СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект обобщающего урока по теме "Односоставные предложения"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект обобщающего урока по теме "Односоставные предложения"»

Обобщающий урок по теме «Односоставные предложения»



учитель русского языка и литературы

Ефимова Е.В.

Характеристика урока

Цель урока:.

  1. Обобщить и углубить знания об односоставных предложениях, закрепить умения различать виды односоставных предложений, совершенствовать умения видеть их в контексте и выделять пунктуационно, использовать в связной речи.

  2. Развивать познавательные, творческие, исследовательские способности, внимание, речь, логическое мышление, развивать умение сравнивать и делать выводы, строить рассуждение на лингвистическую тему.

  3. Воспитывать речевую культуру через обращение к поэтическим текстам художников слова, любовь к природе, интерес к изучению русского языка и литературы.

Результаты освоения учебного материала урока.

Предметными результатами изучения курса «Русский язык» является сформированность следующих умений:

  • распознавание односоставных предложений в тексте;

  • классификация односоставных предложений по их значению и структурным особенностям;

  • построение речевых высказываний с употреблением односоставных предложений разного вида.

Личностные УУД:

  • испытывать гордость за богатство и выразительность русского языка;

  • уметь видеть прекрасное в природе, языке, художественном творчестве;

  • осознавать роль односоставных предложений в устной и письменной речи;

  • эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

  • понимать эмоции других людей, сопереживать;

  • обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей.

Средством достижения этих результатов служат тексты различных стилей речи, фольклорный материал.

Регулятивные УУД:

  • самостоятельно работать с материалом, планировать свою работу, корректировать и оценивать;

  • владеть приёмами языкового анализа и синтеза, сравнения, обобщения, классификации.

  • работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

Средством формирования регулятивных УУД служит проблемно-диалогическая технология и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД;

  • находить ответы на вопросы;

  • делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

  • преобразовывать информацию из одной формы в другую:

Средством формирования познавательных УУД служат художественные тексты и тексты учебников, их методический аппарат, обеспечивающий формирование функциональной грамотности.

Коммуникативные УУД:

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме;

  • выразительно читать и пересказывать текст;

  • учиться работать в паре, группе;

  • умение слушать товарищей, принимать коллективное решение.

Средством формирования коммуникативных УУД служит технология сотрудничества и организация работы в парах.

Тип урока - урок совершенствования знаний, умений и навыков. Урок предшествует контрольному уроку, уроку целевого применения усвоенного.

Вид урока – комбинированный урок, интегрированный (русский язык и литература).


Оборудование: сигнальные карточки «да» и «нет», лабораторные листы, индивидуальные карточки, текст для анализа, карты самооценки, компьютерная презентация.



Ход урока



1. Организационный момент.

  • На английском это звучит: «Good morning!». По-немецки скажут так: «Guten Tag!». Французы сказали бы: «Bon jours!». А японцы: «Каннитива!». А как это будет звучать на русском языке? (Здравствуйте!)

  • Итак, мы сказали друг другу «Здравствуйте!» Много это или мало? Приветствие в жизни человека обладает особой значимостью, поэтому и солнца прибавляется в мире и радостней становится жизнь. А главное – это доброе начало нашего урока. Садитесь.

2. Целеполагание. Постановка учебных задач урока.

- Запишите в тетрадь приветствие, которое прозвучало в начале урока.

- Что записано вами? (Предложение)

- Охарактеризуйте это предложение.

(Это односоставное предложение, так как грамматическая основа состоит из сказуемого в форме глагола второго лица, поэтому это предложение определенно-личное)

- Предположите, какова цель нашего урока.

- Сегодня мы вспомним, чем отличаются односоставные предложения от двусоставных, закрепим типы односоставных предложений по смысловым и грамматическим признакам, увидим как «работают» односоставные предложения в художественном тексте, будем учиться употреблять их в собственной речи.

3. Актуализация знаний

- Раздел науки, изучающий строение словосочетания и предложения, …(синтаксис).

- Главный член предложения, отвечающий на вопрос «что есть такое подлежащее?» - (сказуемое).

- Предложение, в котором нет второстепенного члена предложения (нераспространённое)

- В двусоставном предложении грамматическая основа состоит из … (подлежащего и сказуемого)

- Предложение «Люблю грозу в начале мая» по составу грамматической основы…(односоставное)

- На какие группы делятся предложения по наличию в них главных членов?

- Как вы их различаете?

- Вспомним, какие виды односоставных предложений существуют, каковы их признаки.

ЗАДАНИЕ 1 «Вопросы на засыпку». Определите вид односоставного предложения по следующим приметам, которые дают известные учёные. Грамотно запишите в тетрадь.

1.Ломоносов так сказал об этих предложениях: «Умолчание местоимений личных перед спрягаемым глаголом к украшению и важности служит». Например: Люблю тебя, Петра творенье!

