Конспект занятия по декоративному рисованию в старшей группе на тему: «Новоселье у куклы Насти»
Программное содержание:
-Формировать у детей умение самостоятельно и творчески применять умения и навыки, полученные на предшествующих занятиях украшать городецкой росписью различные плоскости, умение согласовывать композицию и величину узора с формой и величиной расписываемого материала, пользуясь схемами узора;
-развивать творческие способности;
-воспитывать эстетическое восприятие предметов искусства.
Методы и приемы:
-Рассматривание образца;
-показ способов рисования;
-сюрпризный момент;
-напоминание, советы, поощрения в ходе занятия, в анализе работ;
-художественное слово;
-музыкальная заставка.
Словарная работа:
Новоселье, разделочная доска, прялка, городецкая роспись, элементы, городецкая роспись, бутон, розан, купавка.
Индивидуальная работа:
-обратить внимание на выразительность , красочность узора, на порядок расположения элементов в работе.
Предварительная работа:
-расписывание птицы городецкой росписью;
-рассматривание альбома «Городецкая роспись»;
-подбор оборудования и материала;
-составление конспекта;
-подбор стихов.
Материалы и оборудование:
-ширма с изображением внутренней части «квартиры»;
-кукольная мебель, кукольная посуда, кукла;
- картонные макеты разделочной доски, подноса овальной, круглой формы;
-гуашь, кист;
-схемы элементов городецкой росписи;
-магнитофон.
Место проведения:
-групповая комната.
Организация посадки:
-Дети сидят за столами по два человека.
Ход занятия:
В.- Ребята, сегодня я получила приглашение от куклы Насти на новоселье (Открываю конверт, расписанный городецкой росписью, зачитываю приглашение).
В - Наверное, кукла Настя будет очень рада нашему к ней визиту. Ребята, я, думаю ,мы с вами приготовим для Насти подарок. Вот только какой? (дети предлагают свои варианты).
В.- Молодцы, я вижу вам очень хочется порадовать куклу Настю, и, кажется ,догадалась, что же мы ей подарим.
В.- Посмотрите, каким красивым узором расписан конверт. (Ответы детей).
В.- Правильно, ребята, конечно городецкой росписью. Мы с вами тоже знакомы с этим видом прикладного искусства и вам не трудно будет ответить мне на несколько вопросов о Городце.
В.- Ребята, где жили городецкие мастера?
Д.-У левого берега Волги, в селе под названием Городец.
В.-А чем же эти мастера занимались?
Д.- Они занимались росписью по дереву.
В.- Молодцы, конечно же, ведь они расписывали предметы своего обихода, посуду.
В.-А кто мне ответит, для чего им нужна была прялка? (Ответы детей).
В.- Конечно, женщины села Городец пряли на ней пряжу, изготавливали нить. Значит, в этом селе занимались еще и выращиванием льна. Леночка нам сейчас расскажет песенку, которую пели женщины, сидя за прялкой.
Уж я сеяла, сеяла ленно.
Я сеяла, приговаривала.
Чеботами приколачивала.
Ты удайся, удайся ленок.
Ты удайся мой беленький ленок.
Лен, мой лен.
Белый лен….
В.- Спасибо, Леночка, очень красивая песня . И я вам , ребята, предлагаю подарить кукле Насте поднос, разделочную доску, и даже прялку, которые вы сами и распишете городецким узором. Но для начала давайте определим, кто какой предмет будет расписывать. (Дети выбирают силуэты разделочных досок, веретен, подносов).
В.- Кто мне ответит, какие цвета используют в городецкой росписи? (голубой, красный, зеленый, белый, розовый и т.п.).
В. - А из каких элементов , состоит городецкий узор? (розан, купавка, бутон, листья).
В.- Молодцы, ребята, очень много информации вы усвоили о городецкой росписи.. И, прежде чем приступить к работе, немного отдохнем.( Провожу физ. минутку).
«Отдых наш- физкультминутка.
Занимай свои места.
Раз присели, два привстали.
Руки кверху все подняли,
Сели, встали, сели встали.
Ванькой - встанькой разом стали.
А потом пустились вскачь.
Будто мы - упругий мяч.
В.- Отдохнули, а теперь за дело. ( По ходу занятия обращаю внимание детей на то, формы предметов, которые они расписывают разные, а значит и узоры на них должны быть разной формы).
В.- Ребята, к одним формам подходят прямые, симметричные узоры, к другим - изогнутые, к третьим - ассиметричные цветочные гирлянды. (Напоминаю детям, что работы нужно выполнять аккуратно, что мелкие элементы узора нужно выполнять кончиком кисти, а крупные –ребром кисти; оказываю помощь детям , которые затрудняются в выполнении своей работы. Во время практической части , звучит спокойная, народная мелодия).
В.- Ну вот и готовы наши подарки для куклы Насти. Какие красивые, аккуратные работы у нас сегодня получились. ( Совместно с детьми, провожу анализ и самоанализ выполненных работ).
В.- Молодцы, ребята, славно потрудились – как настоящие мастера из самого Городца. Вечером, после полдника, мы с вами пойдем в гости к кукле Насте(во время тихого часа в игровом уголке оформляю сюжетную игру «Семья», где после полдника обыгрываем вместе с детьми новоселье у куклы Насти).