, а именно умение сравнивать и обобщать; устанавливать простейшие причинно- следственные связи.
2. Развивать художественное восприятие для формирования целостной картины мира на материале загадок, чтения стихотворений.
3.Развивать мелкую моторику рук и речь детей с помощью нетрадиционной техники аппликации из салфеток.
Воспитательные:
1.Воспитывать интерес детей и заботливое отношение к окружающему миру природы.
2.Воспитывать эмоциональную отзывчивость и гуманные чувства.
3.Воспитывать внимательность и аккуратность, усидчивость, терпение и трудолюбие.
Интеграция (НОД): «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Художественное творчество» «Чтение художественной литературы», «Музыка», «Здоровье».
Предварительная работа:
Наблюдение за птицами на участке и за приметами наступивщей зимы в природе; игры и упражнения «Птички – невелички», «Ну – ка, птички, полетели», «Кормушка», «Снежок» и др. Чтение художественной литературы, сказок, потешек о птицах. Рассматривание картин о зиме и иллюстраций с изображением птиц. Настольно-печатные и подвижные игры.
Методические приемы: игровые – введение игровых персонажей, игровые упражнения;
словесные – беседа, вопросы проблемного характера, художественное слово, пояснение, напоминание, педагогическая оценка; наглядные демонстрационные картинки; практические –
выполнение поручений воспитателя, приклеивание смятых комочков салфетки по контуру животика птички, сюрпризный момент.
НОД
Дети с воспитателем заходят в группу, оформленную по-зимнему: белое покрывало, снежинки, елочки, деревья.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько гостей к нам пришло. Давайте мы с ними поздороваемся, помашем им рукой и улыбнемся. Молодцы! Ой, что-то холодно стало в нашей группе. А какое это время года наступило? Вот
загадка.
На юг уж птицы улетели,
Пришли морозы и метели.
Стоят деревья в серебре.
Мы лепим крепость во дворе.
Дети: Зима!
Воспитатель: Правильно, ребята, зима. Только вот неужели и правда все птицы улетели на юг? Не может быть! А давайте мы с вами в такой чудесный, морозный, зимний день отправимся в лес погулять, поискать наших пернатых друзей. Вы согласны?
Дети: Да! (берутся за руки, идем к стульчикам)
Звучит веселая музыка.
Воспитатель: Ой, сколько снега выпало! Может, поиграем в снежки?
Пальчиковая игра «Снежок».
Воспитатель: Кто это расшумелся в лесу? Давайте присядем и послушаем.
Звучит карканье вороны.
Носит серенький жилет,
Но у крыльев черный цвет.
Видишь, кружат 20 пар
И кричат: «Кар! Кар! Кар! Кар!»
Дети: Ворона!
Воспитатель: Действительно, ворона. Вот она прилетела к нам на дерево. Какая ворона по размеру? (Большая) Что есть у вороны? (Крылья, клюв, лапки, хвост, перышки) Сколько хвостов, крыльев у вороны? Ой, а кто тут рядышком зачирикал?
Звучит чириканье воробья.
Серый, маленький комочек.
Чик-чирик! Замерз он очень!
Солнце, выгляни скорей,
Ждет тебя наш …. (Воробей)
Воспитатель: И правда, это воробей. И он к нам на веточку прилетел. Какой воробей? (Коричневый, маленький.) Ребята, хоть и воробей и ворона –это птицы, но отличаются друг от друга. Ворона большая, а воробей –(маленький). Ворона ходит важно, а воробей – (прыгает). Ворона каркает, а воробей – (чирикает). Воспитатель: Так значит, ребята, все-таки не все птицы улетели на юг.
Воробьи, вороны и некоторые другие птички остались с нами зимовать. А раз они зимуют вместе с нами, их называют – ЗИМУЮЩИЕ. Посмотрите, кто остается на зиму и никуда не улетает (показ демонстрационных картинок). «Зимующие птицы»: воробей, ворона, дятел, голубь, сова. Нелегко приходится зимующим птицам в такие холода. Да только страшное для птиц не холод, а голод. Когда нечего кушать, птицы прилетают поближе к человеку. Люди добрые, они пожалеют несчастных птичек и накормят их. А чем же можно их накормить?
Дети: Семечками, крошками, зернышками и т.д.
Воспитатель: Покормите птиц зимой,
Пусть со всех концов
К нам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Приучайте птиц зимой, к своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.
Воспитатель: А куда можно положить корм для птичек?
Дети: В кормушку.
Воспитатель: Может и мы с вами покормим, птичек?
Пальчиковая игра «Кормушка».
Повесить заранее приготовленную кормушку.
Воспитатель: Ой, а кто же это еще к нам в гости пожаловала? Ребята,помогите отгадать загадку:
На кормушку возле нашей форточки
Села удивительная птица.
В синей шапочке и желтой кофточке.
Птица называется…. (синица)
Воспитатель: Правильно! Прилетела к нам синичка и села на веточку.
Кажется, она хочет с нами поздороваться и что-то сказать. Давайте ее
Звучит голос синицы.
Воспитатель: Ребята, она говорит, что у нее и ее подружек совсем замерзли животики, и даже от холода побелели. А какого цвета должны быть животики у птичек-синичек?
Дети: Желтого!
Воспитатель: Ребята, поможете отогреть синичек? И сделать им желтые
Воспитатель: Тогда давайте подойдем к столикам. Вот у нас лежат кусочки мягких, как перышки птичек, салфеток, из которых мы будем катать шарик и приклеивать к животикам синичек. Клея на шарик набирайте немного, чтобы кофточки у синичек были красивыми, аккуратными.
Аппликация «Синичка» из салфеток. Итог:
Воспитатель: Какие же замечательные птички-синички у нас получились! Отогрелись их животики! Ну что же, наши подружки полетят на выставку в приемную погреться и покрасоваться своими желтенькими кофточками. Не замерзнут они теперь в зимние холода. А как вы думаете, какие зимующие птицы прилетят на них посмотреть?
Дети: Вороны, воробьи, голуби, совы, дятлы.
Воспитатель: Это точно! Молодцы, ребята! Спасибо вам за таких красивых синичек. Давайте покажем их нашим гостям.
Дети выходят со своими работами в приемную.