ДОНЕЦКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ДОНЕЦКА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЯСЛИ-САД КОМБИНИРОВАННОГО ТИПА № 308 ГОРОДА ДОНЕЦКА»
Конспект организованной образовательной деятельности
по развитию речи
в старшей группе ЗПР
на тему: «Приключения Вани и Даши»
Подготовил и провёл:
учитель-дефектолог
Базылева Ольга Анатольевна
Дата проведения: 10.12.2020 г.
Донецк – 2020г.
Цель: создать условия для расширения и уточнения знаний детей по лексической теме «Одежда».
Тип занятия: занятие по закреплению знаний, умений, навыков.
Программное содержание.
Задачи:
коррекционно-образовательные:
обобщать и систематизировать представления детей об одежде;
формирование навыка согласования прилагательных с существительными в роде и числе;
закрепить навык согласования имён существительных с числительными;
формирование навыка составления предложений с предлогами;
познакомить детей с названием сезонной одежды;
коррекционно-развивающие:
способствовать пополнению пассивного и активного словаря;
развивать зрительное внимание и восприятие, память, мышление;
развивать мелкую моторику, общую моторику, координацию речи с движением;
коррекционно-воспитательные:
воспитывать у детей доброжелательное взаимодействие с педагогом и сверстниками в решении игровых и познавательных задач;
воспитывать навыки бережного отношения к вещам.
Интеграция образовательных областей:
«Познавательное развитие»
«Социально-коммуникативное развитие»
«Речевое развитие».
Методы и методические приёмы:
словесные (беседа, указания, рассуждения, описание)
наглядный (рассматривание иллюстраций);
проблемно-поисковый (стимуляция активности детей за счёт включения проблемной ситуации в ход занятия);
игровой (дидактические игры);
использование здоровье сберегающих технологий (физкультминутка).
Продолжительность занятия: 25 мин.
Словарь новых слов: демисезонная одежда, зимняя одежда, летняя одежда.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций «Одежда», «Обувь»; дидактические игры «Магазин одежды», «Магазин обуви»., «Составь предложение», «Одень куклу по сезону».
Оборудование и материалы:
письмо;
картинки с изображением одежды и обуви;
дидактическая игра «Волшебные стёклышки»;
дидактическая игра «Собери чемодан»;
дидактическая игра «Составь предложение;
дидактическая игра «Одень куклу по сезону».
Литература:
Типовая образовательная программа дошкольного образования «Растим личность» / Авт.-сост. Арутюнян Л.Н, Сипачева Е.В., Макеенко Е.П., Котова Л.Н, Михайлюк С.И., Бридько Г.Ф., Губанова Н.В., Кобзарь О.В.– ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО». – Донецк: Истоки, 2018. – 208 с.
Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для детей с задержкой психического развития «Мир детства» / Авт.-сост. Кобзарь О. В., Извекова Т. И., Носкова Л. М., Безух Л. А., Завгородняя В. Н., Горб Г. Н., Шалыгина Е. А., Ковальчук Л. Л., Бубнова Л. И., Демидова Л. А., Мороз О. С., Ушатая М. Ю. – ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО». – Донецк, 2019. – 147с.
https://nsportal.ru/detskiy-sad/razvitie-rechi/2020/01/30/konspekt-nod-po-razvitiyu-rechi-dlya-detey-starshey-gruppy-s
Ход занятия
I. Вводная часть.
Психологическая установка на занятие.
Дети присаживаются на свои места.
Приветствие «Здравствуйте!» (Дети вместе с учителем-дефектологом проговаривают слова, выполняя движения по тексту).
Здравствуй, солнышко – дружок, | |
Здравствуй, носик – пятачок! | |
Здравствуйте, губки, | |
Здравствуйте, зубки! | |
Губками «почмокали», | |
Зубками «пощёлкали», | |
Ручки вверх подняли | |
И ими помахали. | |
А теперь все вместе – «Здравствуйте!» - сказали. | |
Сюрпризный момент.
Учитель-дефектолог: Ребята, посмотрите, к нам в детский сад пришло письмо. Давайте узнаем, от кого оно пришло и о чём в нём говорится. Педагог читает письмо: «Дорогие дети! Пишут вам Даша и Ваня. У нас произошло вот что: утром мы собирались в детский сад, подошли к своему стульчику, а на нём нет одежды. Вечером мы разбросали её и не повесили на место. А ночью всю нашу одежду забрала Фея Опрятности и спрятала её в сундук. Ключ от этого сундука мы сможем получить, только после того, как выполним все задания Феи. Ребята помогите нам, пожалуйста, выполнить задания и получить ключ!»
II. Основная часть.
Учитель-дефектолог: Ребята, я предлагаю помочь Даше и Ване, ведь без нашей помощи они не справятся. И вот первое задание от Феи Опрятности: рассортировать одежду и обувь.
Учитель-дефектолог: Итак, ребята, нам надо правильно разобрать одежду и обувь. Одежду мы повесим на стойку, а обувь поставим на полку.
