Конспект занятия по патриотическому воспитанию в старшей группе
«Наша Родина - Россия»
Цель: Продолжать закреплять знания детей о названии родного города, знакомить с его достопримечательностями. Развивать интерес к малой родине. Воспитывать уважение и любовь к достопримечательностям, культуре, традициям родного края.
Задачи:
Образовательная:
Углубить и систематизировать знания детей о родном городе, учить внимательно слушать рассказ воспитателя, давать полные ответы на вопросы воспитателя;
Формировать у детей целостное восприятие окружающего мира;
Приобщать к истокам познания истории родного города.
Развивающая:
Способствовать развитию любознательности, внимания, мышления, воображения;
Развивать речь детей, обогащать их словарь;
Развивать творческое воображение и эстетическое восприятие окружающего мира.
Воспитательная:
Воспитывать патриотические чувства, любовь к родному городу, гордость за него.
Ход занятия:
Воспитатель:
Ребята, а вы знаете, что есть очень хорошая традиция всем с утра дарить свои улыбки и желать здоровья. Давайте мы так и сделаем и поприветствуем друг друга:
Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, матушка-Земля!
Здравствуй, ты и здравствуй я!
Воспитатель: я предлагаю вам присесть на стульчики и послушать сказку:
(показать Журавлика)
Журавлик родился на берегу большого озера. Подрос, полюбил родную землю. Но наступила зима. Журавлик с другими журавлями полетел на далекий юг. Там вечное лето, яркое солнце. В лесах зеленые, синие попугаи поют. А наш журавлик прилетел, посмотрел на все и загрустил. Ничего его не радует - ни пение птиц, ни приветливое солнышко. Вот однажды подлетел к журавлику попугай и спросил:
-Почему грустишь? Гнездо не строишь, журавлят не выводишь?
Молчит журавлик, ничего не отвечает, только на небо смотрит, прислушивается к чему-то. И вдруг услышал:
-Пора в дорогу!
Взмахнул крыльями журавлик.
- Куда ты летишь? - удивился попугай.
- Там же холодно. Поживешь несколько месяцев и опять к нам вернешься. И что же там хорошего?
- А хорошее то, что я там родился, - ответил журавлик. Там моя родина. А без Родины жизнь - не жизнь.
Сказал и полетел догонять товарищей.
(беседа с детьми по содержанию)
-Понравилась вам сказка? (Да)
- Где родился журавлик? (На берегу большого озера)
-Куда полетел журавлик, когда наступала зима? (На юг, в теплые края)
-Почему журавлик грустил в теплых краях?
-Как вы поняли слова журавлика «Без Родины жизнь - не жизнь»? (грустишь, скучаешь по родине)
А что же такое Родина? (Ответы детей.)
Ответы детей:
- Родина – это страна, в которой мы родились и живём.
- Родина, это земля, на которой жили, трудились наши прабабушки, прадедушки.
- Родина – это место, где живут близкие и дорогие нам люди: мама, папа, бабушка, дедушка.
-Это место, где стоит наш детский сад.
-Это место, по которому люди скучают, находясь в далёком краю, на чужой стороне.
Воспитатель: я предлагаю вам поговорить о нашей Родине, но перед этим, послушайте внимательно загадку и отгадайте, о чем говорится в ней?
Шар земной передо мной
Не такой он уж большой.
Я его верчу рукой.
Сразу край нашла лесной.
Рядом с ниточкой рекой.
Точка - город мой родной. (Глобус)
Воспитатель: правильно, ребята. Это глобус, модель планеты Земля.
Какая она удивительная. На ее поверхности плещутся моря и океаны, текут реки, расстилаются широкие равнины, шумят зеленые леса, поднимаются высокие горы. Мы с вами живем в самой прекрасной стране на планете Земля. Ребята, а вы знаете, как называется наша страна? (Россия)
Воспитатель: правильно, наша страна называется - Россия.
Страна Россия славится своей красивой природой, в которой живут замечательные люди. Ни одна страна в мире не имеет такой огромной территории, как Россия.
Воспитатель: Кто из вас может показать территорию России на глобусе?
(Ребенок показывает).
Воспитатель: Россия - самая большая страна в мире. Когда на одном конце нашей страны люди ложатся спать, на другом конце начинается утро, на одном конце нашей страны может идти снег, а на другом - припекать солнце.
