Конспект открытого занятия по познавательному развитию (экологическое воспитание) в младшей группе
на тему «В поисках капельки»
Задачи:
Образовательные:
Уточнять и расширять знания детей о воде, ее свойствах, значении в жизни растений, животных и растений, показать, где, в каком виде существует вода в окружающей среде. Обогащать словарный запас детей словами: жидкая, прозрачная, бесцветная, льётся, переливается, проливается.
Развивающие:
Развивать внимание, мышление, память, познавательную активность дошкольников через экспериментальную деятельность
Воспитательные:
Воспитывать бережное отношение к воде как основному природному ресурсу, воспитывать аккуратность при работе с водой, умение внимательно слушать и понимать воспитателя.
Предварительная работа:
Чтение экологических сказок о воде, художественных произведений; беседы: «Для чего нужна вода?», «Что случится, если исчезнет вода?», «Давайте беречь воду вместе!», «Круговорот воды в природе»; разучивание стихотворений, потешек; рассматривание иллюстраций; наблюдение в природе и быту; проведение опытов; игры; слушание аудиозаписи «Звуки природы»: «Шум капель», «Шум дождя», «Шум моря»; выполнение поручений в центре природы (полить растения, протереть пыль), наблюдение за трудом взрослых в уголке природы и игровом уголке (моют игрушки, стирают кукольное белье).
Методические приемы. Беседа, показ, рассматривание картин, сюрпризный момент, опыты с водой.
Наглядный материал:
Рисунок Капельки (грустной и веселой); аудиозаписи «Звуки природы»: шум капели, шум моря, шум дождя; карточки для дидактической игры «Кому нужна вода?» Оборудование для проведения опытов: пластиковые тарелочки с водой, губка.
Оборудование. Воздушный шар с нарисованными глазками и ртом, посуда с водой, губки, бумажные цветы с загнутыми к середине лепестками, бумажные полотенца, иллюстрации «Для чего нужна вода».
Ход занятия:
Воспитатель: Утром встали малыши, в детский садик свой пришли. Гости здесь у нас с утра, поздоровайтесь, друзья.
Воспитатель: Теперь у нас с вами и у наших гостей хорошее настроение.
(звучит фонограмма слов Мойдодыра) Ребята, здравствуйте!
Воспитатель: Посмотрите, ребята, сегодня к нам в гости пришел Мойдодыр. Что тебя к нам привело?
ФОНОГРАММА. Дело в том, что мальчик Вова плохо закрывал кран и капелька воды утекла. А это очень важная и нужная капелька, помогите мне ее отыскать.
Воспитатель: Ребята, поможем, Мойдодыру
Дети: Да
Воспитатель: А зачем нам вообще искать маленькую капельку воды. Зачем нам нужна вода?
Дети: Вода имеет большое значение для жизни. Она нужна насекомым, птицам, животным, растениям, рыбам.
Воспитатель: Тогда мы обязательно поищем капельку. Но что бы ее найти нужно вспомнить, что вообще из себя представляет вода? Какая она?
Дети: Вся вода состоит из таких маленьких капелек. Картинка
Воспитатель: Знаете ли вы, для чего нужна вода? (Ответы детей)
Дети: Чтобы пить, мыть руки, готовить еду, стирать…Картинка
Воспитатель Что вы еще можете сказать о воде, какая может быть вода?
Дети. Вода прозрачная, через нее все видно. Она бесцветна... Она бывает холодной, чистой, грязной, не имеет запаха, не имеет вкуса.
Воспитатель: Ребята, а где живет вода у нас в садике, у вас дома?
Дети: в кране Картинка
Воспитатель: А как вы думаете, где живет вода в природе, на улице
Дети: в реке, в море, в туче. Картинка
Воспитатель: Верно, еще вода может по-разному .звучать. Будет разный звук, давайте попробуем отгадать звук чего мы слышим
Я предлагаю вам, закрыть глазки и отгадать какой звук вы слышите. Звучит фонограмма: «звук капели», «звук дождя», «звук моря» (дети определяют, что они слышат).
