Конспект НОД в средней группе «Свойства дерева и металла»
Цель: закрепление знаний детей о качествах и свойствах дерева и металла путём
сравнения.
Задачи:
Обучающие:
Расширять знания детей о предметах, сделанных из разных материалов;
Способствовать обогащению словарного запаса детей новыми словами: лаборатория, лаборант, учёный, микроскоп, лупа.
Развивающие:
Способствовать развитию познавательного интереса в процессе практической деятельности;
Развивать способность сравнивать ( теплее - холоднее, тяжелее - легче, прочный- не прочный).
Воспитывающие:
Создать эмоционально-комфортную обстановку на занятии.
Предварительная работа: рассказ воспитателя о профессии учёного, лаборанта, рассматривание иллюстраций; исследовательская деятельность
Методы и приёмы: словесные (сюрпризный момент, беседа, вопросы), наглядные (рассматривание, обследование), практические.
Материалы, оборудование: стол лаборанта (микроскоп, лупа, разные сосуды), таз с водой
Демонстрационный материал: предметы из дерева (бумага, игрушка, кубик), предметы из металла (гвоздь, кастрюля, машина).
Раздаточный материал: неокрашенные детали деревянного конструктора, металлические ложки, тематические карточки на каждого ребёнка
Ход занятия
Воспитатель: Ребята, посмотрите, к нам сегодня пришли гости. Давайте дружно с ними поздороваемся!
Дети: ответы детей
Воспитатель: Встаньте рядышком друг с другом, словно месяц – полукругом!
Давайте друг другу улыбнёмся и пожелаем всем доброго утра.
Воспитатель: Ребята, сегодня у нас будет необычное занятие. Как вы видите у нас гости. А ещё, попробуйте угадать, где будет проходить наше занятие?
Дети: предположительные ответы детей.
Воспитатель: Дети, мы сегодня с вами отправимся в настоящую лабораторию! Кто-нибудь знает, что такое лаборатория?
Дети: предположительные ответы детей.
Воспитатель: Ребята, в лаборатории работают учёные, которые изучают различные предметы , проводят опыты и делают новые открытия! Вы согласны побывать сегодня в лаборатории?
Дети: ответы детей
Воспитатель: Отлично! Но сначала я вас познакомлю с правилами поведения в лаборатории. Не кричать! Ничего не трогать без разрешения! Ничего не пробовать на вкус! Работать только на своём месте! Соблюдать осторожность! Запомнили?
Дети: ответы детей
Воспитатель: Хорошо, но, чтобы туда попасть, нам с вами надо надеть специальную одежду. Я сегодня буду учёным, и у меня будет белый халат и шапочка. Вы будете моими помощниками-лаборантами, и у вас тоже будут такие шапочки.
Дети надевают шапочки на голову
Воспитатель: Все готовы?
Дети: ответы детей
Воспитатель: Тогда закрываем глазки. Раз, два, три в лабораторию попади!
Дети открывают глаза, перед ними стоит стол лаборанта
Воспитатель: Смотрите, ребята, перед вами стол лаборанта. Давайте подойдём поближе и рассмотрим, что на нём стоит.
Микроскоп – инструмент, для многократного увеличения самых маленьких предметов и организмов.
Лупа - увеличительное стекло.
Разные сосуды для смешивания и проведения опытов.
Различные предметы из разных материалов.
Ребята, давайте пройдём с вами на свои рабочие места, и увидим, что мы сегодня будем изучать.
Дети садятся на свои места. У каждого на столе тарелочки с предметами из дерева и металла.
Воспитатель: Посмотрите, перед вами тарелочки, на них разные предметы. Рассмотрите их внимательно и назовите.
Дети: ответы детей
Воспитатель: Из какого материала у вас предметы?
Дети: ответы детей
Воспитатель: Правильно, из дерева и металла. Если кубик сделан из дерева, значит он какой?
Дети: ответы детей
Воспитатель: Если ложка сделана из металла, значит она какая?
Дети: ответы детей
Воспитатель: Молодцы! Покажите мне деревянный предмет!
А теперь металлический.
Дети показывают сначала предмет из дерева, затем металлический.
Воспитатель: Давайте с вами назовём, какие предметы делают из дерева?
Дети: ответы детей
Воспитатель: А из металла?
Дети: ответы детей
Воспитатель: Правильно! Возьмите теперь в одну руку деревянный предмет, а в другую металлический. Какой из них теплее?
Дети: ответы детей
Воспитатель: Да, правильно, деревянный. Дерево теплее, чем металл. Ребята, если бы вам предложили построить дом и дали на выбор дерево или металл, какой бы вы дом построили?
Дети: ответы детей
Воспитатель: Конечно, лучше выбрать дерево, потому, что дерево теплее, чем металл, и значит, дом из дерева будет теплее.
Воспитатель: А как вы думаете, что прочнее металл или дерево?
Дети: ответы детей
Воспитатель: Давайте проведём еще один опыт. Возьмите каждый деревянную палочку с вашей тарелочки и металлический предмет. Металлом попробуйте провести линию по деревянной палочке. Остался след на палочке?
Дети: ответы детей
Воспитатель: А теперь наоборот, попробуйте деревянной палочкой провести по металлу. Остался след?
Дети: ответы детей
Воспитатель: Значит что прочнее, дерево или металл?
Дети: ответы детей
Воспитатель: Совершенно верно, металл намного прочнее дерева!
Ребята, даже ученым и лаборантам надо отдыхать. Давайте мы с вами разомнемся!
Дети делают Физкультурная Минутка
Раз, два, три, четыре
Мы ученые большие!
Раз - , подтянуться!
Два - согнуться, разогнуться!
Три - в ладоши три хлопка,
Головою три кивка!
На четыре - руки шире!
Пять – руками помахать
Вот и хватит отдыхать!
Воспитатель: Отдохнули?
Дети: ответы детей
Воспитатель: Тогда давайте проведем ещё один опыт в нашей лаборатории и выясним, что легче дерево или металл.
Подойдите к свои рабочим местам и ,возьмите по одному предмету из дерева и металла.
Смотрите, у нас есть тазы с водой. Вода поможет выяснить нам, что же легче, а что тяжелее. Как вы думаете, какой предмет утонет в воде легкий или тяжелый?
Дети: ответы детей
Воспитатель: Совершенно верно. Сейчас каждый из вас проведет опыт и узнает, какой предмет утонет.
Дети проводят опыт
Воспитатель: Ну что, какой предмет у всех утонул?
Дети: ответы детей
Воспитатель: Значит, делаем вывод, что металл …
Дети: ответы детей
Воспитатель: А дерево …..
Дети: ответы детей
Воспитатель: Молодцы лаборанты! Все правильно металл тяжелее, чем дерево, а дерево легче, чем металл!!!
Воспитатель: Проходите на свои рабочие места.
А сейчас для закрепления нашего занятия у вас на столах лежат листочки с изображением разных предметов. Возьмите карандаши зеленого и коричневого цвета. Деревянные предметы раскрасьте зеленым карандашом, а металлические - коричневым.
Дети раскрашивают предметы
Воспитатель: Ребята, давайте вспомним, где мы с вами сегодня были?
Дети: ответы детей
Воспитатель: Кем я была?
Дети: ответы детей
Воспитатель: А вы?
Дети: ответы детей
Воспитатель: А что мы сегодня сравнивали?
Дети: ответы детей
Воспитатель: Молодцы! Вам понравилось проводить опыты?
Дети: ответы детей
Воспитатель: И мне очень понравилось с вами работать. Вы мне очень помогли. Мы обязательно ещё вернемся в лабораторию.
На этом наше занятие законченно.