Конспект ООД «Мой любимый Белебей»
Цель: обобщить знания детей о малой родине.
Задачи:
Коррекционно - образовательные:
- познакомить детей с природными памятниками родного края (гора Долгая, речка Белебейка, Гремучий ключ, Бунинский лес), дать начальные сведения о них;
-учить детей рассказывать о достопримечательностях родного края;
-формировать экологическую культуру, желание сохранить свой город и природу родного края
Коррекционно развивающие:
-развивать любознательность и стремление изучать природу родного края;
-развитие внимания, памяти, логического мышления, речи, коммуникативных навыков;
-вызывать желание делиться впечатлениями о своем городе, природе родного края.
Коррекционно воспитательные:
-воспитывать нравственно-патриотические чувства, бережное и заботливое отношение, любовь к своей малой Родине;
-воспитывать интерес и желание узнавать больше о своем родном городе, природе родного края;
- воспитывать чувство гордости и сопричастности к природным достопримечательностям родного края
Материалы к занятию:
Презентация, видео- ролики, макеты: Гремучего ключа, Бунинского леса, елей; дидактические игры «Составь картинку», «Узнай по тени», «Назови ласково», «Что можно- что нельзя»
Методические приемы:
беседа, демонстрация слайдов, чтение стихов, загадки, рассказы детей, дидактические игры
Предварительная работа:
-рассматривание фотоальбома «Мой город», беседа о родном городе, о природе родного края;
просмотр слайдов и видеофильма о городе;
дидактические игры: «Путешествие по городу», «Разрезные картинки», отгадывание загадок, чтение художественной литературы,
просмотр фотографий «Моя Республика Башкортостан»;
составление творческих рассказов и описаний достопримечательностей города;
чтение стихотворений о Родине; фотовыставка «Любимые места в моем городе»;
прогулки по городу
Организационно – мотивационный этап.
«Доброе утро» (Дети стоят в кругу.)
Воспитатель:
Доброе утро улыбчивым лицам!
Доброе утро солнцу и птицам!
Пусть каждый становится добрым, доверчивым.
Пусть доброе утро продлится до вечера!
- Здравствуйте! Сегодня на улице пасмурно и сыро, а в нашей группе светло и весело! А весело от наших светлых улыбок, ведь каждая улыбка - это маленькое солнышко, от которой становится тепло и хорошо. Поэтому я предлагаю вам чаще улыбаться друг другу и дарить окружающим хорошее настроение!
-Давайте улыбнёмся друг другу и начнём нашу встречу.
Игра-разминка «Я начну, а ты продолжи»
Мы живём в городе ... (Белебей).
Жителей города зовут ... (белебеевцы).
Наш детский сад находится на улице ...(Войкова…)
В городе есть детские сады, ... (школы, магазины, аптеки, библиотеки, памятники, Дом культуры, ЦНК «Урал-Батыр»).
На улицах города растут: берёзы, … (яблони, тополя).
Мы очень любим свой родной ... (город).
И хотим, чтобы он был красивым, …. (уютным, чистым).
Воспитатель: Ребята, наш русский язык очень богат и разнообразен красивыми словами. Какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите слово «родная»? Вспомните, кого или что мы можем назвать «родным»? (Родная мама, родной папа, родной брат)
Содержательно- деятельностный этап:
Воспитатель: Можно ли сказать про город, что он «родной город»? Почему? (это место, где мы родились; это место, где все дорого; это место, где все родное)- это наша малая родина.
Сегодня я предлагаю вспомнить места, которые стали для нас родными, ну и познакомиться с новыми.
Вы, ребята, со своими родителями провели большую работу по исследованию данных мест. И сегодня я вам предлагаю побывать в роли экскурсоводов и поведать нам интересные факты.
Воспитатель: Посмотрите внимательно на экран, что вы видите?
(3 слайда города Белебей) Мы с вами живём в этом красивом, старинном городе. Откуда же «родом» певучее название нашего города – Белебей?
По одной из версий: город расположен на реке Белебейка. Семья Златы побывала на месте, где протекает эта речка. И вот, о чём они узнали, Лера поведала своей подруге …..
Анна: Лера мне рассказала, что Белебейка - это небольшая речка, которая протекает в нашем городе. Её длина- всего 10 километров. Это, примерно, как от Белебея до Аксаково. Начинается речка за городом, в лесу. Протекает под горой Долгой и впадает в более большую реку Усень. Сегодня речка Белебейка- это очень маленькая речка, а в старину её берега были покрыты лесами и растительностью. И была она большой, как на рисунке Леры.
Воспитатель: А Лерин рисунок нам поможет поиграть в игру
«Назови ласково».
-Какие ассоциации вам приходят со словом «река» (берег- бережок, вода- водичка, рыба, песок, камни, лодка, мост, галька, рыбалка и т.д.)
2. Воспитатель: Как мы узнали из рассказа Леры, речка Белебейка протекает под горой Долгая. Семья Ролана приготовили для вас свой рассказ о горе Долгой.
