СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект открытого урока по русскому языку "Правописание НЕ с именами существительными"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект открытого урока по русскому языку "Правописание НЕ с именами существительными"»

 

Артамошкина Елена Александровна,

учитель русского языка

и литературы 1 квалификационной категории

МОУ «Береговская ООШ»

Урок русского языка в 5 классе.

Тема: «Правописание НЕ с именами существительными»

Вид урока - открытие новых знаний.

Цель - формирование умения определять условия слитного и раздельного написания НЕ с существительными.

Планируемые результаты:

Предметные: безошибочно писать существительные с НЕ, правильно пользоваться правилом, определяющим выбор слитного и раздельного написания НЕ с существительными.

Метапредметные: уметь адекватно воспринимать информацию, сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения содержания; свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме; соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме)

Регулятивные УУД: умение определять и формулировать тему и цель на уроке, проговаривать последовательность действий на уроке, работать по коллективно составленному алгоритму, планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме, слушать и понимать речь других, совместно договариваться о правилах поведения и общения в парах, группе.

Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного, добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя учебник и информацию, полученную на уроке.

Ход урока.

  1. Орг. момент.

Учитель: Здравствуйте, ребята. Сегодня урок русского языка проведу у вас я , а зовут меня Елена Александровна.

Эмоциональный настрой на урок (под музыку)

Закройте глаза. Представьте себе яркое солнышко, зелёный луг, полевые цветы. Вдохните аромат этого луга. Сделайте глубокий вдох, а теперь медленно выдохните. (Данное упражнение стимулирует работу лёгких).

Я рада всех вас видеть! Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Я улыбнусь вам, вы улыбнитесь мне. Я хочу вам пожелать, чтобы сегодняшний урок обогатил вас новыми знаниями, вы получили удовольствие от работы друг с другом и стали добрее. Присаживайтесь.

Откройте тетради и запишите сегодняшнее число, классная работа.(27 февраля). Пропустите 2 строчки от домашнего задания.

  1. Подготовка к изучению новой темы.

Учитель: Прочитайте пословицу и объясните ее значение.

Ученье – красота, а неученье – слепота. (слайд 1)

Учащиеся объясняют значение пословицы: Знания дают возможность быть красивым внутренне, невежды слепы душой.

Учитель: 

- С какой частью речи вы познакомились на последних уроках русского языка? (Имя существительное) 


- Что обозначает имя существительное? ( предмет)

-  Какие признаки имеет имя существительное? (род, склонение, число, падеж)

Учитель: Каждый урок открывает вам новые знания, а значит, вы становитесь лучше и красивее. Я предлагаю вам сейчас взобраться на орфографический Олимп.

( на доске записаны слова:

(не)приятель

Ноч(с ь, без ь), (не)выполнил

Гараж (с ь, без ь), крюч(о,ё)чек, для дочер(е,и)

ги(п,б)кий, ра(с,сс)чет, чес…ный, про(з,с)ьба

(Один учащийся выходит к доске и вставляет буквы на месте пропусков или раскрывает скобки, объясняя орфограмму).

В написании слова неприятель возникла проблемная ситуация: дети не изучали такого правила.

Учитель: - Ребята,как вы думаете, как будет правильно: слитно или раздельно?

(Учащиеся объясняют)

- А какая это часть речи?

Учитель: Ребята, а почему ваши мнения разделились? (потому что не знаем, так как не изучали это правило)

Учитель:А вы можете назвать тему урока и его цель? ( тема- правописание НЕ с существительными, цель – научиться правильно писать НЕ с существительными)(слайд 2)

Учитель: Да, сегодня на уроке мы должны понять условия слитного и раздельного написания НЕ с существительными.

  1. Работа по новой теме.

Учитель: Ребята, давайте познакомимся с шуточным стихотворением. Откройте учебник на странице 90 –ой.(Учитель читает стихотворение).

Побывал я однажды в стране,

Где исчезла частица НЕ.

Посмотрел я вокруг с доумением,

Что за лепое положение!

Но кругом было тихо-тихо,

И во всём была разбериха,

И на взрачной клумбе у будки

Голубые росли забудки.

Мне навстречу без всякого страха

Шёл умытый, причёсанный ряха,

А за ряхой по травке свежей

Шли суразныйдотёпа и вежа.

