Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Гелинбатанская средняя общеобразовательная школа»
Конспект урока
Класс: 3
Предмет: русский язык
Тема: «Окончания имен прилагательных»
Учитель: Абдуллаева Наргиле Шамсутдиновна
Тема: «Окончания имен прилагательных»
Цель урока: формирование умения писать безударные падежные окончания имен прилагательных в единственном числе.
Задачи:
Формировать предметные УУД
- обобщить знания об имени прилагательном как части речи;
- познакомить со склонением имен прилагательных в единственном числе;
- разработать памятку «Как проверить безударные окончания имен прилагательных»;
- отрабатывать навык проверки безударных окончаний имен прилагательных в единственном числе;
-содействовать развитию связной речи учащихся;
Метапредметные УУД
РегулятивныеУУД
– самостоятельно формулировать тему и цели урока;
-выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению;
-планирование работы в группе;
-контролирование затраченного времени на задание;
- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять успешность своей деятельности и работы других;
Познавательные УУД
- осуществлять анализ и синтез;
- строить рассуждения;
- пользоваться словарями, справочниками
Коммуникативные УУД
- принимать различные точки зрения, договариваться, находить общее решение;
- умение организовывать и поддерживать диалог;
Личностные
- формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию;
- формирование мотивации к обучению и познанию;
- формирование уважительного отношения к иному мнению;
Ход урока:
1. Орг момент.
Словарная работа: орех, багаж, лопата, агроном, чувство, народ, автомобиль, яблоко.
- Какое словарное слово еще спряталось? (облачная)
-Что можете сказать о слове?
- Вспомните, какие окончания имеют имена прилагательные в ж.р.? м.р.? ср.р.?
- Какова тема урока? Какую поставим цель?
2. Актуализация знаний.
- Составить словосочетание со словом облачный.
1 группа – в м.роде, ед. ч.; 2 группа – в ср.роде, ед. ч.; 3 группа – в ж.роде, ед. ч.
- Просклоняйте словосочетания: 1 группа – облачный день; 2 группа – облачное утро; 3 группа – облачная погода
- В именах прилагательных поставьте ударение.
- Сравните окончания имен прилагательных в м. и ср. роде.
- Сравните окончания имен прилагательных в ж. роде.
- Обратите внимание на окончания имен прилагательных в родительном падеже м. и ср. рода. Как произносится? А как пишется?
- Назовите окончание в Р.п. м.р, Д.п. ж.р, Д.п. м.р, Т.п. ср.р, П.п. м.р, В.п. ж.р, Т.п. ж.р.
3. Открытие нового.
- Обратите внимание на окончания имён прилагательных. Они ударные или безударные?
- Объясните, почему написали именно такие окончания?
- Так, что нужно делать, чтобы правильно написать безударные окончания прилагательных?
-Что мы можем составить себе в помощь?
- Сейчас вам предстоит создать мини – проект составить памятку «Как проверить безударные окончания имен прилагательных».
По какому плану мы будем работать:
План:
1. Вспомнить, что такое имя прилагательное.
2. Обсудить памятку в группе.
3. Оформить результат.
4. Защитить памятку.
- Защита памяток.
- Что можете сказать о работе групп?
- Теперь можете пользоваться этой памяткой на уроках и дома.
4. Физкульминутка.
Вновь у нас физкультминутка,
Наклонились, ну-ка, ну-ка!
Распрямились, потянулись,
А теперь назад прогнулись. (Наклоны вперёд и назад.)
Разминаем руки, плечи,
Чтоб сидеть нам было легче,
Чтоб писать, читать, считать
И совсем не уставать. (Рывки руками перед грудью.)
Голова устала тоже.
Так давайте ей поможем!
Вправо-влево, раз и два.
Думай, думай, голова. (Вращение головой.)
Хоть зарядка коротка,
Отдохнули мы слегка. (Дети садятся за парты.)
5. Первичное закрепление.
- Ребята, у вас на столах лежит текст. Прочитайте его.
Весенн… утром на ясн… небе появляются и медленно плывут облака. С высоты льётся звонк… песня жаворонка. От зимн… спячки просыпаются звери и насекомые. В прозрачн… воздухе пахнет ранн… весной. Над озером поднимается лёгк… туман. Он исчезает в лучах ярк… солнца. Легко дышится на весен… воздухе.
- К какому типу текста относится? Определите тему.
- Какова главная мысль. Озаглавьте текст.
- Чтобы сохранить красоту природы, что вы можете для этого сделать?
- Прочитайте 5 предложение. К слову лёгкий подберите синонимы.
- Куда можно обратиться, если затрудняетесь в подборе синонимов?
- Возьмите словари синонимов и найдите.
- Прочитайте последнее предложение.
- А какой синоним подойдет к слову легко в этом предложении?
- Нам надо быть очень внимательными при употреблении слов в своей речи.
- А сейчас, выпишите словосочетания с именами существительными
1 группа – ж. рода (звонкая песня – И.п., от зимней спячки – Р. п., ранней весной – Т. п.)
2 группа – м. рода (в прозрачном воздухе – П, п., лёгкий туман – И. п., на весеннем воздухе – П. п.)
3 группа – ср. рода (весенним утром – Т. п., на ясном небе – П. п., яркого солнца – Р. п.)
- У имен прилагательных определить падеж, окончания выделить.
- Проверка.
- Как узнали, какое окончание надо писать у имен прилагательных? Что вам в этом помогало?
6. Самостоятельная работа с самопроверкой.
Стр. 57 упр. 97 – выполняют по группам
7. Включение нового знания в систему знаний и повторение.
- Сейчас я вам предлагаю выполнить тест:
Тест.
1. Имя прилагательное – это…
А) часть слова Б) член предложения В) часть речи
2. Что обозначает имя прилагательное?
А) предмет Б) признак предмета В) действие предмета
3. С какой часть речи связано имя прилагательное в предложении?
А) с именем существительным Б) глаголом В) именем прилагательным
4. Как определить род и падеж имени прилагательного?
А) по вопросу Б) по имени существительному В) по окончанию
5. Как определить безударное окончание имени прилагательного?
А) по имени существительному Б) по окончанию В) по вопросу
- Кто справился с тестом – молодцы, а у кого еще есть ошибки, продолжим работу на следующих уроках.
8.Рефлексия
- Чему учились на уроке?
- Что мы составили в помощь для написания окончаний имен прилагательных?
- Закончите предложения.
1. Я узнал …
2. Я понимаю …
3. Я научился …
4. Мне трудно …