СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект ООД с использованием ТРИЗ в старшей группе. Тема: «В мире противоречий».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данное занятие направленно на то, чтобы учить детей мыслить системно с пониманием происходящих процессов, выявить противоречие свойства предметов и явлений, используя элементы ТРИЗ.

Просмотр содержимого документа
«Конспект ООД с использованием ТРИЗ в старшей группе. Тема: «В мире противоречий».»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЯСЛИ – САД КОМБИНИРОВАННОГО ТИПА № 153 Г.ДОНЕЦКА»
















КОНСПЕКТ

хода ООД с использованием методов ТРИЗ

Тема: «В мире противоречий».








Выполнила

воспитатель Горлова В.В.





















Донецк – 2022г.

Конспект ООД с использованием ТРИЗ в старшей группе.

Тема: «В мире противоречий».

Цель: учить детей мыслить системно с пониманием происходящих процессов, выявить противоречие свойства предметов и явлений, используя элементы ТРИЗ.

Задачи:

образовательные: учить рассуждать и перестраивать модели (метод ММЧ), познавая изменения, происходящие в природе и в окружающей среде;

совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи, используя сказки, рисунки и моделирование «маленькими человечками»;

формировать у детей социально – коммуникативную компетенцию;

развивающие: развивать творческое воображение;

воспитательные: воспитывать

Предварительная работа:

  • чтение сказки Н. Носова «Приключения Незнайки и его друзей»;

  • чтение сказки «Красная шапочка»;

  • моделирование «маленькими человечками» строения окружающих предметов, природных явлений, социальных отношений.

Оборудование:

комплекты «маленьких человечков» (водные, каменные, твердые, воздушные, веселые и т.д.);

ингредиенты для теста (мука, сахар, соль, молоко);

кубики с изображением «маленьких человечков»;

конверты с заданиями;

морфологический ящик;

таблица по сказке;

набор геометрических фигур;

аудиозапись.

Методический комментарий:

суть используемого метода ММЧ (метод «маленьких человечков») состоит в том, что нужно представить себе: всё, что нас окружает, состоит из множества маленьких человечков.

Почему человечки, а не вещества, микробы, атомы?

Потому, что человечки могут думать, производить действия, вести себя по-разному. У них разные характеры и привычки, они подчиняются разным командам. При моделировании можно поставить себя на их место, лучше почувствовать и понять через действия, ощущения и взаимодействия.

Ход ООД

  1. Организационная часть.

Воспитатель. Дети, сегодня мы встречаем гостей.

Как вы думаете, гости – это хорошо или плохо? (Хорошо! Когда приходят гости, весело, мы накрываем праздничный стол, можно пообщаться, поговорить, потанцевать.)

- А чем это плохо? (Много шума, устаем, мешаем соседям; после гостей приходится убирать, мыть много посуды.)

- Вы любите приглашать и встречать гостей?

Покажите мимикой и жестами, как вы встречаете гостей.

Пальчиковая гимнастика: «Мама! Едут гости!»

  1. Основная часть.

Конечно, гости должны приходить по приглашению. Но вдруг придут незваные гости? Как вы поступите? (Разные варианты ответов. Среди них: «Мы извинимся перед ними, что не сможем их принять».)

- Но наши гости сегодня желанные. Как мы можем встретить таких гостей? Что для них приготовить?

- Испечь для них вкусный пирог!

Вот вам человечки. (Воспитатель раздает детям комплекты по методу ММЧ – нарисованных «маленьких человечков».)

- Что нужно для того, чтобы испечь пирог? (Мука)

- Какие это человечки? (Твердые)

- Как они держат руки? (Опущены вниз)

- Что ещё кладут в тесто? (Соль, сахар, яйцо, молоко, масло.)

Дети выходят на середину и рассуждают, что когда была только мука, «человечки» держались за руки, но появились другие твердые человечки (соль, сахар, яйцо, молоко, масло), теперь жидкие и твердые человечки уже не могут держать друг друга за руки крепко, но даже если и будут держать, то их легко будет оторвать, они все становятся жидкими.

Дети перемещаются как «маленькие человечки».

- Тесто перемешали! Что будем делать дальше с пирогом?

- Ставим пирог в духовку. А пока он печется, поиграем в игру «Вы – маленькие человечки».

Воспитатель называет, дети показывают модель: каменные, воздушные, веселые, деревянные, магнит и т.д.

- Пирог печется. Что-то вкусно запахло! Что произошло с пирогом? (Появился запах)

- А какой это человечек появился? Их много появилось! Почему они такие? (такие человечки улетают в разные стороны и их нельзя ничем удержать.)

- У нас получился пирог! Какой он? (румяный, душистый, вкусный, мягкий.)

- Вы чувствуете, гости, как пахнет наш пирог?

- Теперь мы будем наш пирог делить.

Дети, станьте, пожалуйста, в круг! (Воспитатель берет в руки мяч.)

Задания:

  1. На свой день рождения Пончик пригласил пятерых коротышек. На сколько частей был разрезан пирог, если каждый гость съел по куску, а Пончик съел столько, сколько все гости вместе? (Воспитатель бросает мяч, дети отвечают.)

  2. К бабушке в гости пришли трое внуков и одна внучка. На сколько частей надо разрезать пирог?

  3. К ужину за столом собралась семья: папа, мама, три дочери и сын со своим другом. На сколько частей нужно разрезать пирог?

  4. Два медвежонка нашли в лесу пирог. Уселись на траву и начали лакомиться. Один – кусочек, второй – кусочек, и так по очереди съели весь пирог. Кто съел больше?

  5. Муха - Цокотуха пригласила в гости бабочек, кузнечиков, жуков, букашек. На сколько частей надо разрезать пирог?

Дети, посмотрите и скажите, что у меня в руках?

- Почему мяч такой толстый и круглый?

(Съел витамину, напился воды, надулся, объелся, …)

- Смоделируйте мяч с помощью вот этих кубиков, на которых изображены уже знакомые вам человечки. (Дети моделируют модели: мяч, мяч лопнул, мяч в луже.)

- А сейчас, дети, мы пофантазируем, помечтаем, посочиняем.

Дети объединяются в «семейки».

- Для каждой «семейки» - свое задание (задания в конвертах).

Задания «семейкам».

1-я «семейка».

Сочинить сказку, используя морфологический ящик (картинки).

2-я «семейка».

«Оживи животное».

Нарисовать сказочное животное, придумать ему название и рассказать о нем.

3- «семейка».

Придумать сказку по таблице «Красная шапочка на Марсе».

4- «семейка».

Нарисовать инопланетянина с помощью геометрических фигур.

Дети под спокойную музыку выполняют задания. Воспитатель оказывает необходимую помощь детям.

После выполнения задания воспитатель обращается к каждой «семейке» по очереди. Дети рассказывают о задании и объясняют, как они его выполнили.

Вопросы ко 2-й и 4-й «семейкам».

  1. Какое имя вы придумали?

  2. Кто у него мама?

  3. Какой характер?

  4. Кто у него друзья?

  5. Куда хочет попасть?

  6. Что любит делать?

  7. О чем мечтает?

  8. С кем хочет подружиться?

  9. Что любит больше всего?

  1. Итоговая часть.

- Дети, мы сегодня встречали гостей, пекли пирог, играли, занимались. Но как можно обойтись без музыки, если к нам пришли гости?

Наш подарок гостям – музыкальный оркестр.

Дети мимикой и жестами показывают игру на разных музыкальных инструментах.

- Спасибо, дети, за ваш труд, а вам, гости, - спасибо за ваше внимание.

До свидания!