7
План-конспект урока математики в 1 «Г» классе
МБОУ Школа № 148, г.о. Самара
22 марта 2017 года
УМК «Перспектива»
Учитель: Давыдова Оксана Павловна
Тема урока: Повторение изученного материала по теме «Состав чисел до 10. Повторение и закрепление изученного.»
Тип урока: урок актуализации знаний и умений.
Задачи:
Образовательные:
обобщить полученные знания о задаче и закрепить навыки решения задач в 1 действие;
продолжить формировать умение дополнять условие задачи, ставить вопрос к условию задачи, развивать умение анализировать задачи;
закрепить изученные вычислительные приемы сложения и вычитания в пределах 10;
закрепить знание состава чисел до 10.
Развивающие:
развивать речь учащихся;
совершенствовать мыслительные операции;
развивать психические процессы: память, мышление, воображение, внимание, эмоции;
развивать навык самооценки.
Воспитательные:
воспитывать активность, усидчивость, прилежание в процессе учения;
воспитывать уважение к товарищам.
Здоровьесберегающие
Создать благоприятные условия для сохранения здоровья школьников на уроке: организовать двигательную активность, гимнастику для глаз.
Осуществлять контроль за позой учащихся во время работы за партой.
Оборудование:
Для учителя: ПК для демонстрации видеосюжета и образца написания цифры 7; карточки – схемы «Этапы урока», таблица сложения; рисунок «Солнце», «Ромашки»
Для учащихся: учебник, веер цифр, сигнальные карточки «смайлики», , карточки для групповой работы «Монеты»
УУД:
1. Познавательные: общеучебные – определение состава чисел первых двух десятков; составление и решение задач; выполнение арифметических действий;
логические – сравнение чисел и выражений; установление связи между рисунком и арифметическим действием; постановка и решение проблем
– самостоятельное создание способов решения проблем учебной задачи.
- использование имеющихся знаний;
-исследование учебной задач;
- установление логических, причинно-следственных связей; - построение логической цепи рассуждений;
- применение знаково-символической схемы.
2. Регулятивные: планировать свои действия в соответствии
с поставленной задачей и условиями ее реализации;
- оценивать уровень успешности;
- производить контроль своих действий;
-определять цель учебной задачи;
- планировать свою деятельность, определяемую результатом,
- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном.
3. Коммуникативные: - умение слушать и вступать в диалог;
- умение правильно выражать свои мысли;
- умение контролировать и корректировать действия других;
- оформление своей мысли в устной речи;
- обоснование своего ответа;
- умение ориентироваться в своей системе знаний;
4.Личностные: адекватно судят
о причинах своего успеха/неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием,
формирование положительного отношения к учению.
Фронтальная – составление плана и последовательности действий в ходе решения учебной задачи.
Индивидуальная – планирование выполнения заданий самостоятельной работы: образование чисел второго десятка; запись двузначных чисел в пределах 20; выполнение арифметических действий; составление и решение задач; сравнение чисел и выражений; установление связи между рисунком и арифметическим действием; обдумывание ситуации при возникновении затруднения и оценивание своего умения это делать.
Структура урока актуализации знаний и умений.
(урок повторения)
1) Организационный этап
2) Воспроизведение и коррекция знаний, навыков и умений учащихся, необходимых для творческого решения поставленных задач
3) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся
4)Актуализация знаний с целью подготовки к контрольному уроку
5) Применение знаний и умений в новой ситуации
6) Обобщение и систематизация знаний
7) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция
8) Рефлексия (подведение итогов занятия)
Этапы урока | Деятельность педагога | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
