СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект открытого урока по теме "Имя существительное как часть речи. Повторение" 5 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект открытого урока по теме "Имя существительное как часть речи. Повторение" 5 класс»

Тема: «Имя существительное как часть речи»

Цели урока:

Учебно-познавательные: закрепить и обобщить сведений об имени существительном, изученных за курс начальной школы.

Интеллектуально-развивающие: развивать мышление, умение сравнивать, классифицировать, развитие самооценки.

Воспитательные: воспитывать интерес к предмету, коммуникативные способности, культуру поведения, формировать навыки сотрудничества

Формы учебной деятельности: учебное сотрудничество, индивидуальная и совместная учебная работа, учебно – исследовательская деятельность, контрольно – оценочная и рефлексивная деятельность.


Тип урока: комбинированный

Технология: элементы технологии развивающего, проблемного, опережающего, игрового, здоровьесберегающего обучения.


Методы и приемы, способствующие успешному формированию УУД:

  • Прием рефлексивной деятельности

  • Метод конкретизации целей обучения

  • Метод открытого обсуждения новых знаний

  • Метод решения и обсуждения проблемных задач и ситуаций, соразмерных опыту школьников

Результаты: теоретик и практик – вот те роли, которые позволили ученику перейти от уровня «я - ученик» к уровню «я – исследователь».

Ход урока


  1. Постановка проблемы и задач урока

Ребята, для того чтобы определить тему нашего урока, я предлагаю вам отгадать загадку. Внимание на экран:

(СЛАЙД 1)

Все что существует оно обозначает,

На вопросы КТО? И ЧТО? Верно отвечает.

А чтоб не обижался весь честной народ,

Оно всегда имеет и ЧИСЛО и РОД.


- О чём идёт речь? (Имя существительное)

- Да, тема урока «Имя СУЩ»

- А вы ведь знаете, что такое имя существительное? (Да)

- Молодцы! Вы определили тему урока, теперь сформулируйте цель урока. (Повторить все об имени существительном)

- Дайте определение имени существительному ( ответ)

Откройте тетради и запишите число и тему урока (СЛАЙД 2)

Эпиграфом к нашему уроку будут такие слова «Существительное – хлеб языка».(СЛАЙД 3)

- Как вы думаете, почему имя существительно называют хлебом языка? (так как сущ много)

-Правильно. О справедливости этого утверждения говорят цифры: в русском языке на каждые 100 слов приходится 40 имён существительных..



- Итак, ребята, представьте, что мы находимся научно-исследовательском институте имени Морфологии. Вы сегодня- научные сотрудники этого института. И нам с вами предстоит провести ряд опытов, исследовать объекты и сделать научное открытие.

Итак, мы начинаем.


  1. Первый опыт «ОПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ» (СЛАЙД 4)

- Ребята, а вы знаете годом чего объявлен 2019 год в России?( год театра, год родных языков)

- Правильно. 2019 год – год родных языков. А родоначальницей долганского языка стала Огдо Аксёнова. 8 февраля мы отмечали её ДР.

Вы все,наверное, знаете ее произведения. И успешно провести 1 опыт, нам помогут загадки Огдо Аксёновой.

На ваших столах лежат листы с заданиями. Ваша задача:

- Прочитать загадку

- Выписать из нее имена сущ

- Отгадать загадку

- и подумать, почему вы решили, что это имя сущ.

Не забудьте назначить в вашей исследовательской лаборатории держателя времени

- ВРЕМЯ ДЛЯ ИССЛЕДОВАНИЯ. На этот опыт вам дается 3 минуты.

(СЛАЙД 5) ЗАГАДКИ 4 шт

После первого исследования сделаем вывод:

-Что такое имя существительное? Что оно обозначает? (Имя существительное – это часть речи, которая обозначает предмет).

- поставьте баллы в дневник наблюдения за опознавательный опыт(5 слов - 5 баллов).


  1. Переходим к 2-му опыту. Он называется «Теоретический» (СЛАЙД 6) (работа в парах)

На столах у вас лежат карточки. На них обозначен номер вашей группы слов.

1. Прочитайте слова:

2. Обсудите в паре и выпишите в тетрадь только те слова, которые обозначают указанные названия. Работайте дружно, обсуждайте шепотом.


ребенок, Таймыр, парка,  девочка, бег, муксун, юноша, стол, снегоход, Россия, стрельба, олень, прыжок, собака, Катырык.