1. Дидактическая игра «Одежда, обувь».
Дети по очереди выходят к доске и распределяют одежду и обувь, объясняя свой выбор.
Учитель-дефектолог: Какие вы, ребята, молодцы! Всю одежду и обувь разобрали, ничего не перепутали. Ну а теперь пришло время следующего задания от Феи: рассказать, какую одежду спрятала Фея, но так как наша Фея волшебница, то и увидеть одежду можно только через «волшебные стёклышки». Сейчас мы посмотрим сквозь них и расскажем, какую одежду спрятала Фея.
2. Игра с фонариком «Волшебное стёклышко».
Педагог раздаёт детям геометрические фигуры разных цветов – «волшебные стёклышки». Затем подсвечивает их фонариком. Дети называют цвет и предмет одежды, который увидели сквозь «волшебное стёклышко».
По окончании игры учитель-дефектолог хвалит и благодарит детей.
Учитель-дефектолог: Молодцы, ребята! И с этим заданием справились. Следующее задание: показать как мы одеваемся.
3. Физкультминутка «Песенка для одевания»
Мы на пухлые ручонки, Надеваем рубашонку. | (Проводят ладошкой по левой, затем по правой руке). |
Повторяй за мной слова | (Хлопки в ладоши). |
Ручка – раз и ручка – два. | (Поднять вверх правую, затем левую руку). |
Застегнём застёжки на твоей одёжке | (Хлопки в ладоши). |
Пуговки и кнопочки, Разные заклёпочки. | (Хлопки руками по туловищу). |
На мою малышку, наденем штанишки. | («Надевают штанишки»). |
Повторяй за мной слова: Ножка – раз и ножка – два. | (Ходьба на месте). |
А теперь на ножки – носочки и сапожки. | (Нагнуться, коснуться правой, затем левой ноги). |
Повторяй за мной слова: Ножка – раз и ножка – два. | (Ходьба на месте). |
Хоть устали одеваться, Но не будем возмущаться! | (Повороты туловища влево, вправо). |
Что осталось – голова? Вот и шапочка: раз, два. | (Взяться руками за голову. Наклоны головы вперёд, назад). |
Педагог хвалит детей, предлагает занять свои места.
Учитель-дефектолог: Ну а четвёртое задание – собрать чемоданы для поездки в отпуск по спискам. Ребята, для выполнения этого задания, я раздам вам чемоданы, одежду и списки, вы соберёте чемоданы по этим спискам.
4. Дидактическая игра «Собери чемодан».
Педагог раздаёт детям атрибуты для игры «Собери чемодан». Дети «складывают» в чемодан одежду по списку, затем с помощью учителя-дефектолога проверяют, правильно ли собран чемодан, пересчитывая предметы одежды. Например: одна юбка, две юбки, …, пять юбок и т. д.
Учитель-дефектолог: Какие вы молодцы! Всё у вас получается! Ну, а мы подобрались к следующему заданию: правильно составить предложения о том, кто и какую одежду надевает и куда её складывает.
5. Дидактическая игра «Составь предложение».
Дети по очереди выходят к доске и «читают» сначала предложение, которое составил педагог, а затем, под диктовку учителя-дефектолога составляют предложение из карточек и «читают» его.
Учитель-дефектолог: Ну вот, теперь, и это задание позади. Следующее задание: подобрать одежду по сезону.
6. Дидактическая игра «Одень куклу по сезону».
Учитель-дефектолог вывешивает на доску куклу Вани или Даши, а также картинку с изображением какого-либо времени года.
Учитель-дефектолог: Какое время года изображено на картинке?
Ответы детей: Осень.
Учитель-дефектолог: Правильно. Выходи (имя ребёнка) к доске и подбери Даше одежду для осенней прогулки.
Ребёнок выходит к доске, подбирает одежду по сезону.
Учитель-дефектолог: Расскажи, во что ты одел Дашу.
Ребёнок рассказывает.
Учитель-дефектолог: Молодец, (имя ребёнка). А давайте вспомним, как называется одежда для осени.
Ответы детей. (Если дети сами не называю, педагог подсказывает. Дети повторяют за дефектологом).
Дефектолог меняет изображение времени года и игра повторяется.
Учитель-дефектолог: Молодцы, ребята, все задания выполнены. Ой, а что это там в конверте? (Педагог достаёт из конверта ключ, показывает детям). Теперь мы сможем открыть сундук и посмотреть, какую же одежду спрятала Фея. (Учитель-дефектолог «открывает ключом» сундук. Рассматривает одежду вместе с детьми).
III. Заключительная часть.
Учитель-дефектолог: Ребята, напомните мне, пожалуйста, в какие игры мы с вами играли.
Ответы детей.
Учитель-дефектолог: А как называется одежда, которую надевают осенью и весной (зимой, летом)?
Ответы детей.
Учитель-дефектолог: Какие вы у меня молодцы! Все очень хорошо поработали. Я вами очень горжусь.