Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад общеразвивающего вида № 6
Конспект НОД по речевому развитию
обучение грамоте
(подготовительной группе компенсирующей
направленности детей с ОНР)
“Звуки М-МЬ. Буква М”
«Сюрпризы от Маши и Миши»
Учитель – логопед: БоваИ.П.
Ст.Кущёвская
2019г.
Конспект НОД по обучению грамоте
в подготовительной группе компенсирующей направленности по теме: «Звуки М-МЬ. Буква М» «Сюрпризы от Маши и Миши»
Занятие помогает раскрыть потенциал каждого ребенка. Способствует положительному настрою на дальнейшее обучение в школе. Использование разнообразных приемов на данном занятии, дает возможность всесторонне показать уровень речевого развития каждого ребенка. Занятие может быть использовано педагогами, логопедами, дефектологами для детей с ОНР, ФФНР, лексико-грамматическим недоразвитием речи.
Цель:
Закрепление навыков правильного произношения звуков [М], [ М’]. Дифференциация звуков [М], [ М’] в слогах, словах. Знакомство с буквой М.
Задачи:
Коррекционно – образовательные:
- учить детей характеризовать звуки М, МЬ с опорой на различные виды контроля;
- находить заданный звук в словах;
- закрепить связь звукового образа со зрительным (графическим);
- совершенствовать навык фонематического анализа и синтеза;
- закрепить знания о детёнышах домашних животных
Коррекционно – развивающие:
- слуховую память, внимание, восприятие;
- развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику;
- речевое дыхание.
Коррекционно – воспитательные:
- развивать наблюдательность;
- развивать самоконтроль за речью;
- умение работать в тетрадях;
- желание помогать друг другу;
- интерес к играм со звуками.
Виды детской деятельности и приёмы работы:
№ | Виды детской деятельности | Методические приёмы |
| игровая | игровые ситуации упражнение «Радость», масссаж,«картинки – невидимки», дидактическая игра «Скажи наоборот»; игра «Подари картинки», «Кто у кого?, динамическая пауза на дыхание мотивация: «Приглашение в путешествие по волшебной стране звуков и букв » . |
| познавательно - речевая | решение проблемных ситуаций |
| продуктивная | буквенный конструктор ( буква М) , мастерская по изготовлению продуктов детского творчества «дорисуй букву». |
| коммуникативная | ситуативная беседа, вопросы; чтение стихов. |
Место проведения: группа
Количество детей: 6
Материалы и оборудование:
Демонстрационный материал: - герои Маша и Миша;
- сердечки с заданиями;
- предметные картинками, в названии которых есть звуки [М], [ М’];
- листы с буквами М;
Раздаточный материал: - тетради, ручки, карандаши, маркеры 2-х цветов (синий, зелёный).
- «картинки – невидимки» (с изображением буквы М точками.)
Ход:
1. Мотивация.
Звенит колокольчик (логопед даёт звонок для начала НОД).
- Доброе утро дети, я рада видеть вас, сегодня мы с вами продолжим наше путешествие по волшебной стране звуков и букв, познакомимся с новыми звуками и буквой. Вы готовы? - да.
- Проходите и встаньте к своим столам.(дети подходят к стульчикам.)
Создание положительного настроя на занятие.
- Ребята у нас сегодня в гостях Маша и Миша. Мы сможем помочь им встретиться, если выполним задания, которые они предлагают.
- Без труда,… (не вытянешь звука изо рта!)
2. Упражнение «Радость»
- Давайте подарим друг другу улыбки (дети поворачиваются в правую и левую стороны и улыбаются друг другу).
- А теперь поделимся теплом наших сердец (дети пальцами показывают друг другу сердечки).
- И пальчиками сделаем массаж лицу.
3. Массаж лица.Совместное с логопедом выполнение массажа
- Солнышко проснулось, поглаживающие движенья
Лобика коснулось,
Лучиками провело,
И погладило, и погладило.
(На магнитной доске в форме дороги прикреплены сердца от Маши к Мише.На каждом сердце напечатано задание.)