I.Организационный момент. II. Актуализация опорных знаний учащихся. | 1.Вступительная беседа. - Ну-ка, проверяй, дружок, Ты готов начать урок? Всё ль на месте, всё ль в порядке? Ручка, книжка и тетрадка? Все ли правильно сидят? Все ль внимательно глядят? Повторение правил правильной посадки за партой; - Нас приветствует солнышко и дарит нам свои волшебные лучики добра. Во время нашего путешествия оно нам будет светить и помогать. 2.Минутка чистописания А) Загадка Вьется по ветру коса, А средь спинки полоса. Какая это цифра? -Какие знаете пословицы и поговорки? В каких сказках встречается? Б) Написание цифры 7 (Образец написания презентация ) Чтобы семь написать, уголок рисуй опять. Сверху вниз от уголка линию ведёт рука. До конца её веди, посерединке прочеркни. Индивидуальная работа с карточками. (5 учеников) 3.Повторение состава числа 7 Игра «Магазин» Работа в парах Покажите все возможные вариант и запишите их в тетрадях. Вспомним правила работы в парах: 1)работают оба, 2) один – говорит, второй – слушает, 3)несогласие высказывай вежливо, 4) не понял – переспроси. 4. Опрос учителя Расскажите всё, что знаете про число 7. 5. Игра «Ромашка» 10-7, 7-7, 9-7, 8-7, 7-1, 7-3, 7-2,7-6, 7-5, 7-4 (повторение) 7+2 7+1 7+3 7+0 (мать) 7-0, 7+1+2, 7-1-1, 7-7+0, 7+3-3, 7+1-1 (учения) | Отвечают на вопросы учителя. Вспоминают правило «Правильно сиди за партой» Ответы на вопросы учителя «Семь бед – один ответ», «Семеро одного не ждут», «Семь раз отмерь – один раз отрежь», «Лук – от семи недуг», «На седьмом небе от счастья») («Белоснежка и семь гномов». «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», Волк и семеро козлят»). Работа в рабочих тетрадях: Прописывают цифру 7; Решение задач. Ответы на вопросы. Ученики доказывают свою точку зрения 5+2 2+2+2+1 5+1+1 1+1+1+1+1+2 1+1+1+1+1+1+1 2+2+1+1+1 обозначается цифрой 7; - однозначное; - непарное; - последующее числу 6; - предыдущее числу 8. Ученики называют ответы, если ответ верный – листок ромашки переворачивают на обратную сторону, где записаны буквы | Регулятивные: - обеспечение учащимся организации их учебной деятельности. - эмоционально-положительный настрой на урок, создание ситуации успеха, доверия. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; - владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. Регулятивные: осознавать необходимость осуществлять к контроль результата по просьбе учителя; отличать верно выполненное задание от неверного. |
III Самоопределение к деятельности. | Беседа. Ответы детей учитель в виде карточек прикрепляет к доске. -Прочитайте слово и определите тему урока. - Как вы понимаете смысл такого предложения «Повторение – мать учения» (Мать даёт человеку жизнь, это начало всего. Заменим в пословице слово мать- на слово начало) Планирование работы на уроке Так что же мы будем делать сегодня на уроке? Что повторять? Зачем? Свою работу будете оценивать. Правильный ответ будем оценивать рисунком солнышка, а неправильный – солнышком с тучкой. Желаю удачи! | ПОВТОРЕНИЕ – мать учения. Ответы учащихся. «Повторение – начало учения. Повторение – основа учения» Составляют план урока: - считать; складывать и вычитать числа; - решать задачи,; -сравнивать числа и отрезки; - решать логические задачи. | Коммуникативные УУД: - умение вступать в диалог (отвечать на вопросы, уточнять непонятное). Регулятивные УУД - планировать этапы предстоящей работы, определять последовательность учебных действий, |
IY. Осмысление, обобщение и систематизация знаний. . | Работа с учебником (с. 28 № 1) Решение задач. А) Анализ условия и вопроса задачи: Сколько конфет в вазе? В коробке? Это части конфет или целое? Б) Устанавливаем связь между условием и вопросом: записываем схему к задаче - Что надо узнать: часть или целое? Чтобы узнать целое, что надо сделать? - Каким действие решим эту задачу? - Почему? В) Запись решения . - Запишите в тетрадь решение этой задачи №1/1) 2. Просмотр фильма из серии «Фиксики» «О кубике Рубика» 0,30 сек 3. Решение задачи. Прочитайте текст задачи №2 Практическая работа с кубиками А) Анализ условия и вопроса задачи: Сколько кубиков всего? На столе? Б) Устанавливаем связь между условием и вопросом: - Что надо узнать: часть или целое? Чтобы узнать часть , что надо сделать? - Каким действие решим эту задачу? - Почему? В) Запись решения . - Запишите в тетрадь решение этой задачи в тетради. Г) Проверьте записи решений друг у друга. Оцените работу соседа. (Если все ответы верны, нарисуйте солнышко, если есть ошибка, то нарисуйте солнышко с тучкой). 4. Повторение состава чисел:8, 9, 10. а) Работа с учебником (с. 28 №2) Вспомните состав чисел 8,9,10 « Вставь число» ( 2 ученика - у доски; остальные – записывают все варианты состава числа 10 в виде примеров на сложение. У доски: 8 9 10 10 6 2 3 6 Объясните выражения под каждым «домиком» 8 = 6 + 2 9 = 2 + 7 10= 3 + 7 10= 6+4 А) Комментированное решение примеров. 8 – 6 =2 9 – 7 = 2 8 – 2 = 6 9 – 2 = 7 Б) Самостоятельная работа в парах ( примеры записывайте в один столбик) 10= 9+1 10=8+2 10=7+3 10=6+4 10=5+5 В) Самопроверка. Оценивание. (Если все ответы верны, нарисуйте солнышко, если есть ошибка, то нарисуйте солнышко с тучкой). | Фронтальная работа. Чтение условия и вопроса задачи: В коробке 7 конфет, в вазочке 3 конфеты. Сколько всего конфет? Ответы на вопросы учителя. 