государственное бюджетное учреждение Калининградской области
профессиональная образовательная организация «Педагогический колледж»
МДК.02.03 Практикум по организации внеурочной работы в области изобразительной деятельности и декоративно - прикладного искусства
Конспект внеурочного занятия (мероприятия)
в области изобразительной деятельности и декоративно - прикладного искусства
Тема: «Народное декоративно – прикладное творчество. Гжель».
Подготовила: обучающаяся 33 группы
специальности
44.02.02 Преподавание в начальных классах
Стец Юлия Николаевна
ФИО
Черняховск 2019г.
Тема: «Народное декоративно – прикладное творчество. Гжель»
Цель: создать благоприятные условия для актуализации представления о народном промысле Гжели; развитие и умение обучающихся в кистевой манере росписи на примере изучения типовых элементов Гжели, познакомиться с Гжельской росписью.
Задачи:
Воспитательные – воспитывать уважение и интерес к национальным традициям и ценностям культуры русского народа; добиться максимальной самостоятельности детского творчества.
Развивающие – развивать эстетическое отношение к действительности; прививать бережное отношение к природе; пробуждать любознательность в области народного, декоративно-прикладного искусства; развивать смекалку, изобретательность и устойчивый интерес к русскому народному творчеству; формирование творческих способностей, духовной культуры; развивать способность к синтезу и анализу, гибкость и мобильность в поисках решений и генерирования идей.
Образовательные – познакомить с историей происхождения техники гжельской росписи; научить самостоятельно, составлять композицию, используя при этом изученные элементы гжельской росписи; раскрыть истоки народного творчества;
Планируемые результаты:
Личностные: развитие способности к самооценке на основе критериев успешности вне учебной деятельности; развитие трудолюбия; формирование интереса к новому учебному материалу; развитие учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и учебных мотивов.
Метапредметные:
Формирование регулятивных универсальных учебных действий: развитие умения проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве, планировать свои действия, оценивать правильность выполнения; высказывать своих мыслей по тексту (по рисунку), по модели.
Формирование коммуникативных универсальных учебных действий: развитие умения работать в группе, находить общее решение; развитие умения аргументировать своё предложение; контролировать и оценивать действий партнёра; развитие умения выражать свои мысли.
Формирование познавательных универсальных учебных действий: развитие умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель занятия; находить пути решения задач занятия; работать с информацией (сбор, систематизация, использование); проводить классификацию по заданным критериям.
Предметные: актуализация знаний по теме «Гжель»; ценностное отношение к русскому-народному творчеству.
Ход занятия:
I. Подготовительный этап:
У.: Прозвенел звонок и смолк,
Начинается урок.
На меня все посмотрели
И за парты тихо сели.
Я надеюсь, что у вас хорошее настроение и хочу пожелать удачи в нашем путешествии за новыми знаниями, потому что с малой удачи начинается большой успех.
Меня зовут Юлия Николаевна, сегодня внеурочное занятие проведу у вас я!
У.: Как вы понимаете значение слова “Народные промыслы”
О.: ответы обучающихся.
У.: Что можно отнести к народным промыслам?
О.: ответы обучающихся.
У.: Народные промыслы — широкий спектр изделий, изготовленных при помощи простых подручных материалов, и несложных инструментов, где вещи, создаются собственноручно при помощи умений и смекалки. Работа может выполняться на ткани, дереве, цветных металлах, бумаге и т. д. Обычно термин применим к вещам, которым находят не только эстетическое, но и практическое применение. Народное ремесло берет некоторые начала от сельского ремесла, благодаря которому создавались предметы первой необходимости.
У.: А что значит “Истоки народных промыслов”?
О.: Начало, зарождение чего-либо.
У.: Сегодня мы ближе познакомимся с одним из народных промыслов. Но вам нужно будет разгадать его название.
О.: Гжель
II. Основной этап.
У.: Сейчас расскажу я вам не сказку, а быль.
Давным-давно это было. В некотором царстве, в российском государстве, недалеко от Москвы, средь дремучих лесов стояла деревушка Гжель. Жили там смелые и умные, добрые и работящие люди. Издавна делали они посуду из белой глины. Даже название деревни связано было со словом «жечь», ведь изделия из глины обязательно подвергали обжигу в печи при высокой температуре. И вот собрались они однажды и стали думать, как бы им лучше мастерство свое показать, всех людей порадовать да свой край прославить. Думали-думали и придумали. Решили лепить посуду такую, какой свет не видывал. Стал каждый мастер своё умение показывать. Один слепил чайник: носик в виде головки петушка, а на крышке курочка красуется.
