Раскол в русской православной церкви
Церковные реформы
В XVI век Россия была самым крупным независимым православным государством. Но у неё были недостатки:
- невежество духовенства;
- распространение различных пороков (пьянство);
- отсутствие строгого соблюдения церковных правил и устава;
- многоголосие (разные части службы пелись и читались одновременно – в результате богослужение делалось совершенно непонятным для молящихся, лишалось порядка и чинности);
- русское духовенство недостаточно образованное (плохо знают богословские основы православного вероучения и с трудом могли защищать свою веру в спорах с представителями других конфессий).
В конце 1940-х гг. в Москве сложился кружок ревнителей благочестия. Возглавлял Стефан Вонифатьев. Выступали за:
- наведения порядка в церковной среде (в частности, за запрет многоголосия);
- улучшения нравов духовенства;
- за духовное просвещение в народе;
- искоренение пережитков язычества и суеверий.
«Ревнителям» много удалось добиться:
- запрещено многоголосие;
по указу царя:
- мирянам предписывалось соблюдать посты;
- читать воскресенья и церковные праздники;
- регулярно исповедоваться и причащаться;
- началась борьба с суевериями и считавшиеся непристойными развлечениями (скоморошество).
Проблемой стали богослужебные книги. Они переписывались от руки и в них нередко встречались ошибки, поэтому текст существенно отличался от древних рукописей. Изменилась и церковная служба. В результате к середине XVII века богослужебный чин и священные тексты Русской церкви и церквах православного Востока частично отличались друг от друга.
Как сделать, чтобы связи между православными церквами укрепились? – ввести единообразие в богослужении и церковных книгах.
«Ревнители благочестия» разделились во мнении |
Исправить богослужебные книги по древнерусским образцам. | За основу необходимо взять греческие церковные тексты. |
Патриарх Никон
Сторонник исправления богослужебных книг по греческому образцу.
Исторический портрет: был потомком простых крестьян, родился в Поволжье. У него умерли трое детей, после чего принял постриг в Соловецком монастыре. Сначала был священником, позднее возглавил один из северных монастырей. С 1652 г. – патриарх.
Пользовался доверием и любовью царя Алексея Михайловича. В его отсутствие правил государством. Стремился сделать церковную власть выше государственной.
Реформы Никона:
- богослужебные книги переписал по греческому образцу;
- православным предписывалось креститься тремя перстами;
- во время крестного хода идти против солнца;
- имя Христа стали писать с двумя «С» (Иисус);
- поклоны стали поясными.
Для многих такие реформы считались кощунственными.
Ознакомиться с дополнительной информацией
Стр. 150-151
Никон и Аввакум.
В 1654 г. на церковном Соборе духовенство и царь поддержали нововведения, а противников Никона обвинили в расколе и отлучили от Церкви.
За приверженность старым обрядам, отвергнувших реформу Никона, стали называть старообрядцами, староверами и раскольниками. Одним из идеологов старообрядцев был протопоп Аввакум.
Протопоп Аввакум
Так же, как и Никон был родом из Нижегородского уезда. Служил в одном из нижегородских сёл, а потом – в городе Юрьевце. Вступал в конфликты с прихожанами не зависимо от их положения. За верность своим убеждениям поплатился ссылкой.
Никон, окрылённый поддержкой царя, вмешивался в дела государства. Царь запретил называть себя «великим государем». Тогда Никон поставил условие, что не будет больше исполнять обязанности патриарха и уехал в Новоиерусалимский монастырь. Царь дал согласие на уход патриарха.
1666-1667 гг. – церковный Собор, на котором собрались патриархи других Православных церквей:
- низложил Никона;
- осудил протопопа Аввакума;
- согласились с нововведениями.
Никону разрешили вернуться после смерти Алексея Михайловича, но умер в пути. Аввакума лишили сана и предали анафеме – церковному проклятию. Сослали его в далёкий северный Пустозёрск. Там в земляной тюрьме он провёл 15 лет и в 1682 г. был сожжён на костре.
Старообрядцы
Работа с картиной на стр. 155
Ответить на вопросы.
Спасаясь от гонений, староверы уходили в глухие места, где основывали свои поселения – скиты в Сибири и на Урале. Старообрядчество разделилось на несколько направлений: согласия и толки.