СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект "Определение"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект "Определение"»



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Каякентская средняя общеобразовательная школа № 1»




Конспект урока





Класс: 8



Предмет: русский язык





Тема: «Определение»








Учитель: Рамазанова Умухат Джалавовна






Тема: «Определение»


Цели урока

-ознакомить учащихся с видами определений в зависимости от характера связи с определяемым словом: согласованное и несогласованное; способами выражения согласованных и несогласованных определений;

-учить использовать в речи согласованные и несогласованные определения как синонимы, обнаруживать несогласованные определения, сочетающие значение определения со значением дополнения.


I. Опрос-закрепление.

Первый ученик устно рассказывает о дополнении. Второй знакомит класс с правописанием, происхождением, лексическим значением слов: предшественники, современники, искусство, искусный.

Предшественники — те, кто предшествовал кому-нибудь в чем-нибудь, своей деятельностью подготовил что-нибудь. Пред-, предо- — приставки со значением предшествования.

Современники — те, кто живет в одно время с кем-чем-нибудь.


Слово искусство заимствовано и старославянского языка, восходит к праславянскому -кус-. Искусъ — опыт, испытание умение, знание искусство; кусити — испытывать.


Творческое отражение, воспроизведение действительности в художественных образах. 2. Умение, мастерство, знание дела; самое дело, требующее умения, мастерства. Искусный, искусственный, искусствовед, искусствоведение и др. Родственные: вкусить, искушать, искушение.


Искусный. 1. Умелый, хорошо знающий свое дело. 2. Умело, хорошо сделанный.

Упр. 128 или 131 проверяются выборочно.

На доске проецируется текст Н. А. Заболоцкого.

Сыплет дождик большие горошины,

Рвется ветер, и даль (не)чиста.

Закрывается тополь взъерошен(н)ый

Серебристой изнанкой листа.


Задания к тексту:

1. Что придает тексту образность, помогает живо представить картину непогоды? 2. Докажите, что слово горошины — прямое дополнение, а изнанкой листа — дополнение, выраженное синтаксически неделимым словосочетанием.


II. Переход к новой теме урока.

Запись словосочетаний: новая наука, желание учиться, иллюстрированный журнал, ярко-красный фон, цветок, еще не распустившийся, истинный друг, о развивающейся науке, под развевающимся флагом, наука о языке.


Объясните выбор буквы в окончаниях причастий, орфограмму «дефис в прилагательном», не с полными причастиями.

Найдите словосочетания со связью: согласование, управление, примыкание. Какими частями речи выражены зависимые слова? Какими членами эти зависимые слова становятся в предложении?


Учащиеся делают выводы:


Определения служат для распространения и пояснения другого члена предложения.


В зависимости от характера подчинительной связи с определяемым словом различаются определения согласованные и несогласованные.

Под руководством учителя полученные знания обобщаются и записываются в виде схемы.

Далее учащиеся наблюдают материл на с. 68, делают выводы:

1. Пояснение, выражаемое определением, может определять предмет, лицо или явление с разных сторон.

2. Определения, отвечающие на вопрос   к а к о й?,  указывают на различные признаки предметов: качество, размер, форму, свойства, материал, из которого изготовлен предмет.

Учащиеся читают теоретические сведения на с. 68—71, 72, знакомятся с таблицей в упр. 134, устно рассказывают о способах выражения несогласованного определения и видах подчинительной связи несогласованных определений и определяемых слов.


III. Закрепление материала.


1. В упр. 133 находят определения, подчеркивают, указывают слово в роли определения и в роли именной части сказуемого.


2. В упр. 135 указывают согласованные и несогласованные определения и способы их выражения.


3. В упр. 137 заменяют там, где это возможно, согласованные определения несогласованными.


4. Самостоятельная работа.

В тексте, который проецируется на доске, надо выписать словосочетания с согласованными и несогласованными определениями в два столбика.


Гаснет свет, и жадными глазами

Ребятишки в прошлое глядят.

И оно проходит в темном зале

Шагом наступающих солдат,

Грохотом далекого снаряда,

Немудреной песенкой бойца,

Силой правды, славой Волгограда,

Орденом и ранами отца.

(М. Агашина)


Тестовые задания

1. В каком предложении допущена ошибка в нахождении определения?

а) Каждая мелочь этого дня врезалась в память.

б) Меня не интересует выдуманная жизнь.

в) Всякий разговор она сводила на спор.

г) Каждый был готов отвечать.

Ответ: г.


2. Найдите предложение с несогласованным определением.

а) Мужчины постарше собирались на охоту.

б) На третий день снегопад прекратился.

в) Дети наблюдали за летящим в небе самолетом.

г) Твой путь будет тернист.

Ответ: а.


3. Найдите предложение с согласованным определением.

а) На горизонте неожиданно показалась лодка с парусом.

б) Поездку домой ожидали все.

в) На фотографии изображен человек лет тридцати.

г) деревенские улицы тонули в зелени.

Ответ: г.


IV. Домашнее задание: а) § 25, подготовиться к диктанту по упр. 136, б) выполнить письменно упр. 138.