Другой мастер посмотрел, подивился, но чайник лепить не стал. Увидел он на улице бычка, да и вылепил его. Третий мастер подивился красоте такой, а сам ещё лучше придумал. Слепил он сахарницу в виде рыбки сказочной. Улыбается рыбка, хвостом помахивает, плавничками потряхивает. Дивная получилась сахарница.Стали дальше думу-думать. Как бы украсить такую затейливую посуду?
Разошлись по домам. Идут дорогой и смотрят. А вокруг сказочная красота, разливается синь-синева: высокое синее небо с белыми облаками, вдалеке синий лес виднеется, синяя гладь рек и озер, а над ними белый туман стелется.
Вот и задумали они перенести эту синеву на белый фарфор. И всё, что кисть рисует, становится синим и голубым. И цветы, и люди, и птицы, и трава.
Полюбилась нарядная посуда людям, и стали называть ее ласково «Нежно-голубое чудо - сказочная гжель». На весь мир прославили гжельские мастера свой любимый край, всем поведали, какие умелые мастера живут на Руси.
И по сей день жив старинный городок Гжель. Трудятся в нем внуки и правнуки знаменитых мастеров, продолжают славную традицию, лепят и расписывают удивительную гжельскую посуду.
У.: Где расположен город Гжель?
О.: Недалеко от Москвы.
У.: Откуда пришло такое название, от какого слова?
О.: По преданию из старины, от слова “жечь”.
У.: Какую особенность заметили в росписи?
О.: Роспись синей краской по белому фону.
У.: Гжельский орнамент - это бусины-ягоды легкие светло-голубые усики, тонущие в фарфоровой белизне, словно брызги, это - декоративные цветы. Цветочные композиции симметричны и спокойны. От крупного цветка расходятся в стороны тонкие стебли с бутонами. Пышные травки, легкая спираль усиков. Пышные гвоздики, лилии, розы, простые полевые цветы. Гжельский орнамент превращается в сказочно-декоративные узоры, лишь отдаленно напоминающие реальные растения.
У.: Посмотрим внимательнее, мы видим элементы росписи “капелька”, “гжельские листики”, один из видов цветка, соединение элементов в простые узоры.
У.: И все же названия этих элементов встречаются и в других росписях. Что же отличает Гжель от них?
О.: Роспись только синей краской по только белому фону.
У.: Что украшают гжельскими узорами?
О.: Вазы для цветов, чайники, сахарницы, чашки, блюдца, чайные сервизы.
У.: А сейчас мы с вами тоже побываем в сказке и почувствуем себя настоящими гжельскими мастерами. Есть у меня набор гжельских птичек, но только они белые, не раскрашенные. Поможете мне расписать их?
Физминутка.
Закройте глаза и представьте, что вы находитесь в настоящей мастерской, что каждый из вас – художник. Представьте узор, который вы хотели бы нарисовать. Теперь разомните ладоши, пальцы. Приготовьте руки для работы.
У.: Подумайте, как вы распишите свою фигурку, представьте, что должно получиться. Приступайте к работе.
Выставка работ.
У.: Ребята, вы настоящие мастера гжельской росписи, какие красивые и яркие у вас получились работы! Вы все молодцы!
Рефлексия.
У.: С каким промыслом познакомились?
О.: С Гжельской росписью.
У.: Верно с Гжельской росписью. Какие элементы росписи являются главными?
О.: В Гжельской росписи главными элементами являются цветы, животные, птицы, пейзажи.
У.: На каких изделиях выполняется роспись.
О.: Она выполняется на глиняных изделиях.
У.: Давайте оценим свою работу и настроение на занятии с помощью цвета. Так как в гжельской росписи присутствуют синий и белый цвет, то мы используем эти два цвета. На столе у вас лежат два цвета: синий –занятие понравилось, белый - не понравилось. Выберите цвет и прикрепите его на доску.
У.: Наше занятие подошло к концу, благодарю вас за хорошую работу.