1 группа названия лиц (ребенок, девочка, юноша)

2 группа названия вещей (стол, снегоход, парка)

3 группа названия живых существ (собака, муксун, олень),

4. группа географические названия (Россия, Таймыр, Катырык),

5 группа название действий ( бег, прыжок, стрельба)


- ВРЕМЯ ДЛЯ ИССЛЕДОВАНИЯ. 3 минуты

В ходе этого исследования вы можете получить максимум 3 балла. Поставьте баллы в дневник наблюдения.

В ходе этого исследования мы делаем вывод, что имена существительные делятся на смысловые группы. ( Назвали: название лиц, вещей, живых существ, географических названий, название действий).


ФИЗМИНУТКА





4. ОПЫТ №3 « МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ» (СЛАЙД 7)

- Уважаемые научные сотрудники, в наш научно-исследовательский институт имени Морфологии поступили объекты для экспериментов. Каждая парта - это лаборатория. ( Выносится коробка).

- На ваших столах лежат карточки, в которые вы должны занести полученные данные. (Научные сотрудники вытягивают объект.

- ВРЕМЯ ДЛЯ ИССЛЕДОВАНИЯ. 5 мин

- Каждая научная лаборатория после экспериментов, выходит к доске и доказывает свою теорию.

- работают.

- доказывают.

В ходе исследования научными сотрудниками доказано, что имя сущ имеет следующие морфологические признаки. (Опрос).

- за морфологический опыт оцените себя по 5 бальной шкале.

А сейчас я предлагаю научным сотрудникам применить результаты исследований на практике. Для этого вы должны пройти тест.

5. тест “Имя существительное”

1.Определи падеж существительного:

В нашей школе прошел фестиваль.

А) П.п. Б) Р.п. В) Д.п. г) Т.п.

2. Укажите имя существительное

А) смелость Б) смело В) смелый.

3. Определите, каким членом предложения является выделенное слово в предложении

Берёзы украшают леса”:

а) подлежащим; б) дополнением; в) обстоятельством.

4. Найди лишнее существительное:

А) честность, Б) правда, В) благополучие.

5. найди лишнее существительное:

А) кошка, Б) энциклопедия, В) эксперимент, Г) галстук.

Ответы: 1)А, 2). А, 3) А, 4) В, 5) А.

Ответы к тесту 5 баллов

За испытательный тест я предлагаю в дневник наблюдения поставить баллы по количеству правильных ответов.

Общий вывод по опытам. Понятие о сущ.

- А сейчас этап награждения научных сотрудников. Подсчитайте баллы и определите свою ученую степень по количеству баллов :

1 степень от 15 до 18б - 5.

2 степень от 12 до 14б – 4.

3 степень от 9 до 11б – 3.

Мы поздравляем всех научных сотрудников аплодисментами.

Д.з. составить синквейн по имени существительному















































Приложение 1

1.ОПЫТ «Опознавательный».

Выпишите имена существительные в этот же лист и докажите , почему вы так решили


На снегу лежит бревно,
Очень странное оно:
даже ночью тёмно-синей
на него не ляжет иней

Ответ:__________________________________________________

__________________________________________________________

__________________________________________________________

___________________________________________________________




1.ОПЫТ «Опознавательный».

Выпишите имена существительные в этот же лист и докажите , почему вы так решили


хотя у птицы два крыла,
взлететь однако не смогла.
Но это, впрочем, не беда-
ей больше нравится вода.



Ответ:__________________________________________________

__________________________________________________________

__________________________________________________________

___________________________________________________________








1.ОПЫТ «Опознавательный».

Выпишите имена существительные в этот же лист и докажите , почему вы так решили


  • Если б все его изгибы

  • Люди выпрямить могли бы,

  • Великаном длинным стал бы,

  • Что до неба бы достал.



Ответ:__________________________________________________

__________________________________________________________

__________________________________________________________

___________________________________________________________





1.ОПЫТ «Опознавательный».

Выпишите имена существительные в этот же лист и докажите , почему вы так решили


  • Глыба чёрная лежала,

  • Как весенний снег лоснясь,

  • Лишь в огонь она попала-

  • Сразу кровью облилась.



  • Ответ:__________________________________________________

  • __________________________________________________________

  • __________________________________________________________

  • ___________________________________________________________

















Приложение 2



2. опыт «Теоретический»


Обсудите в паре и выпишите только те слова, которые обозначают группу названия лиц.


ребёнок

Таймыр

парка

девочка

бег




муксун

Юноша

Стол

Снегоход

Россия




Стрельба

Олень

Прыжок

Собака

Катырык



ответ:_____________________________________________________________________________________________________________________________________________

















Приложение 3


3.Опыт Морфологический

В ходе исследования мы обнаружили, что __________________________ - это имя существительное.

