Конспект по развитию речи для детей старшей группы
на тему: «Одежда»
Выполнила: Иванова Е.А.
Цель: научить правильно составлять описательный рассказ об одежде опираясь на схему и наглядный материал.
Задачи:
Содействие упражнению в образовании качественных прилагательных, согласование прилагательных с существительными; личных местоимений с существительными.
Закрепление знаний профессий людей, которые изготавливают одежду (модельер, закройщик, портной)
Закрепление знаний детей о названиях частей одежды (воротник, манжеты, рукава, подол, карманы, пуговицы, застежка, пояс и др.)
Содействие умению классифицировать одежду: по сезону (зимняя, летняя, демисезонная), по назначению (домашняя, праздничная, рабочая, спортивная), по гендерной принадлежности (мужская, женская, детская).
Планируемый результат:
Умения детей составлять описательный рассказ по наглядному материалу; представление детей о видах одежды, её классификации.
Материалы к занятию:
Схема для составления описательного рассказа об одежде; предметные картинки с изображением одежды; бумажные детали платья (верхняя часть, нижняя часть - юбка, два длинных рукава, два манжета, круглый воротник, оборка, пояс); мяч; для эксперимента - лейка с водой, таз, ткани (кожа, плащёвка, ситец).
Ход занятия
Загадка:
Везде ты видишь вещи эти, ведь в них удобно и тепло,
И много их на белом свете, но их запомнить - мудрено.
Эти вещи надо знать, в них хорошо играть и спать.
Гулять и летом и в мороз, и даже в холод спрятать нос.
Они о многом могут рассказать:
Кто их надел, куда пошёл, зачем их надо примерять?
Для ног, для рук, для головы, они важны и хороши.
Красивы – просто загляденье, о чём моё стихотворенье? (ответ детей)
Воспитатель: - Правильно, эта загадка о самых разных вещах, которые можно назвать одним словом – одежда.
Беседа на тему “Одежда”. На магнитной доске иллюстрации одежды.
Воспитатель: - Посмотрите, пожалуйста, на доску. Что вы на ней видите? Скажите, о чём мы будем разговаривать сегодня? (Об одежде)
- Для чего нужна одежда? (ответы детей)
- Одежду шьют на швейной фабрике, специально обученные люди. Сначала модельер придумывает фасон, затем закройщик раскраивает отдельно все детали, а портной сшивает их.
(на доске, по частям собирается платье и называются все детали)
- Верхняя часть, нижняя часть платья называется юбка, два длинных рукава, два манжета, круглый воротник, оборка, пояс.
- Из чего шьют одежду? (из ткани, материала)
Игра “Спрошу – ответь”
на активизацию имеющихся у детей знаний
Вопросы воспитателя:
Ткань из шёлка, какая ткань? (шёлковая) платье? (шёлковое).
Ткань из шерсти, какая? – (шерстяная) пиджак? (шерстяной)
Ткань из кожи, какая ткань? (кожаная) плащ? (кожаный).
Ткань из меха, какая ткань? (меховая) манто? (меховое).
Ткань из джинсы, какая ткань? (джинсовая) брюки? (джинсовые).
Ткань из драпа, какая ткань? (драповая) пальто? (драповое).
Воспитатель: - Одинаковую или разную одежду носят мужчины, женщины, дети (ответы детей)
- Как она называется? (мужская, женская, детская)
- Как называется одежда, которую мы носим (дома, в гостях, на работе, на физкультуре? – Разная по назначению (праздничная, рабочая, спортивная)
- Как называется одежда, которую мы носим летом? (летняя). Какую летнюю одежду вы знаете? (шорты, майка, платье, юбка, сарафан и т.д.)
-Как называется одежда, которую мы носим зимой (зимняя). Какую зимнюю одежду вы знаете? (шуба, пальто, меховая куртка, шапка и т.д.)
- Как называется одежда, которую мы носим осенью, весной (осенняя, весенняя). Осенняя и весенняя одежда называется демисезонной («деми» - между сезонами) – Разная по сезону.
- Какую демисезонную одежду вы знаете? (куртка, пальто, брюки, колготки, кофта, перчатки)
Эксперимент
- Демисезонная одежда в основном шьётся из водонепроницаемой ткани (кожи, плащёвки). А почему вы попробуйте догадаться сами.
Проводится эксперимент: через кожу, плащёвку и ситец пропускается вода.
Вывод: так как осенью бывает сыро, идут дожди, нужна такая одежда, чтобы не пропускала влагу, а кожа и плащёвка не пропускают воду. Поэтому осеннюю одежду шьют из этих тканей.
Составление описательного рассказа об одежде по схеме
Воспитатель: - Ребята, давайте устроим «Показ моделей», моделями будете вы сами. Нужно рассказать о той вещи, которая на вас надета: что это, из какой ткани, какого цвета, что есть у вещи, для чего нужна эта вещь?
Воспитатель: - Итак, встречаем модель (имя ребёнка). Ребёнок выходит на подиум, и рассказывает об одежде. Воспитатель в случае затруднения задаёт наводящие вопросы (пользуются схемой). Выслушивается 2 –3 рассказа.
Физкультминутка
Мамам дружно помогаем, сами в тазике стираем:
И рубашки, и носочки, и штанишки, и платочки
(Дети выполняют движения руками, как будто стирают);
Через двор натянем ловко для одежды 3 верёвки
(Поднимаем руки вверх и покачиваем их из стороны в сторону);
Светит солнышко-ромашка
(Руки через стороны опускаем и поднимаем вверх);
Скоро высохнут рубашки, и штанишки, и платочки, сарафанчики-носочки.
(Движения руками сверху вниз, как будто снимаем бельё с верёвки).
Игра «Что можно делать с одеждой»
Воспитатель: - Сейчас мы поиграем в игру. Вы будите передавать друг - другу мяч и говорить, что можно делать с одеждой.
Дети: - Покупать, терять, мять, рвать, чинить, дарить, вешать, складывать, стирать, прятать, гладить и т. д.
Игра «Жадина»
Раздаются картинки с одеждой, дети должны согласовать личные местоимения с существительными.
Дети: - Мой шарф, моё пальто, мои брюки, моя шапка и т.д.
Рефлексивная
Воспитатель: - О чём мы сегодня с вами беседовали? Скажите, какая из игр на занятии вам понравилась? Почему? Что узнали нового?
Ответы детей.