А из школы, взявшись за ручки,

Чинным шагом вышли доучки.

И навстречу всем утром рано

Улыбалась Царевна Смеяна.

Очень жаль, что только во сне

Есть страна без частицы НЕ.

Учитель: - Понятно ли содержание этого стихотворения?

- Вызывает ли у вас что-нибудь удивление?

- Есть ли в стихотворении незнакомые слова?

Выпишем существительные, которые не существуют в русском языке (выписывают в столбик и оставляют вначале слова немного места, один ребенок записывает у доски, а остальные в тетрадях):

Доумение ,разбериха, забудки, ряха,дотёпа, вежа, доучки, смеяна

Учитель:- Такие слова мы используем врусском языке при разговоре?

- А теперь попробуем присоединить к ним исчезнувшую частицу НЕ (у доски работает другой ученик):

Недоумение, неразбериха, незабудки, неряха, недотёпа, невежа, недоучки, несмеяна

Учитель: - Знакомы ли вам эти слова?

- В русском языке есть специальный словарь, в котором объясняется значение слова – это толковый словарь Сергея Ивановича Ожегова (показываю словарь).

IV. Словарная работа: (слайд 3)

НЕДОУМЕНИЕ-состояние сомнения, колебания вследствие невозможности понять, в чем дело;

Неразбериха-запутанное положение;

НЕРЯХА- неаккуратный человек;

НЕДОТЕПА – неуклюжий, во всем не ловкий человек;

НЕВЕЖА – грубый, не воспитанный человек;

НЕДОУЧКА – недоучившийся человек;

НЕСМЕЯНА – девушка, которая никогда не смеется.

Учитель: - Ребята, посмотрите на эти слова, мы их употребляем в своей речи без НЕ?

- Какой мы можем сделать вывод?

Вывод: если существительное не употребляется без НЕ, оно пишется с НЕ слитно.

(Вывод на цветном листе прикрепляется к доске)

  1. Физминутка (под музыку)



Учитель: -Ребята, мы с вами много уже проделали работы, пришло время отдохнуть. Встаньте из-за своих мест.

Представьте, что вы сегодня художники. Возьмите в одну руку воображаемую палитру, а в другую – кисть. Я буду говорить имена существительные, а вы в воздухе будите изображать то, что я называю. (Солнце, облака, птицы, луг,трава, цветок, бабочка, гусеница, божья коровка)



VI. Работа по новой теме

Учитель:- А что же делать со словами, которые прекрасно себя чувствуют без частицы НЕ?(слайд 4)

Вчера со мной случилось несчастье.

- Можем ли мы об этом сказать по-другому?

Учащиеся:Можно. Вчера со мной случилось горе.

Учитель: - Что мы сделали? Мы заменили слово несчастье синонимом без НЕ.

Давайте попробуем заменить синонимами следующие слова(слайд 5,6)

неправда — ложь

неприятель — противник

несерьезность- легкомысленность

- Ребята, что мы сейчас подбирали к словам? (Синонимы)

- Обратите внимание, что синонимы у нас были без НЕ!

-Какой мы можем сделать вывод?

Делаем вывод: Не с существительным пишется слитно, если существительное с неможет быть заменено синонимом без НЕ или близким по значению выражением (на доске крепится яркий листок с выводом)

Учитель:-А как же быть со словами: не собака, не дом, не город? (Слайд 7)

- Такие слова заменить синонимами без НЕ не получится.

- Давайте попробуем сделать вывод.

Вывод: если существительное с НЕ нельзя заменить синонимом , значит слово с НЕ пишем раздельно. (на доске)

Работа с предложением: (слайд 8)

Вчера со мной случилось не счастье, а горе.

Учитель: - Как называются слова с противоположным значением? (антонимы)

- Найдите в этом предложении антонимы (СЧАСТЬЕ – ГОРЕ).

- Какой союз усиливает противопоставление? (союз А)

- Попробуем сделать вывод.

Делаем вывод: НЕ с существительными пишется раздельно, если в предложении содержится противопоставление, с союзом А (на доске)

Обобщим всё вышесказанное, сформулируем алгоритм действий, которым вы сможете пользоваться при написании НЕ с существительными. (У каждого ученика на парте) (слайд 9) (КАРТОЧКА №1)

  1. Закрепление. Работа по учебнику.