7 к. 3 к. ______________ ? к. Чтобы узнать целое, надо части сложить. Задача решается сложением. 7+3=10 (к.) Чтение условия и вопроса задачи: Всего 8 кубиков. На столе 5 из них. Сколько кубиков в коробке? Ответы учеников: Всего 8 кубиков. Часть из них- 5 – лежит на столе. Вторая часть (неизвестная) - в коробке. Надо узнать часть. Чтобы узнать часть, надо из целого вычесть известную часть. 8 – 5 = 3 (к.) Взаимопроверка. Оценивание. Вспоминают состав чисел 8, 8, 10 («домики» на состав чисел 8, 9, 10 с закрытыми окошками) А) Работа в тетради. Комментирование 1 и 2 примеров. 8 – это целое, 6- это часть. Чтобы узнать неизвестную часть, надо от целого отнять известную часть Б) Самостоятельная работа( все варианты) В)Самопроверка. Оценивание | Познавательные УУД: - ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; - перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса. Коммуникативные УУД: - донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи; - слушать и понимать речь других; - читать и пересказывать текст. Регулятивные УУД: - осознавать необходимость осуществлять контроль по результату ; отличать верно выполненное задание от неверного Познавательные УУД: - ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; - перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса. Регулятивные УУД: - осознавать необходимость осуществлять контроль по результату (ретроспективный), контроль результата по просьбе учителя; отличать верно выполненное задание от неверного |
V. Физминутка | | | |
| 5. Творческое задание: Составьте из каждого примера на сложение - два примера на вычитание. Вспомним, как называются компоненты при сложении? - Как найти сумму? - Как найти слагаемое? Запишите все варианты в тетрадь (любые два примера) (на обратной стороне доски все варианты ответов) 6. Устный счёт. 1.Максим, сколько тебе лет? (7) А твой брат меньше тебя? На сколько лет? (на 4 года). Поставь вопрос: Сколько лет брату? 2.Полина, сколько тебе лет? (6) -А твоему брату? (3) На сколько лет Полина старше брата? 3.Бортулев Л. Составляет свою задачу Мне 7 лет, а брат – на 2 года старше. Поставь вопрос: (Сколько лет брату?) 7. Задание на смекалку с веером цифр Выберите правильный ответ А) Сколько здесь треугольников? Б) Сколько звеньев у замкнутой ломаной? В) Надо начертить отрезок больше 5 см, но меньше 7 см. Какой длины отрезок? | Самостоятельная работа. 10=9+1 10-1=9 10-9=1 10=8+2 10-8=2 10-2=8 10=7+3 10-7=3 10-3=7 10-6+4 10-6=4 10-4=6 10=5+5 10-5=5 Комментарии ответов: 1) 7– 4 = 3 (На 4 Г МЕНЬШЕ, - это столько же БЕЗ4) (Чтобы узнать: на сколько одно число больше или меньше другого, надо из большего вычесть меньшее) (на 2 года старше- это столько же, да ещё 2) 7+2=9 Взаимопроверка. Оценивание Ответ: 5, 6, 7 Ответ: 3, 4, 5 Ответ: 6,7,8 Самопроверка. Оценивание. | Коммуникативные УУД: Согласование действий с партнёром, построение речевых высказываний. Регулятивные УУД Умение удерживать своё внимание, слушать как говорят другие. Познавательные УУД Общие учебные умения 1. Познавательные: общеучебные – определение состава чисел первых двух десятков; составление и решение задач; выполнение арифметических действий; логические – сравнение чисел и выражений; установление связи между рисунком и арифметическим действием; постановка и решение проблем – самостоятельное создание способов решения проблем учебной задачи. - использование имеющихся знаний; -исследование учебной задач; - установление логических, причинно-следственных связей; - построение логической цепи рассуждений; - применение знаково-символической схемы. |
VI.Рефлексия. | -Подведём итоги урока. Сосчитайте солнышки. Напишите на полях их количество. - Как бы вы оценили свою работу на уроке? Нарисуйте улыбающийся смайлик, если вы довольны своим трудом; смайлик без улыбки, если вы считаете, что могли бы лучше работать; грустный смайлик, если вам было трудно. - Покажите с помощью сигналов, как вы себя оценили. Спасибо за работу. | ( Ученики называют количество солнышек) Оценивают свою работу на уроке. Спасибо за урок. | Личностные УУД смыслообразование, т.е. ученик задаётся вопросом: какое значение и какой смысл имеет для меня урок математики? Что дал урок. нравственно – этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания обеспечивающего личностный социальный выбор. |
Ход урока.
