Конспект НОД по развитию речи
с использованием художественной литературы в старшей группе.
Тема «Одежда. Платье для Золушки».
составитель: воспитатель высшей категории
дс№186 «Вазовец» АНО ДО «Планета детства «Лада»
Реброва Наталья Владимировна
Задачи
Речевое развитие:
Совершенствовать доказательную речь, умение обобщать, делать выводы;
Упражнять в согласовании существительных с местоимениями в роде, числе, подборе описательных прилагательных, в употреблении антонимов, описывать одежду по алгоритму. Знакомство с загадками, народными пословицами.
Познавательное развитие:
Уточнить представления о профессии людей, изготовляющих одежду, об орудиях труда, нужных им для работы;
Развивать логическое мышление, сообразительность, фантазию.
Социально-коммуникативное развитие:
Воспитывать коммуникативные умения и навыки;
Воспитывать доброту, заботливость, любовь к окружающим. Развивать умение работать в подгруппах, слушать товарищей, не перебивать друг друга.
Физическое развитие:
Обеспечение эмоционального комфорта, следить за осанкой во время работы за столом, заботиться о зрении ребенка
Материалы: кукла Золушка, набор бальных платьев для нее, мешочек с предметами ( подушечка с иголками, наперсток, катушки с нитками, ножницы, утюжок), мяч. Буквы: З-красная, О-оранжевая, Л-желтая, У-зеленая,Ш-голубая, К-синяя, А-фиолетовая.
Предварительная работа: чтение сказки Ш. Перро «Золушка», знакомство с различными видами нитей и тканей, с историей костюма. Рассматривание моделей одежды в журналах мод.
СОТ: хоровод, цепочка, карусель, интервью, алгоритм
Методы и приемы: описание, словесные упражнения, рассуждение
Организационный момент-введение в занятие
В. Какие вы красивые, нарядные, аккуратные. А для чего людям нужна одежда?
Какую одежду носят девочки? Мальчики?
СОТ «Хоровод»
Дидактическая игра «Мой, моя, мое» ( дети передают мяч друг другу)
В. Ты катись веселый мячик,
Быстро, быстро по рукам…
У кого веселый мячик,
Тот про свою любимую одежду
Быстро все расскажет нам.
Раз. Два, три- говори!
Д. Моя любимая шапка голубая, шерстяная, пушистая, теплая. И т.д.
Этюд «мое настроение»
В. Давайте узнаем, зависит ли ваше настроение от того, что на вас надето? Попробуйте показать, что вы чувствуете, если на вас надеты: красивый сарафан, летний костюм, тесная маленькая одежда, мягкая пушистая шубка, мятая юбка или брюки, вечерний костюм, бальный костюм.
В. Теперь прямо в этих бальных костюмах мы отправимся в сказку.
Тише, тише, тишина…
Сказка к нам идет сама.
Ветерком прохладным вея,
В сказку дверь открыла фея.
СОТ «Цепочка»
В: На столе выложены буквы , эти буквы нам прислала настоящая сказочная фея. Вам необходимо выбрать одну букву с цветом и выложить в том порядке, в котором расположены цвета в радуге, тогда мы узнаем, в какую сказку попали .
З-красный
О-оранжевый
Л-желтый
У-зеленый
Ш-голубой
К-синий
А-фиолетовый
(дети раскладывают буквы, читают, появляется кукла Золушка.)
З. Здравствуйте, ребята! Сегодня моя мачеха и сестры едут на бал во дворец. Мне так хочется хоть в окошко посмотреть, как они будут веселиться. Но я не могу. Мачеха задала мне много работы, а я и так за весь день ни разу не присела.
В. Знаем, знаем мы и твою мачеху, и тебя, Золушка.
Дидактическая игра «Скажи наоборот».
В. Мачеха жадная, злая, а Золушка…
Д. …добрая.
В. Мачеха грубая, а Золушка…
Д …вежливая, ласковая.
В. Мачеха неряшливая, а Золушка…
Д. …аккуратная.
В. Мачеха ленивая, а Золушка…
Д….трудолюбивая.
В. Мачеха рассеянная, а Золушка…
Д. …внимательная.
З. Спасибо вам за ласковые слова.
В. А как ты, Золушка, трудишься, что делаешь?
З. Я буду говорить, что умею делать, а вы добавляйте.
Игра « Добавь словечко».
З. Я готовлю…
Д. …обед.
З. Я мою …
Д. …посуду.
З. Я стираю…
Д. …белье.
З. Я глажу…
Д. …платья. Рубашки.
З. Я шью…
Д. …одежду.
З. Я штопаю…
Д. …носки.
З. Я поливаю …
Д. …огород.
З. Я колю…
Д. …дрова.
З. Я мою…
Д. …полы.