Во-первых,__________________________________________(одуш\неодуш),

во-вторых,_________________________________________(нариц\собств.),

в -третьих, _______________________________________________(род),

в-четвертых, _______________________________________________(число),

в-пятых, _____________________________________________(склонение).

Таким образом, мы можем сделать вывод, что ________________ это имя существительное. Что и требовалось доказать.





3.Опыт Морфологический

После продолжительных и тщательных наблюдений нами было установлено, что данный объект ______________________________________ является именем существительным .И в подтверждении этому мы приводим следующие доказательства.

А) ОНО _______________________________________(одуш\неодуш),

Б) Оно __________________________________________(нариц\собств.),

В) ОНО _______________________________________________(род),

Г) ОНО _______________________________________________(число),

Д) ОНО ______________________________________________(склонение).

Из всего вышесказанного мы делаем вывод, что

_________________________ - имя существительное.





3.Опыт Морфологический

В ходе лабораторных работ мы пришли к выводу, что предмет исследования ___________________________ относится к имени существительному. Так как имеет следующие признаки:

  1. _______________________________________________(одуш\неодуш),

  2. _______________________________________________(нариц\собств.),

  3. _______________________________________________(род),

  4. _______________________________________________(число),

  5. __________________________________________________(склонение).

Таким образом, делаем следующее умозаключение, что предмет исследования _________________________________ имя существительное.







3.Опыт Морфологический

_____________________ Наша лаборатория отнесла к имени существительному, так как :

- оно изменяется по падежам; Например в р.п. - ______________________

- относится к __________________ роду, а отсюда следует, что и к _________ склонению.

- изменяется по числам (или не изменяется);

А также в ходе исследования было обнаружено, что этот предмет ____________ (одуш/неодуш). Более того предмет________________ является _______________ (Нариц/собств)



Вышеизложенные доказательства являются основанием для заключения и подтверждения, что _________________ имя существительное.









3.Опыт Морфологический

Целью исследования было доказать, что ___________________ имя существительное. И в ходе экспериментов мы выяснили:

А) ОНО _______________________________________________(одуш\неодуш),

Б) Оно _______________________________________________(нариц\собств.),

В) ОНО _______________________________________________(род),

Г) ОНО _______________________________________________(число),

Д) ОНО __________________________________________________(склонение).

Что дает нам право утверждать, что _________________________ имя существительное.



3.Опыт Морфологический

Для изучения дан объект ____________________. Цель исследования – доказать, что объект относится к имени существительному. Приводим следующие доказательства:

Во-первых, _______________________________________________(одуш\неодуш),

во-вторых, _______________________________________________(нариц\собств.),

в -третьих, _______________________________________________(род),

в-четвертых, _______________________________________________(число),

в-пятых, __________________________________________________(склонение).

Таким образом, мы можем сделать вывод, что это имя существительное. Что и требовалось доказать.



Приложение 4



тест “Имя существительное”

1.Определи падеж существительного:

В нашей школе прошел фестиваль.

А) П.п. Б) Р.п. В) Д.п. г) Т.п.

2. Укажите имя существительное

А) смелость Б) смело В) смелый.

3. Определите, каким членом предложения является выделенное слово в предложении

Берёзы украшают леса”:

а) подлежащим; б) дополнением; в) обстоятельством.

4. Найди лишнее существительное:

А) честность, Б) правда, В) благополучие.

5. найди лишнее существительное:

А) кошка, Б) энциклопедия, В) эксперимент, Г) галстук.





Приложение 5



Дневник наблюдения

Ф. И. ______________________________________________________________

1 опыт

Опознавательный

2 опыт

Теоретический

3 опыт

Морфологический

Исследовательский

тест

Общий

балл

Оценка











Дневник наблюдения

Ф. И. ______________________________________________________________

1 опыт

Опознавательный

2 опыт

Теоретический

3 опыт

Морфологический

Исследовательский

тест

Общий

балл

Оценка











Дневник наблюдения

Ф. И. ______________________________________________________________

1 опыт

Опознавательный

2 опыт

Теоретический

3 опыт

Морфологический

Исследовательский

тест

Общий

балл

Оценка











Дневник наблюдения

Ф. И. ______________________________________________________________

1 опыт

Опознавательный

2 опыт

Теоретический

3 опыт

Морфологический

Исследовательский

тест

Общий

балл

Оценка











Дневник наблюдения

Ф. И. ______________________________________________________________

1 опыт

Опознавательный

2 опыт

Теоретический

3 опыт

Морфологический

Исследовательский

тест

Общий

балл

Оценка