НОД по развитию речи «Насекомые» подготовительная к школе группа (6 -7 лет)
Цель: Обобщить и закрепить знания детей по теме «Насекомые».
Задачи:
Образовательные. Учить детей составлять описательные рассказы о насекомых, используя, план - схему;
Развивающие. Развивать познавательный интерес, память, внимание, словесно – логическое мышление.
Воспитывающие. Воспитывать устойчивый интерес к жизнедеятельности насекомых, доброжелательное отношение к природе.
Материал к занятию: Пальчиковый бассейн с насекомыми, шапочки с изображением насекомых, сюжетные картинки с изображением насекомых, зеленая ткань и цветы для полянки, план – схема для составления описательного рассказа о насекомых, цветы для полянки, иллюстрация цветка с насекомыми, полянка с бабочками, гуашь, ватные палочки.
Ход НОД.
1.Организационный момент. [Объявление темы занятия. Развитие тактильных ощущений, тонкой моторики.]
Логопед приветствует детей, предлагает им встать полукругов около стола. На столе перед стоит «пальчиковый бассейн».
Логопед. Опустите руки в «бассейны» и нащупайте там сюрприз, который я для вас приготовила. Доставайте то, что вы нашли. Что это?
1-й ребенок. Это бабочка.
2-й ребенок. Это кузнечик.
3-й ребенок. Это стрекоза.
4-й ребенок. Это божья коровка.
Логопед. Кто это такие? Как их назвать одним словом?
Дети. Это насекомые.
Логопед. Верно. Ребята, а хотите отправится на полянку к насекомым?
Дети. Да.
Логопед. Но для этого нам нужно с вами стать настоящими насекомыми, а в этом нам помогут вот эти волшебные шапочки.
2. Рассматривание предметных картинок с изображениями насекомых. [Составление описательных рассказов по плану, данному логопедом. Развитие связной речи, четкости дикции, интонационной выразительности.]
Логопед приглашает детей на стульчики.
Логопед. Посмотрите внимательно на полянку, кого на ней мы видим? Это насекомые. Я буду читать стихотворение и показывать насекомых, о которых в нем говорится.
Прилетела к нам вчера
Полосатая пчела,
А за нею шмель-шмелёк
И веселый мотылек,
Два жука и стрекоза,
Как фонарики глаза.
Приходили муравьи
И травинку принесли,
А паук на всех смотрел,
Сети плел и песни пел.
О каких насекомых говорится в стихотворении?
Дети. О пчеле, шмеле, мотыльке, жуках, стрекозе, муравьях.
Логопед. Еще говорится о пауке. Но вы должны запомнить, что паук — не насекомое, хотя и похож на насекомых. Многие насекомые считаются полезными. Пчелы и шмели опыляют цветы плодовых деревьев, поэтому в наших садах бывает много яблок и груш. Муравьи уничтожают вредных насекомых. А вот большая часть бабочек приносит вред, потому что они откладывают яйца, из которых выводятся гусеницы. Эти гусеницы поедают листья растений и наносят им вред. Но вы должны помнить, что уничтожать насекомых не следует. Не надо ловить бабочек и стрекоз, жуков и муравьев. Насекомые маленькие и беззащитные.
Логопед. Давайте назовем еще раз насекомых, которых мы видим.
Дети. Пчела, шмель, мотылек, жук, стрекоза, муравей, бабочка…
Логопед. Что вы знаете о насекомых?
Дети. Они бывают полезными и вредными.
Логопед. Каких полезных насекомых вы знаете?
Дети. Это пчелы, муравьи, божьи коровки.
Логопед. А вредных?
Дети. Это мухи, комары, гусеницы.
Логопед. Давайте попробуем составить рассказы о них. Послушайте план рассказа. Сначала вы расскажете, как называется насекомое и как оно выглядит, потом перечислите части тела насекомого. И наконец, расскажете, пользу или вред оно приносит.
1-й ребенок. Это пчела. Она маленькая, полосатая, мохнатая. У нее есть шесть лапок и прозрачные крылышки. Пчела собирает с цветов нектар и делает из него мед.
2-й ребенок. Это бабочка. Она очень красивая, желтая. У нее есть большие крылышки, шесть лапок и длинные усики.
Она откладывает яйца, из которых выводятся гусеницы. Гусеницы наносят вред растениям.
3-й ребенок. Это божья коровка. Она маленькая. У нее красивые красные крылышки с черными точками и маленькая черная головка. Божья коровка — полезное насекомое. Она уничтожает тлю.
4-й ребенок. Это муравей. Он маленький, коричневый. У него шесть лапок, овальное туловище и длинные усики. Он уничтожает вредных насекомых.
Логопед. Молодцы! Вы составили отличные рассказы.
3.Физкультурная пауза «Бабочки». [Координация речи с движением.]
Мы шагаем друг за другом | Руки на поясе, делаем шаги на месте |
Лесом и зелёным лугом. | Делаем шаги вперёд – назад |
Крылья пёстрые мелькают – | Не отрывая рук от пояса машем. |
В поле бабочки летают. | локтями – летаем. |
Раз, два, три, четыре, | Руки вверх – вниз |
Полетели, закружились. | Закружились на месте |
4.Игра «Закончи предложение»
Логопед. Прилетели на лужок, сели дружно все в кружок.
Сядем на пригорке.
Расскажем чистоговорки.
ЗА - ЗА - ЗА - вот порхает стрекоза.
ЧОК - ЧОК - ЧОК - по листу ползёт жучок.
ВЕЙ - ВЕЙ - ВЕЙ – прибежал к нам муравей.
Увидели насекомые на поляне самую красивый и большой цветок и удивились. Какой был цветок? (большой, красивый, нарядный). Веселились насекомые, летали, порхали, да так устали, что решили отдохнуть на ней. Расселись они, всем места хватило, цветочек-то большой.
(иллюстрация цветка с насекомыми)
- Какие насекомые уселись на цветок?
- Давайте расскажем, кто, где находится?
• Муравей сидит около… (цветка)
• Божья коровка ползёт по… (листу)
• Шмель спрятался под… (листом)
• Жук сидит на… (цветке)
• Бабочка порхает над… (цветком)
• Стрекоза летает около… (цветка)
- Отдыхали насекомые на ромашке, надоело им сидеть, и решили они поиграть в прятки. То один спрячется, то другой. Давайте мы тоже поиграем и попробуем угадать, кто же спрятался?
5. Игра «Кого не стало?» [развитие внимания и памяти]
6.Коллективная работа «Бабочки на полянке»
Логопед. А сейчас ребята мы с вами украсим нашу полянку, чтобы вы запомнили наше путешествие.
7. Окончание занятия.
Логопед. Ну вот мы с вами и вернулись с нашего путешествия
О ком мы говорили сегодня?
Дети. Мы говорили о насекомых.
Логопед. А что вам понравилось больше всего в нашем путешествии?
Дети отвечают.
Логопед. Ребята, а кому вы расскажите где вы путешествовали?
Логопед. Вы очень хорошо работали. Молодцы! Похлопайте себе.