/Определённо-личные/

2. По мнению Пешковского, внимание в этих предложениях сосредоточено на действии, действующее лицо намеренно устранено, представляется как неизвестное, неопределённое. Например: Ведут ко мне коня.

/Неопределённо-личные/

4. Л.Н.Толстой об одном из стихотворений А.А.Фета писал:

«В нем нет ни одного глагола. Каждое выражение ─ картина».

Какие односоставные предложения предпочитал употреблять в своей поэзии

Например: Шепот, робкое дыханье,

Трели соловья,

Серебро и колыханье

Сонного ручья.

/Назывные/

5.По мнению лингвиста Скобликовой, действие в этих предложениях происходит само по себе, без действующего лица. Например: Подморозило.

/Безличные/

ЗАДАНИЕ 2 . Предлагаю вашему вниманию так называемые «тонкие вопросы». Отвечая на них, вы поднимаете сигнальную карточку «ДА» или «НЕТ».

«Тонкие вопросы»

  1. Определенно-личные предложения – это односоставные предложения? (ДА)

  2. Определённо-личные предложения – это односоставные предложения с одним главным членом, совпадающим по выражению со сказуемым? (ДА)

  3. Можно ли в неопределенно-личном предложении восстановить подлежащее? (ДА)

  4. Могут ли быть в них подлежащими местоимения 1, 2-го лица? (НЕТ)

  5. Изменяются ли безличные глаголы по лицам и числам? (НЕТ)

  6. Связаны ли понятия: безличные глаголы и безличные предложения? (ДА)

  7. Можно ли восстановить подлежащее в безличном предложении? (НЕТ)

  8. Согласны ли вы, что назывные предложения имеют только один главный член предложения, по форме напоминающий подлежащее? (ДА)

  9. Может ли назывное предложение быть распространенным? (ДА)

  10. Назывные предложения – это двусоставные предложения? (НЕТ)



ЗАДАНИЕ 3. Работа по теме урока. А сейчас определим соответствие главных членов виду односоставных предложений. 

- Итак, мы назвали все виды односоставных предложений, их признаки. Посмотрим, научились ли вы отличать эти предложения друг от друга.

(Интерактивный тренажёр).

- На экране будут появляться предложения. Ваша задача: определить вид каждого из них и в тетрадь сокращенно записать Б/Л, О/Л, Н/Л, ОБ/Л, Н.

  1. С утра морозит.

  2. В избе жарко натопили.

  3. Приготовьтесь к уроку.

  4. Бездонную бочку водой не наполнишь.

  5. Иду по дороге.

  6. Мне легко дышится.

  7. Морозное утро.

  8. Дерево зажгло грозою.

  9. У тебя нет книги?

  10. Дни поздней осени бранят обыкновенно…



Проверка графического диктанта:

  1. С утра морозит. б/л

  2. В избе жарко натопили. н/л

  3. Приготовьтесь к уроку. о/л

  4. Бездонную бочку водой не наполнишь. об/л

  5. Иду по дороге. о/л

  6. Мне легко дышится. б/л

  7. Морозное утро. н

  8. Дерево зажгло грозою. б/л

  9. У тебя нет книги? б/л

Дни поздней осени бранят обыкновенно… н/л

Интерактивное упражнение «Закончить пословицу».

  1. От добра….

  1. Сам погибай…

  2. Сделал дело…

  3. Любишь кататься….

  4. Что посеешь…

  5. За двумя зайцами погонишься…

  6. Не имей сто рублей…

- Какие предложения у вас получились? (объяснение учащихся)

- Помните, ребята, что в пословицах и поговорках заключается мудрость народа, и они в какой-то мере могут служить своеобразными правилами поведения человека.

Физминутка.

Положите руки на парты, поднимите правую руку, а теперь левую, хлопните в ладоши. Положите руки на парту. Посмотрите на соседа по парте, улыбнитесь, а теперь посмотрите в другую сторону и тоже улыбнитесь. Выпрямите спинки, приподнимите подбородочки. Не поворачивая головы, посмотрите на окно, на дверь, на потолок, и еще раз: окно, двери, потолок. Закройте глаза. Положите головы на руки, досчитайте до десяти и приготовьтесь к следующей работе.

- Какие предложения по цели высказывания я использовала? (Побудительные)

А какими они были по структуре? (Односоставные, определённо-личные, сказуемые выражены глаголом в повелительном наклонении).

Маленькая разминка. 1.Переделать двусоставные предложения в односоставные.

Мороз усиливается. – Морозит.  
Наступает вечер. – Вечереет.
С утра мы хорошо работали. – 

ЗАДАНИ 4. Усвоение нового материала

Составление кластера

Коллективно проверяем выполненное задание и продолжаем дальше работать над усвоением нового материала. Считаю, что развивать у учащихся ассоциативное мышление очень важно и особенно полезно при знакомстве с новой темой. Выяснив, какие ассоциации возникают у восьмиклассников в связи с терминами «односоставное» и «двусоставное»  предложение, мы начинаем на их основе составлять кластер.





