СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект открытого урока "Правописание суффиксов чик/щик"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

            На данном уроке ребята узнают, когда надо писать чик/щик                                                                                                         

Просмотр содержимого документа
«Конспект открытого урока "Правописание суффиксов чик/щик"»


Конспект урока "Правописание суффиксов -ЧИК (-ЩИК)"



Тема: Правописание существительных с суффиксом – чик- // - щик - .

Тип урока:  изучение нового материала

Цель: изучение правописания существительных с суффиксом – чик- // - щик -;                  

Задачи:

образовательные:

  • научить грамотному письму слов с данной орфограммой, умению видеть ее в тексте и слышать;

  • формировать умения и навыки применения теории на практике и умения графически обозначать изученную орфограмму;

  • обогащать словарный запас учащихся;

развивающие:

  • развивать орфографическую зоркость, творческие способности детей: придумывать предложение со словом на данную орфограмму;

  • содействовать развитию у учащихся логического мышления, связной устной речи, самостоятельности;

воспитательные:

  • воспитывать интерес и уважение к родному языку, ценностное отношение к слову;

  • создать благоприятную атмосферу поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества.



  1. Оргмомент

- Здравствуйте, ребята. Сегодня мы начинаем изучение новой темы и мне хочется, чтобы наш урок был интересным и полезным для каждого.

  1. Проверка домашнего задания

Упр 291- проверка по цепочке.


  1. Изучение нового материала

Сегодня поговорим о разных профессиях.

-какие прфессии вам известны

- кем работают ваши родители

- кем бы вы хотели стать

-какие профессии, по-вашему, сегодня популярные, нужные

На доске написаны слова.

Переплетчик, докладчик, гардеробщик, сварщик, переписчик, резчик, сортировщик, стекольщик.

– Сделайте морфемный разбор этих слов.

– Объясните подчеркнутые буквы.

– Перепишите слова в 2 столбика: в 1-й – с суффиксом -чик-, во 2-й – с суффиксом -щик-.

– Определите, после каких согласных стоит суффикс -чик-, а после каких -щик-. Сделайте вывод.

– Сравните свой вывод с выводом учебника (с. 102).

– Составьте алгоритм, опираясь на сведения о применении данного правила (с. 102).

– Буквы, притягивающие суффикс -чик-, содержатся во фразе Я тоже здесь. Найдите их. Запомните эту фразу.

4. Закрепление

1) Упражнения 244

2) Творческий диктант.

– Подберите к этим выражениям по смыслу слово с суффиксом -чик- или -щик-.

1. Самолет вел опытный пилот.

2. Играющий на ударном инструменте.

3. Все подписавшиеся будут получать газету.

4. Инициатором драки был Вася.

5. Смазывающий колеса закончил свою работу.

6. Папа Карло по профессии был ...

3) Заполните таблицу. Поставьте знак «+» в соответствующем столбце.

Примеры

-чик-

-щик-

рассказ..ик

заказ..ик

лет..ик

барабан..ик

совет..ик

экскаватор..ик

развед..ик

камен..ик

стеколь..ик

буфет..ик

перебеж..ик

перепис..ик



4. Письмо по памяти.

Будет вечер – заговорщик и обманщик,

Темнота на мостовые упадет,

Но вглядись – и ты увидишь,

Как веселый барабанщик

С барабаном вдоль по улице идет.

Б. Окуджава

5. Выборочный диктант.

Учитель читает текст. Задача учащихся – записать слова с суффиксами -чик-, -щик-, обозначающие профессии людей.

В старину изготовление книг требовало большого труда многих людей. Один человек готовил тетради и разлиновывал их, другой – переписчик – писал черный текст. Художник-рисовальщик разрисовывал буквицы, заставки и миниатюры.

Позднее, после появления книгопечатания, над книгой стали работать наборщики, которые вручную составляли из свинцовых литер строчки и страницы. Батырщик – помощник печатника – наносил на набор краску. Листы, покрытые ровными строчками текста, развешивались на веревках для просушки, совсем как выстиранное белье. А потом за работу принимались переплетчики: они складывали листы в тетради, сшивали в блоки, готовили переплетные крышки и одевали книгу. Часто переплеты были очень дорогими, имели отделку из золота, серебра и драгоценных камней. Книга в старину представляла большую ценность, и в библиотеках ее нередко приковывали к столу цепью, чтобы никто не мог украсть.

Книжное дело было настоящим искусством. (По Павлову

     5.  Итог урока.

– От чего зависит выбор букв ч, щ в суффиксе чил/щик имен существительных?
– Были ли у вас затруднения?

        6. Домашнее задание.

Упр. 298 (подготовиться к диктанту), упр. 294.