Показ видео.
Воспитатель: Ролан, расскажи, что вы узнали о горе Долгая
(рассказ в сопровождении видеосюжета)
Ролан: Наш город находится на Белебеевской возвышенности. С севера к нашему городу подступает гора, которую в старину называли Караул- Тюбе. А в наше время – это гора Долгая. На ней расположена телевышка и большой лес. Речка Белебейка отделяет наш город от горы Долгой. А за речкой сразу начинаются дома. А с горы, как на ладошке виден весь наш город.
Мы с мамой приготовили макет этой горы (показ)
Воспитатель: На горе Долгой расположен густой лес, где растут различные деревья. А какое дерево не растёт на нашей горе, вы должны определить игрой
«Найди лишнее дерево»
(берёза, сосна, пальма, рябина, клён, ель- на экране).
3. Воспитатель: Растут на нашей горе сосны, берёзы и ели. А ели растут не только на горе, их много и в городе. Предлагаю вам посмотреть следующий сюжет, подготовленный Анжеликой
(видео - сюжет «Ели нашего города»)
Воспитатель: Анжелика с мамой тоже приготовили макет (показ)
Воспитатель: А теперь мне хочется узнать, правильно ли вы запомнили места, где растут наши ели.
Командная игра «Составь картинку»
(Пионерская, Центральная площади, улица Амирова)
- Проверим, как справились наши команды…
4. Включается запись «Пение птиц в лесу»
Воспитатель: Где так звонко и радостно могут петь птицы? (в лесу)
Сейчас мы попадём в лес, лес необычный- Бунинский. И расскажет о нём Максим.
Максим: Моя мама рассказала о происхождении названия этого леса. Он находится на Мартыновской горе (слайд). А название леса пошло от фамилии помещика Бунина, который владел всеми этими землями. Он был строгий барин, но дети его любили, потому что он угощал их сладостями. Мы с мамой приготовили макет Бунинского леса (показывает)
Воспитатель: Спасибо тебе, Максим, за твой рассказ. Я его чуть-чуть дополню…
А в настоящее время в Бунинском лесу расположены: Святой источник (слайд), сосновый бор с многолетними деревьями. В этом бору находится одна из самых старых и больших – Сосна- матка (слайд). Если встать по кругу вокруг дерева, понадобится около 10 человек, чтобы обхватить эту сосну. Живут в лесу дикие животные (слайд) и растут редкие растения (слайд)- назвать.
Воспитатель: Ребята, вы запомнили, какие животные были у нас на экране? Давайте узнаем их по тени
Игра «Узнай по тени»
Назовите, какие ещё животные живут в наших лесах?
5. Воспитатель: Под Мартыновской горой расположена ещё достопримечательность нашей природы. А какая, узнаете из загадки:
(включается звук родника)
Кто напоит нас с тобой
Чистой ключевой водой?
Он из-под земли возник.
Весело журчит... (Родник)
Воспитатель: А наш родник – необычный. Он называется «Гремучий ключ». Что это за родник и почему он так называется, расскажет София.
София: (в сопровождении слайдов) В овраге под горой с весёлым шумом выбиваются 9 родников, а раньше их было 12. Журчание родников эхом раздаётся по всему лесу, поэтому и назвали это место «Гремучий ключ». Вода в нём всегда холодная, мягкая и приятная на вкус. Люди приезжают сюда за водой круглый год. Приезжали и мы с родителями, а потом приготовили макет (показ)
Воспитатель: Ребята, из рассказа Софии вы слышали, что родников в старину было 12, а теперь осталось только 9. А три, получается, погибли?
Сможем ли мы сохранить нашу природу, зависит от нас. Давайте проверим, знаем мы правила поведения на природе?
Игра «Что нельзя - что можно»
(выбрать картинки, как нельзя вести себя в природе и картинки, которые помогут сохранить природу)
Воспитатель: Наша встреча подошла к концу, я уверена, что каждый из вас полюбил наш родной край еще больше. Вы многое узнали.
Что вы расскажете сегодня родителям о нашей встрече? Какое знаменитое место вам особенно запомнилось и почему? (Ответы детей).
Слайд «Белебей с птичьего полёта»
Вот он, наш прекрасный город Белебей!
Давайте скажем о нашем городе добрые слова: «Мой город, какой?...» (Красивый, старинный, чистый, с красивой природой, великолепный, уникальный, неповторимый, полный разнообразных красок.)
Ребенок: Белебей – это радуги краски!
Белебей – это море цветов!
Как люблю тебя, город из сказки,
Город мира, стиха, мастеров (Д. Мичурин.)
III.Оценочно- рефлексивный этап:
За нашу любовь и заботу природа одаривает нас своим теплом и красотой, даёт силы и здоровье, дарит хорошее настроение. А сейчас, я предлагаю испить целебного чая из душистых трав, собранных в наших белебеевских лесах, и отведать башкирского угощения чак – чак.