ЗАДАНИЕ 5. Самостоятельная работа по индивидуальным карточкам.



Карточка 1

Задание. Запиши предложения, вставляя пропущенные буквы, выдели в них грамматическую основу, определи тип.

Ради розы терп ...т и шипы.

Под музыку осе(н,нн)его дождя иду во тьме.





Карточка 1

Задание. Запиши предложения, вставляя пропущенные буквы, выдели в них грамматическую основу, определи тип.

Т... пло на солнышке.

Бр... жу по набережной снов....








Карточка 1

Задание. Запиши предложения, вставляя пропущенные буквы, выдели в них грамматическую основу, определи тип.

Соловьи.

И вот в лицо п...хнуло земляникой, смолистым детством, новгородским днём.



Проверка самостоятельной работы.

Ради розы терпят и шипы. (Обобщённо-личное.)

Под музыку осеннего дождя иду во тьме. (Определённо-личное.)

Тепло на солнышке. (Безличное.)

Брожу по набережной снова. (Определённо-личное.)

Соловьи. (Назывное./)

И вот в лицо пахнуло земляникой, смолистым детством, новгородским днём. (Безличное.)

ЗАДАНИЕ 6. Роль односоставных предложений в речи (рассуждение обучающихся на лингвистическую тему).

- Итак, мы с вами вспомнили виды односоставных предложений, продолжили учиться отличать их друг от друга, а теперь обратим внимание на особенности употребления односоставных предложений в речи.

Презентация «Употребление односоставных предложений в речи»

- Как вы думаете, односоставные предложения часто встречаются? Послушайте, пожалуйста, образцы художественных поэтических текстов и сделайте свои выводы. (Чтение учителем под музыку образцов художественных поэтических текстов русских поэтов).

Группа №1

1).Не спится, няня: здесь так душно! (А.С. Пушкин)

2). В небесах торжественно и чудно!

Спит земля в сиянье голубом…

Что же мне так больно и так трудно?

Жду ль чего? Жалею ли о чём? (М.Ю. Лермонтов)

3). К кому-то принесли от мастера ларец. ( И.А. Крылов)

Группа №2

1). Шёпот, робкое дыханье,

Трели соловья.

Серебро и колыханье

Сонного ручья. (А.А. Фет)

3). Утро туманное, утро седое,

Нивы печальные, снегом покрытые.

Нехотя вспомнишь и время былое,

Вспомнишь и лица, давно позабытые. (И.С. Тургенев)

Группа №3

 1). Еду. Тихо. Слышны звоны                       

Под копытом на снегу,                              

Только серые вороны

Расшумелись на лугу. (С.А. Есенин)

2). Нет любви ни к деревне, ни к городу,

Как же смог я её донести?

Брошу всё. Отпущу себе бороду

И бродягой пойду по Руси. (С.А. Есенин)

3). Мой друг, Отчизне посвятим души прекрасные порывы! ( А.С.Пушкин)



- Бесспорно, ребята, односоставные предложения играют важную роль в русском языке. Они отличаются особой красотой, удивительной эмоциональностью, выразительностью, экспрессивностью. Мы убедились, что писатели и поэты активно используют такие предложения в своих произведениях.

ЗАДАНИЕ 7. Закрепление материала

ЗАДАНИЯ ПО ГРУППАМ

Уровень I

Найдите и подчеркните главные члены предложения. Отметьте односоставные предложения. (С одним главным членом – подлежащим или сказуемым.)

Подъемы. Спуски. Мелколесье. Елочки. Сосны. Иногда под ногами скользкий лед. Шагаю возле зарядного ящика номер четыре. Мне трудно идти. Я устал. Приводят лошадей. Цепляем свои пушки к передкам и уходим длинной процессией во тьму. (В. Катаев.)


Уровень II

Продолжите фразы:

1. Определенно-личными называются односоставные предложения, в которых _______________________________________________________________ 
2. Назывные предложения – это такие предложения, в которых _________________________________________________________________________ 
3. В определенно-личных предложениях главный член выражен __________________________________________________________________________ 
4. В неопределенно-личных предложениях главный член выражен __________________________________________________________________

5. Безличные предложения – это такие предложения, в которых

__________________________________________________________________


Уровень III

Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки, расставьте недостающие знаки препинания. Определите тип предложения по строению грамматической основы.

По выучке….  маст…ра  знают. В…дой солнца (не)пог…сить. Думай хорошо и мысли созр…вают в добрые поступки. Доброму ч…ловеку бывает стыдно даже перед с…бакой.


10. Подведение итогов урока. Рефлексия.

11. Домашнее задание. Повторить теоретический материал об односоставных предложениях, найти и выписать из газет, из художественных произведений односоставные предложения (по 3 предложения каждого типа.)