Учитель: - Открываем учебник на с.88-ой упр. 132–ое (2-3 предложения)

- Кому не понятно как пользоваться алгоритмом?

-А теперь давайте отгадаем веселые загадки.

  1. Грязные руки,

Помята рубаха,

Волосы всклочены,

Кто Я? (Неряха)

  1. Синяя шляпа, короткие штанишки,

Не люблю читать я никакие книжки,

Ничего не знаю, не хочу учиться,

Нравится гулять мне, нравится лениться. (Незнайка)

  1. Дождь шумит, стучит в окно, и на улице темно,

Воет ветер, тучи гонит, на деревьях ветки клонит.

Осень, слякоти пора, гонит лето со двора,

И в такое время года наступает …(Непогода)

  1. В зеленом поле я расту,

Голубым цветком цвету,

Небо синее как будто,

Называюсь….(незабудка).

Задание «Кто быстрее». У каждого ученика на столе задание. Списать предложения, раскрывая скобки.(КАРТОЧКА №2)

Мой друг говорил сущую (не)лепицу.

Учитель подтвердил (не)верность моего решения.

Это были (не)астры.

Проверка задания. На слайде записаны предложения. Учащиеся выполняют самопроверку и оценивают себя. Укажите условия слитного и раздельного написания существительных в этих предложениях. (слайд 10)

  • Давайте вспомним орфографическую разминку в начале урока. У нас вызвало затруднение в написании слова «НЕПРИЯТЕЛЬ» (слайд 11,12)

  • Как же мы напишем НЕ слитно или раздельно? Почему?



  1. Подведение итогов урока. Рефлексия.

Учитель: - Какую тему мы сегодня изучали?

- Что нового узнали на уроке?

- Как пишется НЕ с существительными?

- От чего зависит слитное и раздельное написание Не с существительными? (вернуться к выводам на доске)

- Вспомните цель нашего урока?

- Мы достигли ее?

Ребята, тема сегодняшнего урока непростая. Чтобы в полной мере овладеть ею, необходимо еще поработать над ней. Оцените свой уровень понимания материала сегодняшнего урока.

-У вас на столах КАРТОЧКА №3. Подчеркните предложение, которое вы считаете нужным.



Рефлексия «Выбери предложение» (слайд 13):

  1. Мне было интересно на уроке.

  2. Мне было трудно на уроке.

  3. Я сегодня разобрался в теме.

  4. Я доволен своей работой.



  1. Домашнее задание (слайд 13)



Учить алгоритм «Правописание НЕ с именами существительными».



Стр. 91 упр.134

ДОПОЛНИТЕЛЬНО.



Синтаксическая пятиминутка. «Составь предложение».( Работа в парах) (на каждой парте листы с заданием)

1) из предложения Вдоль дорожки мы собирали незабудки  выписать существительное-дополнение, поставив его в форме им. пад. мн. ч.; 
2) из предложения В саду цветут астры выписать сказуемое, выраженное глаголом, поставив его в форме прошедшего времени мн ч.; 
3) из предложения Ещё в полях белеет снег (Ф.Тютчев) выписать обстоятельство места, поставив существительное в форме предл. пад. ед.ч. с предлогом в
4) из предложения Лось вышел на опушку и заревел выписать обстоятельство места, поставив существительное в форме ед.ч., предл.пад. с предлогом на
5) из предложения Роняет лес багряный свой убор (А.С.Пушкин) выписать подлежащее, выраженное существительным, поставив его в форме род.пад.ед.ч… 

(Должно получиться: Незабудки цвели в поле и на опушке леса).— Объяснить правописание существительного незабудки (проверка слайд )

- У всех ли получилось такое предложение?


Творческий диктант. По лексическому значению угадать слово, записать его (ученики выходят к доске по очереди)

Неизвестный человек (Незнакомец)

Неаккуратный человек (Неряха)

Грубый, невоспитанный человек (Невежа)

Малообразованный человек, а также несвЕдущий в какой-нибудь области (Невежда)

Растение с мелкими, голубыми цветками (Незабудка)

- Почему все эти слова нужно писать слитно? (Без НЕ не употребляются)