В. Какая пословица подходит Золушке:
«Скучен день до вечера, коли делать нечего»
«Умелые руки не знают скуки»
« Делу-время, потехе-час»
Д. Умелые руки не знают скуки»!
В. А я знаю еще пословицу: «Кто трудится, у того все сбудется!»(дети учат пословицу).
В. А чем мы можем тебе помочь, Золушка? Что нужно делать?
З Сшить платья для мачехи и сестер. Вы знаете, ребята, из каких тканей шьют одежду? Теплую одежду шьют из…
Д. …драпа, шерсти, вельвета, фланели, трикотажа.
З. Легкую, нарядную одежду шьют…
Д. …из шелка, капрона, бархата, атласа, парчи.
З. Помогите мне выбрать ткань для бального платья. (все вместе выбирают.)
З. (достает мешочек для шитья). Угадайте, без каких помощников мне не обойтись? Отгадайте загадки.
Дидактическая игра «Чудесный мешочек» :
(дети отгадывают загадки и достают предметы из мешочка)
Птичка-невеличка,
Носик стальной,
Хвостик льняной.(иголка с ниткой).
Инструмент бывалый,
Не большой, не малый,
У него полно забот,
Он и режет, и стрижет.(ножницы).
На пальце одном
Ведерко вверх дном.(наперсток).
Кошка лапой меня катала,
На мне все нитки размотала.(катушка с нитками).
Гладит все, чего касается,
А дотронешься- кусается.(утюг).
Упражнение «Составь предложение из отгаданных слов»
СОТ «Карусель»
Этапы | Деятельность воспитателя | Деятельность детей |
I этап Мотивационный | В:Золушка предлагает прокатиться на карусели с отгаданными словами составить предложение из 4 слов | Включаются в деятельность, предложенную воспитателем |
II этап Организационный | В: Для этого вам необходимо договориться и найти себе пару и договориться, кто будет во внешнем круге, а кто во внутреннем | Договариваются, кто будет во внешнем круге, кто во внутреннем. Вспоминают правила сотрудничества: дослушивать ответы, в случае необходимости исправлять ошибки, осуществлять переход по хлопку в бубен |
III этап Деятельностный | В: Дети , которые во внутреннем круге возьмите карточку с отгаданными словами, а дети, которые во внешнем круге составляют предложение из этого слова из 4 слов | Дети активно взаимодействуют друг с другом. Дети, стоящие во внутреннем круге проверяют правильность составления предложений , а дети во внешнем круге оставляют предложение |
IV этап Итоговый | В:Золушке понравилось как вы составляли предложение из отгаданных слов | Обсуждают и оценивают свое участие в общей работе |
Динамическая пауза «Шитье платья.»
В. Посмотрите, ребята, Золушка так устала, давайте поможем Золушке закончить платье?
Дети показывают, как они раскраивают ткань по выкройке, вырезают ее, сметывают, строчат на машинке, гладят, вешают готовое платье на вешалку.
В. Мы сшили невидимые платья, но у Золушки золотые руки. Стоит ей до них дотронуться, и платья станут настоящими.
В. А хотелось бы вам сделать для Золушки сюрприз? Давайте, как настоящие модельеры придумаем для нее чудесное бальное платье. А каким оно будет, нам помогут узнать таблица и кубик. Сначала выберем ткань (дети бросают кубик). Выпала цифра 1- это шелк. Из шелка можно сшить прекрасное бальное платье. А какой будет ворот у платья? (дети бросают кубик и устанавливают форму ворота, рукава, определяют украшения.)
Дети описывают платье по алгоритму
В. Превратить наши детали в настоящее платье нам поможет волшебный мешочек. Я положу все карточки в аппарат, а вы закройте глаза и подумайте о чем-нибудь смешном (дети думают, смеются, воспитатель достает красивое платье).
В. Дорогая Золушка, тебе пора на бал. Ребята приготовили тебе сюрприз от всего сердца и расскажут тебе какое платье получилось
Дети описывают платье по алгоритму
З. Ах, как я счастлива, спасибо вам, мои друзья! Какое красивое, нарядное, чудесное платье! Мне нужно поторопиться! До новых встреч!
В. Ребята, вы сегодня были настоящими феями и волшебниками. Ваша дружба и помощь сделали Золушку счастливой. Плохо только, что мачеха и сестры ее обижают. Придумайте, как изменить их вредные характеры.
СОТ «Большой круг» (дети высказываются)
(кормить их вкусной едой, заколдовать на хорошие слова и поступки, дарить им почаще цветы, улыбаться им.)
СОТ «Интервью»
- Понравилось вам путешествие в сказку? Я предлагаю сыграть с игру «Журналисты». Кто будет корреспондентом возьмет интервью?
-Что делали?
-В какую сказку попали?
-Чем помогла Золушке?
7