Затем звучит звук ветра.
Воспитатель: Дети подул ветер и принес тучку. А из тучи спускается капля воды. Ребята, вот мы и нашли капельку. Оказалось, наша капелька превратилась в дождь. А зачем нужен дождь?
Дети: Животные и растения пьют.
Воспитатель: Молодцы, как мы уже сказали, все живые существа не могут прожить без воды. Вода – это жизнь. Я предлагаю пройти к столам и проверить насколько растения нуждаются в воде и капелька посмотрит, какое важное дело она делает.
Эксперимент «Распускающиеся цветы в воде»
Воспитатель: Ребята, мы сейчас будем работать с водой, поэтому, чтобы не намочить рукава, давайте их закатаем.
Воспитатель. Дети, что вы видите на столе, (ответы детей) - тарелки с водой, цветы из цветной бумаги.
Но дети посмотрите, цветы закрытые. Что с ними случилось лепестки цветов закрыты, помялись.
Дети. Они засохли без воды
Воспитатель. Давайте опустим их в воду и посмотрим, что произойдёт (цветы распустились)
Воспитатель. Какие вы дети молодцы, аккуратные в работе. Вы так старались, что почти ничего не пролили. Ведь мы с вами знаем, что воду нужно экономить.
Воспитатель (в форме беседы): Без водицы ни растениям, ни нам никак не обойтись; только просыпаемся и сразу же идем умываться; вода нас освежает, делает чистыми, свежими, бодрит. Давайте покажем, как мы умеем умываться и закаляться с доброй водичкой. Дети, выходите на коврик!
Потешка
Водичка-водичка,
Умой мое личико,
Чтобы глазки блестели,
Чтобы щечки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.
Физкультминутка.
К речке быстро мы спустились, (шагаем на месте)
Наклонились и умылись. (наклоны вперед)
А теперь поплыли дружно,
Делать так руками нужно: (махи руками, как при плавании)
Раз, два, три, четыре- (хлопаем в ладоши)
Вот как славно освежились! (встряхиваем руками)
И отправились гулять
Дальше капельки искать (шагаем)
Молодцы! Давайте еще раз скажем, откуда растения получают воду?
Дети: Она попадает к нам на землю в виде дождя из тучки.
Воспитатель: Хотите, я покажу вам, как это происходит?
Садитесь. Перед вами стоят тарелки с водой - это река. А рядом с тарелками лежат губки – это облака. Возьмите губки в руки. Наши облака легкие или тяжелые?
Дети: легкие
Воспитатель: Правильно, потому что в них нет воды. А когда облака проплывают мимо рек, они вбирают в себя капельки воды. Опустите губки в воду. А теперь поднимите ее над тарелкой. Какая теперь губка, легкая или тяжелая?
Дети: тяжелая
Воспитатель: Правильно. Наше легкое облако превратилось в тяжелую тучку. И из нее пойдет дождик, сожмите губку. Какой сильный дождик пошел! Какие вы дети молодцы, аккуратные в работе. Вы так старались, что почти ничего не пролили. Ведь мы с вами знаем, что воду нужно экономить! А теперь положите губку на клеенку и вытирайте руки бумажным полотенцем.
Воспитатель: Ребята, давайте, отнесём нашу капельку Мойдодыру и пообещаем, что мы не будем вести себя как мальчик Вова, будем беречь воду, стараться ее экономить.
Мойдорыр . Я благодарен, что вы, знали и сейчас еще больше узнали на опытах о воде. Вы знаете, что вода нужна всем: людям, растениям, животным. А, главное знаете, что воду нужно экономить.
Воспитатель. Видите, дети, благодаря Капельке мы повторили, что знаем о воде. Вам дети понравилось? Что вам понравилось больше всего?
Ответы детей.
Воспитатель.
Мойдодыр, на прощанье оставил нам вкусную и полезную воду на память о себе, чтобы вы помнили, что деткам обязательность нужно пить водичку, ведь она полезная, а обращаться с водой нужно бережно