Анализ урока математики в 1 классе
Тема: Повторение изученного материала.
Тип урока: урок закрепления и систематизации знаний.
Формы работы: индивидуальная, фронтальная, в парах.
Цель урока: учить применять освоенный опыт самостоятельной математической деятельности при повторении изученного материала.
Планируя урок, я ставила такие задачи: научить детей систематизировать знания и применять их на практике, закрепить умения решать текстовые задачи с помощью схематических рисунков и моделирования, выполнение заданий творческого и поискового характера, контролировать и оценивать свою работу и результат, умение рассуждать, сопоставлять, самостоятельно применять знания в разнообразных ситуациях, создать условия для развития интереса к математике, как к учебному предмету, воспитывать чувство товарищества.
А так же создать условия для развития УУД:
личностных:
- Учить проявлять познавательную инициативу. Формировать положительное отношение к школе.
регулятивных:
- Учить контролировать свою деятельность (по правилу, алгоритму, с помощью рисунка).
коммуникативных:
- Учить сотрудничать с соседом по парте, в группе, договариваться, приходить к общему мнению.
познавательных:
- Под руководством учителя учить проводить аналогию, сравнение, действовать по заданному алгоритму.
Содержание урока соответствует содержанию программы. Урок был построен по схеме: организационный момент, постановка темы и цели урока, закрепление умений считать устно, закрепление умений сравнивать числа, самостоятельная работа, решение задачи, связанной с жизнью, итог, рефлексия.
Организационный момент настраивает и включает учащихся в активную познавательную деятельность. В результате у учащихся формируются регулятивные УУД – организация рабочего места, коммуникативные – умение вести диалог, познавательные – умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме.
На этапе постановка темы и цели урока формировались познавательные УУД – осуществление поиска нужной информации.
На этапе проведения устного счёта использовались методы: словесный, объяснительно-иллюстративный, закрепление вычислительных навыков, работы по образцу, нахождение нужного решения к задаче по рисунку, развитие логического мышления, проверка знаний состава числа.
На этом этапе формировались коммуникативные УУД – умение выражать свои мысли полно и точно, регулятивные – выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, познавательные – понимать заданный вопрос.
На этапе решения задачи использовался метод проблемный, который способствовал активизации мыслительной деятельности, в результате формировались регулятивные УУД – решение учебной задачи, познавательные – находить и выбирать способ решения, а также самостоятельно создать алгоритм деятельности при решении задачи.
На этапе закрепления знаний о сравнении чисел использовала метод наглядно-иллюстративный, частично-поисковый.
Работала над формированием познавательных УУД – умение анализировать, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей, регулятивные – высказывать свое мнение.
На этапе рефлексия формировались: коммуникативные УДД – умения высказывать свою точку зрения, регулятивные – осознавать причины своего успеха и неуспеха.
На протяжении всего урока ученики вели активную деятельность, работоспособность обеспечивалась сменой видов деятельности, постановкой новых учебных задач с опорой на полученный опыт, в результате их решения поддерживалась ситуация успеха на уроке. Поставленные учителем задачи урока реализованы, у учащихся закреплялись изученные ранее понятия, проверялась степень усвоения материала, глубина полученных навыков, воспитывались определенные качества личности.
Для каждого ученика была создана ситуация успеха, что также способствовало повышению мотивации и поддержанию познавательного интереса к учению.
При постановке вопросов и определении заданий на уроке я учитывала индивидуальные особенности учеников, давала только положительную характеристику результатам их деятельности, что стимулировало детей и повышало их активность на уроке.
Учебный материал урока соответствовал принципу научности, доступности и был посилен для учеников первого класса. Учебная информация была наглядной и привлекательной для детей. За счёт привлекательности содержания заданий и подачи учебного материала повысились возможности учеников в достижении поставленных целей на уроке.
Учебное время на уроке использовалось эффективно, запланированный объём урока выполнен. Интенсивность урока была оптимальной с учётом физических и психологических особенностей первоклассников.
При проведении урока были использованы различные формы обучения: индивидуальная и фронтальная работа, работа в парах. Детям оказывалась индивидуальная помощь. При проведении урока была использована мультимедийная презентация, задействованы все возможные ресурсы кабинета. Урок был очень динамичный, проведён в доброжелательной рабочей обстановке.
Считаю, что урок реализовал поставленные цели.
Перспективы на будущее:
Продолжать учить ребят работать в паре и в группе.
Учить детей грамотно выражать свои мысли.
Добиваться от ребят точных и правильных ответов.