Давайте поиграем в игру.
Игра: «Кто в какой стране живет?»
Наша страна Россия, а мы живущие в России - россияне.
В Италии -
В Испании -
В Америке -
Во Франции -
В Китае -
В Японии -
Молодцы, как много стран и жителей вы назвали.
Воспитатель: Ребята, что это? (показывает флаг России)
Воспитатель: правильно, а ответьте на такой вопрос, какую страну символизирует этот флаг? (Россию) Какого же он цвета? (Ответы детей)
- Действительно в нашей стране много белого цвета – конечно же, это белые облака, снега. Это цвет доброты и мира.
- А синий цвет? Это голубое небо, реки и озера.
- А что же тогда означает красный цвет? - Красный – это наша с вами отвага, храбрость, сила, воля к победе, любовь к своей Родине.
Воспитатель: предлагаю вам поиграть в игру «Собери флаг России»
(дети под музыку, по команде воспитателя собирают флаг)
Воспитатель подводит детей к доске
Воспитатель: А что же лежит в этом конверте? (открывает и достает иллюстрацию герба России.) Это, ребята, герб России.
Да. У нас красивый ГЕРБ, на нём изображён необычный, а двуглавый орёл. Орёл символ солнца и небесной силы, бессмертия. А двуглавый он потому, что солнце восходит на востоке, а садится на западе, поэтому одна голова повернута на восток, а другая на запад. Внутри герба, на груди орла, расположен щит, на щите всадник на коне. Это Георгий Победоносец (святой, который считается защитником добра на земле, отечества) он пронзает копьём дракона. Дракон – это зло, которое есть на земле.
Обратите внимание, какого цвета конь (белого), плащ у всадника (синего), сам щит (красного) – что напоминают вам эти цвета (цвета флага)
(дети проходят на свои стульчики)
Воспитатель: Ребята, у нашей страны есть ещё один символ, это Гимн России. А что такое ГИМН? Ответы детей.
Воспитатель: правильно, гимн — это торжественная песня.
Воспитатель: гимн исполняется в особенных, торжественных случаях.
Давайте вспомним, как надо слушать гимн.
Дети: Стоя, не разговаривать.
Воспитатель: правильно, таким образом, гражданин страны проявляет уважение к гимну своей страны. Давайте послушаем отрывок и внимательно вслушаемся в замечательные торжественные слова о России.
Воспитатель: на нашей планете много разных стран, людей и народов. Но у каждого народа есть своя Родина.
Давайте немножко отдохнем и поиграем:
Что мы Родиной зовём?
Дом, в котором мы живём
Солнце в небе голубом
И душистый, золотистый, хлеб за праздничным столом.
И берёзки вдоль которых, рядом с мамой мы идём
Что мы Родиной зовём, всё что в сердце бережём.
(дети выполняют движения)
Воспитатель: В нашей стране очень много разных городов – очень больших и маленьких, а кто знает какой главный город нашей страны? (Москва)
— Москва – столица нашей Родины. А кто мне скажет, как называется город, в котором мы живем.
Дети: Воронеж
Воспитатель: правильно, ребята. Наш город очень красивый и большой.
Русский народ любит свою Родину и сложил много пословиц и поговорок о ней. Давайте их вспомним:
Жить – Родине служить.
Кто за Родину горой, тот истинный герой.
Родина любимая, что мать родная.
Человек без Родины, что соловей без песни.
Родина-мать, умей за нее постоять.
Все эти пословицы учат нас добру, любви к Родине, стремлению ее защищать от врагов.
Воспитатель: ребята, в самом начале вы слушали сказку. Про кого она была? (ответы детей) Журавлик символизирует мир, семейное благополучие.
Мы с вами не просто так сделали журавликов, я предлагаю вам подойти ко мне и украсить ими нашу группу.
Воспитатель: давайте встанем в круг и сделаем «Пирамиду добрых пожеланий». Я кладу свою руку первая и говорю добрые пожелания:
- Я желаю, чтобы наш город был самый чистый, красивый, уютный. мирный, веселый, безопасный, зеленый, добрый, удивительный, необыкновенный.
Пусть ваши добрые пожелания исполнятся!