- Наши сердца открывают нам путь к дружбе и знаниям. Предлагаю заглянуть в каждое сердце и узнать, что интересного оно нам приготовило.
4. Характеристика звуков.
Первое задание:Характеристика звука (М) – по схеме
- Какой первый звук слышится в имени Маша Давайте произнесём звук [М] (хором, индивидуально) .
- Что происходит с нашими губами? (Они сначала смыкаются, а потом размыкаются.)
- Что происходит с нашими зубами? (они смыкаются.)
- Где находится язык? (за зубами)
- Да, а воздух выходит свободно?( нет, воздух встречает преграду)
- Что ему мешает? (губы).
- Звук (М) какой?(согласный, твёрдый.)
- каким мы его обозначаем цветом? (синим). ( логопед рисует кружок синего цвета)
-Какой первый звук слышится в слове Миша; у нашего звука (М) есть братец звук (Мь), произнесите звук (Мь)
- как мы его произносим – мягко, значит это звук какой?(согласный, мягкий.)
- каким цветом мы его обозначаем?(зелёным.) ( логопед рисует кружок зелёного цвета)
5.Фонематическое восприятие.
Второе задание: «Скажи наоборот»
- Произнесите слоги так, чтобы звук М превратился в звук МЬ
- МО_МО_МО… (МЁ_МЁ_МЁ)
- МЫ_МЫ_МЫ… (МИ_МИ_МИ)
- МУ_МУ_МУ… (МЮ_МЮ_МЮ)
- МЭ_МЭ_МЭ… (МЕ_МЕ_МЕ)
6. Фонематический слух.
Третье задание: «Подари картинки Маше и Мише»
- Маша и Миша хотят посмотреть, какие вы внимательные. Подарите картинки Маше и Мише.Маше – с твёрдым звуком М (синим карандашом), а Мише – с мягким звуком МЬ (зелёным карандашом). (Дети в тетрадях выполняют задание)
7. Определение количества слогов
Четвёртое задание:
- А теперь под каждой картинкой начертим слоговую схему слова (Дети проговаривают и делят слова и рисуют схемы в тетрадях)
8.Динамическая пауза. Дыхательная гимнастика.
Пятое задание:
- Маша и Миша устали и хотят подвигаться. Вдыхаем носом,а выдыхаем и произносим слог – МА-, -МИ-, ( шёпотом, в полголоса , громко, прерывисто)
9. Знакомство с буквой М. Написание в тетради.
Шестое задание:
- Дети, что мы можем сказать про звуки? (Мы их слышим и произносим.)
- А буквы ? (Пишем.)
- Итак, наш звук [ м ] на письме обозначается буквой М. Вот она.
(Изображение печатной буквы логопед пишет на доске.)
- А теперь давайте напишем эту букву в воздухе.
- Палочка и палочка,
Между ними галочка.
И понятно сразу всем:
Получилась буква М.
- Прочитайте и напишите слово до конца строчки по образцу. Логопед пишет слово на доске , дети читают по слогам (МА МА)
Физкультминутка «Муха».
Муха целый день летает, (махи руками)
Всем она надоедает,
Ночь в квартире настаёт, (присесть, руки вниз)
Она летать перестаёт.
10. Игра «Кто у кого?». Детёныши домашних животных.
Седьмое задание:
- У Маши и Миши есть домашние животные. Помогите детёнышам найти свою маму (Дети проводят линии и рассказывают о каждом животном . У кошки – котёнок и т.д.)
11.Итог, рефлексия
- Молодцы! Ребята, вы сегодня отлично помогли друзьям Маше и Мише.
- Итак, ребята, с какой буквой мы сегодня познакомились? (С буквой М).
- Какой это звук? (согласный)
- А согласный звук бывает каким? (твёрдым и мягким)
- Правильно.А что вам больше понравилось?
- Что интересного запомнилось? (Ответы детей)
- Вы очень хорошо работали, молодцы! - И за то, что вы справились со всеми заданиями я вам хочу подарить волшебные «картинки – невидимки» (с изображением буквы М точками.)
- Дома вы можете соединить точки и увидите, что у вас получится.